Г. И. Семирадский. Светочи христианства. 1876

Автор хотел передать атмосферу
Рима далёких имперских времён -
Как христиане страдали за веру
И как жестоко казнил их Нерон!

Дух и трагизм того времени зримо
На полотне можем мы ощутить
И аромат жизни подлинной Рима,
Горький и терпкий как дым, уловить.

В памяти нашей со школьных лет въелось -
Будем мы помнить, хоть сколь лет пройдёт,
Как избалованно "Хлеба и зрелищ!"
Вновь и вновь требовал римский народ.

Как у картины сложна партитура! -
Пересечение мыслей, идей!..
Разнообразны в ней позы, фигуры
Множества старых и юных людей.

Кто-то из них в этот час выпивает,
Кто-то беседу с друзьями ведёт,
Зрелища кто-то давно ожидает,
Кто-то его, очевидно, не ждёт.

Здесь и патрициев дряхлых уродство,
И юных дев и мужчин красота...
Здесь и достоинство и благородство
Верных адептов ученья Христа!

Их всех к высоким столбам привязали
Вместе с соломой, покрытой смолой.
Жертвы молитвы тихонько шептали
Или молчали, смирившись с судьбой.

Факелы спешно рабы зажигают,
Лезут по лестницам, чтобы поджечь.
Так христиан Древний Рим истребляет,
Чтобы «кощунство над верой» пресечь.

Смотрит Нерон на всё из паланкина.
Рядом Поппея Сабина* сидит...
О вере истинной эта картина
Сто пятьдесят лет почти говорит!

-----
* Поппея Сабина – жена императора Нерона.

-----
Г. И. Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876


Рецензии
Не была знакома раньше с этой картиной и вдвойне благодарна вам за открытие. Ведь оба автора проделали солидную работу. Художник явно изучал исторический контекст и знал о верованиях первых христиан больше, чем большинство наших современников, а автор стиха проделал глубокую эмоциональную работу, чтобы прочувствовать происходящее. Есть только один нюанс, который ускользнул.

Если говорить что это было какое-то особое время, то суть искажается. Время во многих отношениях было даже лучше нынешнего. А трагедия людей, живущих в согласии с учением Христа (просьба не путать с теми, кто объявляет себя христианами, а живет по своему или в согласии с человеческими традициями, установленными, главным образом, на потребу публике и правящему классу) и сейчас выглядит точно так же.

1. Христиан, точнее тех, кто живет как учил Иисус, всегда было мало - не более 1-2% населения. И сейчас точно так же. Наблюдая за ними, большинство окружающих называют их чокнутыми, глупыми, непрактичными фанатиками и сектантами. Ведь основа учения Христа - жить угождая Богу, и отодвигая на второй план богатство, славу, престиж и т.п. Гонения на таких людей подавляющим большинством современников воспринимаются либо равнодушно либо с одобрением - что мы отчетливо видим на картине.

2. Общество неохотно обсуждает эти гонения и не воспринимает их как тяготу жизни. Не только власти, но и те, кто критикуют власти (как при Риме так и сейчас) даже сам факт религиозных гонений обсуждают неохотно. А, поскольку себя с жертвами гонений подавляющее большинстве граждан не отожествляют, то и трагедии в этом никакой не видят.

3. Физические мучения сжигаемых заживо сравнивать с ударами электрошокера в область промежности и другими современными изысками, думаю, бессмысленно. Страдания они и есть страдания.

Ничего не изменилось. Христиане наших дней как и апостол Павел могут сказать о себе: «Бог выставил нас, ... как последних из людей, как осужденных на смертную казнь, на всеобщее обозрение. Мы стали зрелищем для мира, для ангелов и для людей. Мы стали «глупцами» ради Христа... Мы «слабы», ... нас бесчестят! Мы по-прежнему испытываем голод и жажду, отсутствие одежды и терпим побои, у нас нет жилья, мы тяжело работаем своими руками. Когда нас проклинают, мы в ответ благословляем; нас преследуют, а мы терпим. О нас говорят самое плохое, а мы отвечаем добром. До сегодняшнего дня мы как отбросы общества, всеми презираемые» (1-е Коринфянам 49-13 Библия — Новый русский перевод).

Татьяна Забелина   26.04.2025 01:39     Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересный и детальный отзыв!
Сравнивать жизнь людей в различные периоды существования - неблагодарное дело.
Можно дать только общую оценку, а детали настолько отличаются, что, прибегая к ним, мы обязательно исказим выводы.
К тому же, я описывал картину, как её преподнёс художник, а её писал эссе о жизни и деятельности христиан того времени.
Благодарю Вас за цитирование послания апостола Павла коринфянам, которое я читал уже давно и забыл.

Иван Есаулков   26.04.2025 07:02   Заявить о нарушении
согласна, сравнивать - дело неблагодарное. Но в целом люди не меняются. Точнее природа человеческая. Как мы были грешными, так и остались. Хорошо, что это не навсегда.

Татьяна Забелина   26.04.2025 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.