Был ли Высоцкий певцом уголовного мира

Высоцкого часто упрекали, что де поэт уголовного мира, что у него много стихов посвященных блатному миру. Но критики не понимают, что эти стихи не прославляли этот мир, а были оценкой ему. Ведь если так рассуждать, то большим уголовником был и Достоевский, который и в тюрьме посидел, и описал жизнь заключенных. Есть разница, когда зек описывает свою жизнь, сохраняя преданность своему миру, и когда поэт описывает его, у них разные задачи. А вот истинное отношение к уголовникам, впрочем как и к власти Высоцкий выразил вот в этих строках.

Слева бесы, справа бесы,
Нет, по новой мне налей!
Эти — с нар, а те — из кресел, -
Не поймешь, какие злей.

И куда, в какие дали,
На какой еще маршрут
Нас с тобою эти врали
По этапу поведут!

Ну, а нам что остается?
Дескать — горе не беда?
Пей, дружище, если пьется, -
Все — пустыми невода.

Что искать нам в этой жизни?
Править к пристани какой?
Ну-ка, солнце, ярче брызни!
Со святыми упокой…

1979 г.

Высоцкий называет бесами тех, кто с "нар", то есть вышел из тюрьмы, и те, кто из "кресел", то есть чиновников, занимающих высокие посты. И тех и других он называет бесами, и прочерчивает линию, как Хома из гоголевского "Вия". И и те и другие могут "повести" по этапу, одни сделают уголовником, другие отправят по этапу за политику, но ни с теми, ни с другими Высоцкий не хочет знаться, и разрывая связи с этими темными мирами, поэт призывает солнце "брызнуть" водицей света.

После фильма «Вертикаль» Высоцкий стал «своим» для уголовников, потому что он реалистично описал о лагерный быт, а так мог сделать только "сиделец". Высоцкий протестовал: «Иногда говорят, что я сидел много, неоднократно. Уже по срокам мне должно быть лет девяносто семь. Это неправда, это измышления. Эти слухи не дают налета фальшивого романтизма. От них неприятности одни».


Рецензии