Жил был один еврей

«Вы пришли к занятому человечеству, делайте свою жизнь и уходите!»
                Сигизмунд Кржижановский
                Майса
                (сказка)
Жил был один еврей. Так, ничего особенного. Ничего особенного про него сказать было нельзя. Но жил по-божески, по заповедям. Старался.
Вот, наконец, предстает он перед Б-гом и ждет своей участи. Спрашивает его Б-г, как жил, что делал. Еврей-то думал, что Он и так все знает. И послышалось ему:
- Честно? Ну конечно знаю.
И смотрит так, будто зевает. А еврею кажется, что пока он ждал, перед ним целую вечность разбирали жизнь другого новопреставленного (гоя, не еврея, кстати, это слово ничего другого и не значит). Чувствует еврей, что как-то обидно ему, завидно что ли. И пока он разбирался грех это или нет, глядь – а у него клиническая смерть. И вернулся он опять на больничную койку. Все видит и все слышит. Врачи суетятся, чего-то хлопочут. Чувствует он, что не зря вернулся. Надо же что-то сделать? Ущипнул медсестру за задницу и с чувством выполненного долга помер.
И на этот раз сразу к Б-гу, без ожиданий. Смотрит Он на еврея хитро так. И кажется еврею, что слышит он слова: «Мы теперь больше документальным интересуемся» и опять смерть оказывается клинической. У постели сидит жена, плачет. Потом звонить ей стали дети, внуки, правнуки… «Все переживают, спрашивают. А, ведь у них свои дела. Ну что он такого из себя представляет? Забудут скоро. Ну портрет будет висеть, ну дочка расскажет своей внучке, кто это. А та не скажет сыну или дочери, они выбросят портрет или забудут на старой квартире. И сколько же я у них времени отнимаю?» И хочет умереть он поскорее, чтобы греха было поменьше на Земле.
Смотрит – не берет его Б-г к себе. Вечность тянется, а еврею хочется определиться. Что же сделать такого? И вдруг понимает, что не умер еще, а сон ему снится. И во сне Б-г к нему приходит и говорит:
- Ты что думаешь, я тебя от скуки создавал? Мне правда не до тебя извини! У меня человек за правду в тюрьме умирает. В его стране много людей требует его освобождения, да только ничего Я сделать не могу.
- Брось меня к нему в камеру!
- Ну а за что тебя в тюрьму?
Тогда поднялся еврей и пошел искать. На убийство я не способен, думает, нельзя. Но сначала перед земным судом предстану. Украл он лекарства из сейфа. Попал под суд, и оказался в одной тюрьме, в одной камере с этим гоем. Как и хотел. Видит, что хороший человек и стал ему про Б-га говорить. И тот ему отвечает:
- Спасибо, знаешь, я может не только в Него и поверю, но и в то, что Б-г тебя прислал, но только мне тут сначала надо еще за людей побороться.
Вышел еврей из тюрьмы и стал помогать тому гою, да и всей стране. Трудно было, но прошло не так уж много времени, прежде чем освободили его и в стране что-то стало меняться к лучшему. И занял гой совсем небольшую должность в новом государстве, потому что в цари и не метил. Пригласил нашего еврея в заместители, но тот отказался. Мне, говорит, уже поздно, мой поезд уже ушел.
- Спасибо тебе, еврей, я раньше думал, что вы все только суетитесь. Теперь понимаю, что это вы так только перед Б-гом. Ну наверное вы к нему ближе. А я все равно к Нему не попаду, потому что не верю, хотя и мог бы…
Как-то все уладилось – и в стране, и в семье. Стал он думать, кто может ему сказать, правильно ли он прожил жизнь. Но некого спросить, раввин – не священник. Да и не хотел он обращаться к посредникам. Даже скорее к Б-гу захотелось еврею. Молитва не давала облегчения.
И вот уже стал он совсем старым. А время как-то совсем не течет, не ищет он Б-га, а Б-г про него наверное и не знает.
Так много думал, что, наверное, поэтому ему Б-г приснился. И такое у него было настроение, что даже стал с Б-гом спорить, проявлять нетерпение:
- Устал я жить в таком напряжении! Молюсь и все думаю, как ты решишь мою судьбу.
- Да не вижу Я пока, что важного в твоей жизни…
- Знаешь, вот вся моя жизнь перед Тобой – сделай свое дело, Тебе судить!
Слышит себя – будто обиженно звучит как-то. Переживает еврей, но слов своих брать назад не собирается
- Так ты завершил? спрашивает Б-г.
Задумался еврей…
- А я думал, что это ты решаешь, какую жизнь завершить, а какую еще продлить
- Да нет, давай вместе
Видит еврей, что Б-г никуда не торопится, не ссылается на занятость, смотрит на него внимательно.
