Арт-Причал. Венеция шедевр архитектуры на зыбком о

--------С ВАМИ ГАЛИНА РОССИ---------

Венеция – уникальный город, стоящий на воде уже более 1500 лет. В Средние века её называли La Serenissima Repubblica di Venezia – «Пресветлая республика Венеция». Это название отражало её богатство, независимость и могущество. Но удивительным было не только политическое влияние Венеции, но и сам факт её существования на зыбких водах лагуны.

Основание города относят к V–VI векам, когда народы, спасаясь от нашествий гуннов и лангобардов, искали убежище в лагуне. Эти земли были болотистыми и непригодными для земледелия, но зато защищёнными от врагов. Венецианцы догадались, что вода может стать их щитом, а для того чтобы закрепить свои дома на мягком дне лагуны, они придумали использовать деревянные сваи. Так с 421 года Венеция покоится на миллионах вбитых в морское дно стволов деревьев.
Одна только колокольня Сан-Марко стоит на 100 000 сваях, а для возведения базилики Санта-Мария-делла-Салюте понадобилось более миллиона стволов. Древние строители забивали деревья в морское дно, создавая подводный лес. Эта уникальная конструкция уходит в глубину до трёх метров, при этом сваи расположены всего в полуметре друг от друга. Поверх них укладывались деревянные балки, а затем каменные плиты из истрийского известняка, который добывали в Хорватии. Этот камень оказался идеальным материалом для строительства, так как он устойчив к воде и соли, что предотвращает разрушение зданий.

Не сталь и не бетон, а главным образом ольха и дуб служат основой для целого города. В солёной воде эти сваи со временем окаменели. Обычно древесина разлагается во влажной среде, но в Венеции этого не происходит. Причина в том, что сваи находятся в зоне, где практически нет кислорода. Вода лагуны пропитана солью, а бактерии, вызывающие гниение, просто не могут выжить в таких условиях. Со временем древесина становится твёрдой, почти как камень, что делает её идеальным строительным материалом.

Лесоматериалы для Венеции доставляли из обширных лесов Хорватии, Словении и северной Италии. В особенности использовалась ольха, так как она лучше всего сохранялась в воде. Венеция и хорватское побережье Адриатики находятся очень близко друг к другу: например, расстояние до города Ровинь – всего около 100 км по морю. Логично, что венецианцы активно использовали природные ресурсы и порты восточного берега Адриатики.

С VIII века Венеция начала устанавливать контроль над морскими торговыми путями, а к XIV веку фактически правила Адриатическим морем. Города Далмации, такие как Сплит, Задар и Дубровник, сначала были торговыми партнёрами Венеции, а затем вошли в состав её республики. Влияние Венеции на хорватские земли было огромным: в архитектуре Дубровника, Трогира и Задара можно увидеть элементы венецианского стиля – узкие улочки, арочные окна, башни-колокольни.

Для строительства Венеции использовали истрийский известняк – прочный камень, добываемый в Истрии. Обычный известняк мягкий и подвержен выветриванию, но истрийский отличается высокой плотностью и практически не пропускает воду. Фактически, это «недозревший» мрамор, которому не хватило пары миллионов лет, чтобы стать настоящим мрамором, но даже в таком виде он идеально подходил для строительства Венеции. Из него сделаны Дворец дожей, мост Риальто и многие другие сооружения. Этот камень использовали не только в Венеции, но и в Дубровнике, Триесте, Вене и даже в Будапеште.

Когда строили Венецию, технология была примитивной, но эффективной. Сваи забивали вручную или с помощью простых механизмов: рабочие использовали тяжёлые молоты и били по сваям, чтобы они входили в грунт. Позже начали применять деревянные подъёмные устройства с тяжёлыми грузами, которые с высоты падали на сваю, вбивая её в морское дно. Сваи вдавливались в мягкий ил за счёт собственного веса и воздействия воды, а затем утрамбовывались. Их забивали так плотно друг к другу, что со временем они создавали надёжное основание. Вода в лагуне насыщена минералами, и древесина со временем минерализировалась, становясь прочной, как камень.

Сваи устанавливали с плотов и деревянных платформ, которые служили своеобразными плавучими строительными площадками. Средняя глубина каналов в Венеции составляет 1,5–2 метра, Гранд-канал достигает 5 метров, а у портов глубина может достигать 10–15 метров. Каналы регулярно очищают от ила, так как Венеция постоянно подвержена оседанию грунта.

Даже спустя века Венеция продолжает стоять на деревянных сваях, которые не гниют под водой. Это настоящий инженерный шедевр! Венецианцы были искусными архитекторами и инженерами, но официальные чертежи первых свайных конструкций до нас не дошли. В Средние века знания часто передавались из уст в уста или хранились в семейных гильдиях. Однако в эпоху Возрождения венецианские инженеры оставили более подробные чертежи, включая гидротехнические проекты XV–XVI веков, которые позволяют лучше понять, как создавался этот уникальный город.
Венеция – не только один из самых красивых городов мира, но и символ человеческого гения. Город, покоящийся на миллионах свай, продолжает стоять, несмотря на капризы природы и времени, доказывая, что даже самые смелые мечты могут быть воплощены в реальность.

***

Иллюстрация создана с помощью AI


Рецензии