Борис Режабек-поэт

Борис Георгиевич Режабек, физик, эколог, поэт, адепт неофициальной культуры Ростова, танаит(Кем были танаиты (к вопросу об этнической принадлежности нового населения Танаиса II-III в. н. э.) // Вестник Танаиса. Выпуск 3. Х. )

    Сегодня атеисты бьют тревогу,
    И я не знаю, кто бы им помог.
    Ведь если Бога нет, то слава Богу,
    А ежели он есть, то не дай Бог!

— Б. Г. Режабек



1. ВРЕМЯ

Кружат по эллипсам точки планет,
Космос прозрачен и дик...
То, чего нет
в то, чего нет
Превращается каждый миг.

Прошлое. Где но? Что с тоской
Звать прошлогодний свет?
Будущего не достать рукой.
Будет — ведь, значит, нет!

Эта реальность страшней, чем бред,
Призрачней, чем эфир...
То, чего нет — в то, чего нет.
И это, простите, Мир?

Ростов-на-Дону, физмат РГУ, 1957

2.ПРОСТРАНСТВО

Я с удивленьем смотрю на предметы.
Как отличить мне, где то, а где это?

Вот, говорят, городская черта.
Где же черта-то? Черты — ни черта!

Берег морской или перышко птицы -
Нет никакой объективной границы.

Атом, Галактика или корыто -
Контуров нет, все фрактакльно, размыто.

Вы говорите, есть контур в корыте?
Вы в микроскоп на него посмотрите!

1980-е


3. АТОМИСТИКА


Картинка мира с давнишних пор
Приятна была для души:
Космос пуст, но граниты гор
Плотны и хороши.

Лишь Демокрит говорил: «Шалишь!
Идея в мире не та!
В нем реально присутствуют лишь
Атомы и Пустота».

Люди не схватывают на лету.
Прошли века и века,
Прежде, чем поняли правоту
Мудрого старика.

Но человек непокорен и горд,
Даром, что хил и мал...
Однажды затейливый Резерфорд
Атом расковырял.

И, заглянувши к нему в нутро,
Все разинули рты:
Атом устроен был очень хитро,
В общем, из пустоты!

Вывод отсюда, друзья, простой:
Конструкция мира проста.
Атом пуст. Электрон пустой.
Вселенная — пуста!

Ростов-а-Дону, физмат РГУ, 1957

4. МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ

Не скажи, что день чудесен -
Это слишком субъективно.
Если я не мямлю песен,
Так ведь это просто дивно.

Соловей поет на ветке,
Подпевают канарейки...
А внутри все те же клетки,
Мышцы, нервы и брыжейки.

Я, абстрактно, допускаю,
Что вокруг меня — Природа,
Но, реально, я ведь знаю,
Нет природы без урода!

Подчиняется законам
До симпатии кошмарным:
Ведь подумать, электроны
Даже в кране самоварном!!!

И вопрос встает из мрака,
В назиданье человеку:
«У попа была собака
Или скопище молекул?»

Физфак РГУ, 1964

5. СОЛО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

«Для чего же нужно жить?» -
Бормотал один прохожий,
Весь на пугало похожий
Со щеками, как ежи.

«От утра и до утра
На одной и той же струнке -
Туалет, работа, рынок, -
Надоевшая игра.

А попробуй перестать,
И внутри хозяин строгий
Так завоет, что со страху
Ты продолжишь свой спектакль!

Я давно попал в тупик,
Зря насилую подкорку...
Я — печальная шестерка,
Не губи меня, туз Пик!

Не ответил граф Толстой,
Не ответит брат Стругацкий
На вопросик мой дурацкий,
На вопросик мой простой...»

Физфак РГУ, 1970


6.СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

«Пусть я — меланхолик,
Пусть я — алкоголик, -
Промолвил угрюмый сосед, -
Пусть в рюмке
виднеется розовый кролик,
Я знаю, что кролика нет!»

Все было прекрасно,
И всем было ясно,
Что прав он буквально во всем,
Что спорить напрасно, что спорить опасно...
И мухи летали кругом.

Но кролик наивный
Из чести спортивной
Набрался решительно сил,
И, прыгнув из рюмки,
довольно активно
за ухо его укусил!



НАДСОЛНУХ ПОДСОЗНАНИЯ

I.

РОЖДЕНИЕ МИРА

Пространство скручивалось
Свисало каплями
И било струями
Как кровь под скальпелем
Вздымались руки
Во тьме прожекторно.
Хирурга? Жертвы?

Взрезали вакуум
Со звонким свистом
Квазары, кварки
со звёздной свитой.*

А время жидкостью
Вскипело вмиг…
Едва сложившийся
Замкнулся мир!

И, среди ночи встав,
Вершинам - плакать
Над одиночеством
Больших Галактик…
++++++++++++
*Вариант:
«Влетел в собаку ум
Визжа по-свински…»
II.

ДЕПРЕССИЯ

В мягком кресле
Откинувшись поудобнее
Спит утопленник.
У меня депрессия.

Жизнь - на кой она?
Трофеи. Тяготы.
Давит комната.
Трахеи стянуты.

Плотью каменной замри
В осень ночью воя…
Под ногами нет земли.
Вовсе ничего нет.

И корабль на мели плачет и трезвонит…

III.

КЛЮЧ

Воздух зноен и колюч.
Лето песни пело.
Сколько стоит сделать ключ?
Пятьдесят копеек.

Тихо возле мастерской.
В шелесте акаций
Раздаётся голос мой:
- Извините, Мастер!
Много есть у Вас добра,
Инструментов серых.
А могли б Вы подобрать
Ключ к любому сердцу?

И в ответ – Его слова:
- Если не сумею,
Это будет стоит Вам
Пятьдесят копеек.

IV.

БАЛЛАДА УТРЕННИХ СУМЕРЕК

1Мы вышли на улицу утром,
когда начинало смеркаться,
трубе надоело дождем
карантинным сморкаться;
из люков, чтоб урны ограбить,
стекались ушастые мыши,
в глазах фонарей возникали
предсмертные злобные мысли.

И мягкие влажные нежные щупальца вежливых спрутов
впивались и плоть выпивали, сплюнувши желтые струпья,
и дождь беспощадно и хлестко по площади бил и плевался
площадно и плоско, по плоскости щек и по пальцам,
и ветер, и ветер, стерва, вторил и старил истертые
черные щели морщин потаскухи истории...

Мы вышли на улицу утром —
но начинало смеркаться.
Не мы виноваты в этом —
но начинало смеркаться.
И смерчи, и окна, и речи,
и ветер вопили: "Кайся!"

А каяться было не в чем.

V.
ПЯТЫЙ УГОЛ

Мы ищем пятый угол.
Бросает в пот.
Смелеем от испуга –
И в КЗОТ, как в ДЗОТ!

Плюют тебе за пазуху,
Пинают потной пяткой:
- Искания опасны!
Подайся на попятный!

Мол, жизня - зоопарк,
В ней зрителям приятно…
А если совесть – пятнами,
Как пьяный леопард?

И че-
ты-
рёх-
угольные
бродят сторожа,
и звери - алкоголики
СТОЯ - ЛЕЖАТ!

А в вышине, над болью
Перегоревших век
Висит пятиугольно
Распятый человек.

Солнце за горами
Догорает мглисто,
И звёзды загораются
Назло позитивистам.

Пятиконечные
и бесконечные…


Рецензии