И больше таких снов он не видел, но стал чувствовать себя как-то по-другому. Теперь колеблется еврей, что еще можно сделать пока он на Земле. Стал думать о таких же людях, особенно молодых, которые хотят соблюдать заповеди, но при этом хотят все попробовать, иначе жизнь кажется им неинтересной. Стал он помогать им смотреть на свою жизнь новыми глазами. А тем, кому не хватало творчества в жизни, сочинял новые повороты, рекомендовал экспериментировать, кому-то даже писал жизнь как роман или пьесу. А иногда подбрасывал в какой-то дом указание на отрывок из Торы или псалмы. Чтобы солиднее выглядело. Даже про умерших стал писать, и прятал в каком-нибудь архиве – рано или поздно найдут. Да и умершему перед Б-гом легче будет. Никто из родственников умершего и не выяснял, что правда, а что – вымысел.  Думал он, что так помогает простым людям находить смысл их жизни.
Иногда звали еврея к умирающим, иногда и молодые к нему приходили. Например, приходит к человеку в больницу. Еврей его расспрашивает о том, как тот прожил жизнь. А человек думает, что это Б-г его прислал, волнуется, что скажет что-то не то.
- Нет, я не Б-г и не посланник, судить тебя не могу. Может быть, ты хочешь еще чего-то успеть совершить?
- Я бы рад, но не знаю, что
- Может просто поделишься опытом? Скажешь людям что-то важное?
- Да и сказать мне нечего. Ничего особенного не было в моей жизни
- И тебя никогда не тянуло в гущу событий?
- Тянуло, но я не знал… где эта гуща? Не мог выбрать. Не понимал…
- Ну может теперь поймешь? Выбор у человека есть всегда, до последней минуты жизни!
 - Ну так мне что – в гущу событий? Так ты подскажи, куда?
- Да я бы рад тебе подсказать, да это моя гуща будет, а не твоя
И стал он писать или рассказывать людям о смысле их жизни, в каких-то случаях он делал это явно, в каких-то – незаметно, как бы невзначай. Приходили новые люди, иногда потом благодарили. Стал он уважаемым и нужным человеком. И теперь уже люди рассказывали откровенно про свою жизнь и смотрели на него, будто он мог им простить их грехи и исправить ошибки. И, в конце концов, надоело это еврею, устал убеждать людей, что он – не Б-г и не может их судить или быть посредником. Жаловался на все это он в молитвах, да только легче не становилось.
Так прошло еще несколько лет. Еврей стал совсем старым и больным. Много в нем человеческих горестей накопилось, тяжело было нести этот груз. Да еще и со своей жизнью разбираться… Умер он во сне. И как-то сразу увидел Б-га. Встретил Он еврея как старого знакомого:
- Вижу, что ты писать больше для других не хочешь?
- Да, все, надоели они мне все
И как-то показалось: то ли Б-г изменился, хотя и Он и Превечный, то ли таким он его видел, то ли не видел вообще… А с кем же я тогда встречался? Так еврей подумал только и слышит вопрос:
- А свою собственную жизнь писать хочешь?
Завис еврей как-то. И никто не торопит вроде, но и не пропадать же в небытии…
Уже не том дело, что на землю хочется. Не в земных радостях и удовольствиях дело.
А вот не поймет никак, что же он совершил, и чего стоит его жизнь. Как-то вот все разом не обнимешь, а отвечать Б-гу надо, очень непросто предстоять перед Ним.
Так и стоит там сейчас
И я вот тоже – не знаю, о чем тут еще писать…. Не могу я поставить точку. Не имею права. Может кто завершил или хотя бы имеет такое ощущение завершенного дела, тогда сможет помочь этому человеку?

Оставим этого еврея там, где он сейчас. Перед ним – вечность. Каждый может через него соприкоснуться с самим временем, в котором нет отдельного настоящего и нет отдельного будущего – все вместе. Здесь и теперь.
Так что если встретите его, привет передавайте, скажите, что меня как писателя он все еще интересует.
А не встретите, так покопайтесь в своих архивах, залезьте поглубже в свою память и если там не найдете ничего кроме пустяшных случаев или писем дедушки бабушке, то припишите еще – никто не узнает…
Пусть люди думают, что у вас жизнь интересная
Не всем же дано еще при жизни с Б-гом встречаться
А может и не нужно… А то вот зависнете как этот еврей и будете болтаться между жизнью и смертию и думать только – как вот это все описать? А может ваша жизнь заслуживает большой интересной книги?
Но это вы сами решайте, а я пошел. Меня еще читатели ждут.


Рецензии