Краткая рецензия на сериал Аутсорс

Аутсорс - это перекладывание своих обязанностей, своей ответственности на кого-то другого: на другого человека, на обстоятельства и пр. Мы наблюдаем жизнь различных людей, для которых такой аутсорс - повседневность. Они - марионетки этой жизни, они чувствуют это, страдают, но не могут вырваться из этого страшного сна. И вот появляется некто, кто старается их пробудить, кто предлагает сделать их сон осознанным и при этом заработать неплохие деньги. Кто этот некто? - Как говорит в интервью сам исполнитель этой роли, Янковский: «Я играл даже не человека, а какую-то безличную силу...». Это просто некий организатор происходящего, где одно связано с другим, где есть строгие правила. И мы получаем эстетическое удовольствие от узнавания проявления этого аутсорса в каждом конкретном эпизоде.
       Это поверхностный, так сказать, эстетический слой фильма. Но перейдём другому, этическому плану.
       Тут мы обращаем внимание на великолепие северной природы, на снежные вершины гор, на величественный океан. Но также, в качестве контраста, и на ужасно депрессивный душевный мир персонажей... И тут, «весь в белом», появляется Он, с лёгкостью обнажая заблуждения окружения. А кто он, собственно? - «Безличная сила»?  Да, он всё делает логично и разумно, но от всего этого остаётся какой-то нехороший привкус… Мы привыкли, что есть какие-то просто силы, но в этическом мире, духовном мире просто сил нет. Они либо добрые, либо злые, - ведь, этим занимается этика. И тут мы заходим в тупик, поскольку занять какую-то определённую позицию в отношении этого персонажа (Кости Волкова) невозможно. Да, какая разница, думать об этом не хочется! Он просто супер психотерапевт и хорошо… Но если всё-таки подумать? …
       Происходящее в фильме приобретёт совсем иной оборот, если мы примем результаты духовного исследования Рудольфа Штайнера, который указывает не на две (добро и зло), а на три силы, две из которых два полюса зла, которые впрочем работают в паре. Можно сказать, что человек состоит только из этих двух сил, и вроде бы больше ничего нет (как говорит сенатор в «Вся королевская рать»: «Из чего же делать добро, как не из зла...»). В антропософской литературе они называются Люцифер и Ариман. А уравновесить эти две силы может только третья сила, сила Я, Христос. Один великий посвящённый запечатлел это в немецком языке в слове «Ich» (Я) (Iesus Christus). Это то самое «Я», которое ищут персонажи фильма ( и мы с вами), в метании от Люцифера (алкоголь, забытье, религия, стремление покинуть Землю…) к Ариману (механистичность, лживость... ) и обратно. Мы на аутсорсе у Люцифера, но свою долю хочет получить и Ариман. Именно ему продают свои души персонажи фильма. Противоположность правилам (Ариман) - свобода (Люцифер). Но настоящей свободой, приводящей к самостоятельным решениям, обладает только Я. Ни Люцифер, ни Ариман не могут пробудить Я, они сами рабы: Люцифер - раб прошлого, ставших абстрактными мыслей, а Ариман - раб своего будущего механического мира, где «всё по правилам» - не по закону, не по справедливости, а по правилам, по его правилам, - он есть правило. И Волков как нельзя лучше подходит для того, чтобы являться репрезентантом Аримана (а Ариман, как бог лжи, не хочет, чтобы о нём знали, потому и «безличность» Волкова). Он не может исправить героев сериала, он может их только убить...
       Появление такого персонажа в кинематографе не случайно. Люцифер был воплощён в человека в третьем тысячелетии до нашей эры, и мир сейчас, в третьем тысячелетии нашей эры, ожидает воплощения Аримана ( все сегодняшние войны, всеобщая ложь, компьютеризация, роботизация, трансгуманизм, - это предвестники этого, подготовка к его приходу). Фильм приобретает мистический оттенок с участием «сверхъестественных» сил.
       Все эти понятия - инструмент с помощью которого можно совсем по-другому взглянуть на многие эпизоды фильма. Например, становится понятной «вечеринка», где лишь один адекватный персонаж, то есть персонаж, соответствующий правилам, - Волков - (причём много пьёт не пьянея), странное нежелание Волкова позволить убить «постороннему» второго «маньяка» (деньги же даёт) и пр. Вы будете удивлены…      
       Всё это в фильме есть. А теперь хочется поговорить о том, чего в фильме нет, но что могло бы быть. Это опять же касается Кости Волкова, но не как «бездушной силы», а как человека, который действительно пробуждает других, то есть, обращается не к «двойникам», разоблачая их и этим дезориентируя людей, а к их сути, к их Я. Это обращение к Я присутствует где-то за кадром, но в самом фильме его почти нет. Ведь, изощрённого ума психотерапевта, принципов и прочих атрибутов, - по праву вызывающих, кстати, симпатию зрителя, - недостаточно. Мало воли и ума, необходима середина, - чувство, любовь. И человек, который мог бы быть на месте «бездушной силы» и который искал бы Я другого через его пробуждение, сам ставит себя «на лезвие ножа», в положение, где его самого с лёгкостью может искусить Люцифер и Ариман, если он не противопоставит этому настоящие смирение и любовь. Другими словами, пробуждая Я в другом, он должен пробуждать собственное Я. Если культ состоит в том, что вы создаёте условия для схождения определённого духа, как бы, создаёте «чашу» для него, то вышеупомянутый акт можно назвать «обратным культом», когда вы, наоборот, поднимаетесь до духа и определяете обстоятельства, действуя как этот дух, когда вы сами пробуждаетесь, пробуждая другого. Попробуйте, и вы откроете в себе много неожиданного.
       Я сказал, что этого «почти» нет, поскольку кое-где в игре Янковского эта человечность прорывается и может быть поэтому, помимо прочего, сериал является таким неординарным явлением в нашей кинематографии и кинематографии вообще.


Рецензии