Основные принципы новоевропейского агностицизма

Основные принципы новоевропейского агностицизма

    Действительность — это поток «впечатлений», поэтому причины, порождающие в нас этот поток, принципиально непознаваемы, и человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя, то есть не может знать существует ли внешний мир;
    В теории познания агностицизма, как бы парадоксально это не звучало, главным выступает соотношение элементов восприятия: первичных (ощущения) и вторичных (впечатления внутреннего опыта — аффекты, желания, страсти);
    Простые идеи, то есть образы памяти и воображения, возникают на основе внешнего и внутреннего опыта;
    Предметы и их связи — это совокупность восприятий ума, хотя разум и формирует причинно-следственные связи, но в реальности их нет, и они нам не известны;
    Неразрешимая проблема отношения бытия и духа заменяется проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений;
    Отрицается понятие субстанции: не существует впечатления самого себя и, поэтому нет идеи о самом себе

Границы знания постоянно расширяются и за пределами самого знания остаются вопросы, относительно которых наука не может доставить надёжных свидетельств опыта. Специфика агностицизма, по мнению Томаса Гексли, и состоит в том, чтобы чётко идентифицировать сферу вполне успешной познавательной деятельности, с одной стороны, ограничивающей познание, с другой стороны, гарантирующей обоснованность результатов познания. И несообразности в познании, вроде кантовских антиномий (несовместимых, равноправных и логически обоснованных описаний одного объекта), порождаются в том случае, когда познание выходит за границы вполне определённой, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности.

Агностицизм ограничивает неуёмные претензии на абсолютное знание и отказывает, например, религиозным представлениям в статусе опытного знания и призывает учёных не участвовать в решении религиозных вопросов. В основе подобной позиции лежит очевидная непоследовательность, ставшая основным пунктом критики агностицизма. Агностицизм, выражая позицию учёного как учёного, оставляет вне сферы его критики саму науку. Агностицизм не обсуждает данную проблему, ссылаясь на практическую эффективность опытного естествознания или на здравый смысл. Критике агностицизм подвергается за сведение познания только к научному познанию и науки — к опытному естествознанию, за ограничение познания сферой опыта и принципиальное отрицание познаваемости того, что лежит в основании опыта (материи, «вещи в себе»)


Юм считает невозможным ни доказать, ни опровергнуть существование субстанций: как материальной, так и духовной. Ту же точку зрения он занимает в вопросе о Боге. Данное положение определяет Юма как агностика (агностицизм - учение о невозможности познания мира).


 Философ также задаётся вопросом о том, почему люди говорят о существовании субстанции, ни разу не познав этот объект чувственно. По его мнению, причина в непрерывном существовании вещей и явлений по отношению к нашему прерывному восприятию. При каждом возвращении нашего восприятия к явлению мы обычно наблюдаем то же, что и в прошлый раз. Значит, существует некоторая основа (или основы) всех явлений; поэтому субстанция - воображаемое ассоциативное суммирование (в смысле абстрагирования) впечатлений, полученных в разное время.

В целом, агностицизм Юма - это нежелание искать ответы на «вечные вопросы». Стоит так же отметить, что в молодости Юм читал много греческих книг (в частности, философских), из-за чего в 20 лет у него произошёл нервный срыв. После этого философ долго восстанавливался и уже не создал ничего лучше, чем написанное до срыва. Это редкий пример больших философских свершений, сделанных в молодости (и приведших к быстрому творческому упадку).


 Иммануил Кант.

Кант начинал свою философскую деятельность с попытки развития учений Вольфа и Лейбница; в молодости он сильно увлекался космологией, которая постепенно привела философа к сравнению картезианской и ньютоновской картин мира.


 Учение Канта утверждало линейное развитие мира: от антиномии к её разрешению; проблема состоит в том, что отсутствует начало, обладающее всеобщностью и необходимостью.

Специально отмечается, что им не может быть столь ненавистный опыт. Действительно, Кант выступает за линейность развития; но он же разрешает все антиномии; строго в рамках этой самой линейности. И начало, разумеется, есть - это сознание со своей категориальной структурой, безусловно обладающее необходимостью.

Бог появляется из этики и по сути является лишь гарантом свободы, а создание мира явлений и мира вещей в себе философа просто не слишком волнует. В этом, собственно говоря, и состоит его агностицизм; вполне, между прочим, понятный, поскольку достижения мыслителя оказываются гораздо значительнее, нежели формулировка очередного безосновательного ответа на основной вопрос философии.


Рецензии