Жюри Чемпионата. Жиль Де Брюн

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба Елена Чалиева.

Продолжаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – весна 2025». Я уже писала ранее, что в этот раз основой моих эссе будут интервью с каждым из уважаемых судей. Мы с вами сообща придумали для них вопросы, которые я разослала в личных сообщениях каждому из шести членов жюри. Я публиковала эссе в порядке поступления ответов. Это эссе последнее, оно посвящено поэту Жилю Де Брюну.

Жиль Де Брюн (настоящее имя Ричард) родился, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Учился в Москве, окончил юридический факультет Российского университета дружбы народов, магистр юриспруденции. Публиковался в альманахе «Свежий взгляд». Автор сборника стихов «Собранное». Неоднократный победитель многочисленных конкурсов, в том числе он – «Золотая звезда» прошлого Чемпионата «Стихирские звёзды – осень 2024».

А вот и обещанное интервью с Жилем Де Брюном.

1. В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?

Сочинять начал примерно в четыре года. Первое полноценное стихотворение записал в семь, в свою первую школьную осень. Никаких особых обстоятельств и мотивов у меня не было. Просто вдруг захотелось, а там и бумага с авторучкой нашлись.

2. Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?

Тут можно пошутить, что стихи можно сочинять и на кухне, даже нарезая зелень и овощи для салата, например. А насчёт «поэтической кухни»… у меня её просто нет. И никогда не было, пожалуй. То же и со стимулами: иногда сочинять решительно не хочется, но нельзя подвести товарищей на командном конкурсе. Можно ли такое чувство долга считать за стимул? Обычно моя работа над стихотворением начинается с произвольного места, нередко с финала или условной середины. А окончанием этой работы я считаю момент личного понимания, что текст готов к публикации и отпустить его к читателю мне стыдно не будет.

3. Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?

Считаю, что запретных тем в искусстве быть не должно. Но при этом каждый автор должен нести личную ответственность (и нравственную, и юридическую) за своё творчество.

4. Как Вы относитесь к формату «А4», пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на строки, отказу от традиции написания строки с заглавной буквы?

Совершенно нормально отношусь. Форма всегда являлась частью авторского замысла. И чем она вольнее, тем больше у автора возможностей выразить желаемое.

5. Какое стихотворение на сегодняшний день Вы считаете лучшим у себя, Вашей визитной карточкой?

Пожалуй, такого стихотворения у меня нет. В разные моменты жизни одни и те же тексты воспринимаются то как творческая неудача, то с позиции «кажется, в этом что-то есть». Полагаю, правильнее об этом судить читателям.

6. Вопрос от редактора «СКП» Елены Чалиевой:
Ричард, Вы часто участвуете в конкурсах СКП, и я читала много Ваших стихов. Меня удивляет в них не только Ваше мастерство, но и разнообразие тем и жанров – от юмористических, лёгких до глубокой философской лирики. В связи с этим хочу спросить, где Вы находите темы, и что Вас вдохновляет сесть и написать стихи? Как это происходит, как у Ахматовой – «когда б вы знали, из какого сора…», или Вы долго продумываете тему, ищете «свою»?

Темы специально не ищу, принципа «утром в газете, вечером в куплете» не придерживаюсь. И да, действительно, очень люблю разнообразие.


В заключение предлагаю вашему вниманию несколько понравившихся мне стихотворений Жиля Де Брюна.

ВЕДЬМА

– Смурная она, не к добру тебе девка эта.
Вот попомнишь потом, да поздно, мои слова.
А мне всё путём, мне семнадцать, озноб и лето.
Мне хочется к ней, целовать её, целовать.
 
Встретил случайно, понятно, не в Эрмитаже.
Планов не строил, не заглядывал далеко.
Стоим у подъезда панельной пятиэтажки.
– Зайдёшь на кофе? А можно и с коньяком.
 
Полнолунный диск белым светом в окно, как в лупу.
Русая прядка на изгибе её плеча.
«Никакая она не ведьма, какая глупость.
Это крёстная ляпнула сдуру и сгоряча».
 
Через месяц она исчезла. В её квартире –
ни вещей, ничего, только пыли дюймовый слой.
Врать не стану: искал, метался, ходил потерян.
А полвека спустя случайно встретил весной.
 
Как не терял... Словно сердце рывком на части.
Золотистые искорки в зелени странных глаз.
– Не сердись, человек. Я взяла половину счастья.
Тебе было много, я оставила в самый раз.


НЕСМЕЯНЫ НАПЛАКАЛИ

Вот и лето кончается, солнцем прошито навылет,
а тебе несмеяны наплакали, волки навыли.
От похмелья с утра не умрёшь, лишь чуть-чуть омертвеешь.

Мысли бьются как блюдца, как доски скрипят половые,
и не вынести их, и не выбросить из головы их.
Что могла – берегла, а теперь раздавай, что имеешь.

Брют по ноль двадцать пять (кое-как наскребаешь на диптих),
и шагаешь в кино как Марлен, прости господи, Дитрих.
До сеанса посмотришь ещё два десятка анонсов.

В каждой сцене – добро с кулаками, кровавые игры.
Но допьёшь и задремлешь, и вот уже финиш и титры.
И в вотсапе не сплетни теперь, а сплошные доносы.

На полях дневника подсыхает слезинка-ремарка.
Ах, Марлен, вот за что вы тогда полюбили Ремарка?
Ваши чувства опошлили завистью злые паяцы.

Тут кому обелиск, а кому – триумфальная арка.
Кормишь белку с бельчонком в аллее безлюдного парка,
и себя приучаешь
не ждать,
не жалеть,
не бояться.


А вот благодаря этому стихотворению Ричард стал «Золотой звездой» прошлого Чемпионата:

НЕНАСТЬЕ

В отеле запах чистого белья,
но час второй забрал пророк Илья,
и сумерки подсвечены неоном.
Твой город - необъятный древний кит,
и люди в нём бесплотны, как стихи.
А я в нём пленник, маятник, Иона.

Бог весть за что - во снах ли, наяву,
мы сосланы в последнюю главу
неторопливой и жестокой саги.
За горизонтом свет и красота,
а здесь совсем темно, и страшно так,
что кажется: мы всё решили сами.

Никто не торопил и не просил,
а просто - страсть, поэзия, такси,
в гостях случайных спорили и пили.
Из резких слов проклюнулась вражда:
ты не стерпела, я не подождал.
И вот уже дошло до "или-или".

Теперь во чреве города-кита
и я не тот, и ты давно не та,
и горизонт ненастьем перекрещен.
Всё время дождь:
и льёт, и льёт, и льёт...

В отеле стелят свежее бельё,
выносят неразобранные вещи.


Ещё почитать стихи Ричарда можно на его странице на Стихире: http://stihi.ru/avtor/de_brunes.


Рецензии