Жюри Чемпионата. Алла Шарапова

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба Елена Чалиева.

Продолжаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – весна 2025». Я уже писала ранее, что в этот раз основой моих эссе будут интервью с каждым из уважаемых судей. Мы с вами сообща придумали для них вопросы, которые я разослала в личных сообщениях каждому из шести членов жюри, предупредив, что отвечать можно не на все вопросы, а только на те, которые понравятся. Публиковать эссе я буду в порядке поступления ответов. Сегодня свои ответы мне прислала член жюри Алла Шарапова, и это эссе посвящено ей.

Алла Шарапова – поэт, критик, переводчик, член Союза писателей Москвы. Она окончила факультет журналистики МГУ. Ещё будучи студенткой начала публиковаться как переводчик поэзии. Переводила стихи и драматические произведения англоязычных и скандинавских поэтов (Джеффри Чосер, Филип Сидни, Уильям Батлер Йейтс, Рэдьярд Киплинг, Хенрик Ибсен, Гамсун), а также поэтов Востока. Возглавляла секцию переводов в Профкоме литераторов при издательстве «Художественная литература», вела литстудии и семинары. Собственные стихи Аллы Шараповой выходили в периодике. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Иностранная литература» и др. Автор сборников стихов «Среди ветвей», «Ждущая» и др.
Лауреат премии имени Н.С. Лескова (Ярославль) за поэзию и переводы, победитель конкурсов «Живая литература» и «Серебряная псалтирь» в номинации «Поэзия». Алла Шарапова – победитель в основной номинации конкурса «Поэт года – 2016». Живёт в Москве.


А вот и обещанное вам интервью с Аллой Шараповой.

1. В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?

Были детские стихи. Пожалуй, лучшее из них, написанное лет в одиннадцать. навеяно было рассказами моей бабушки Елены Хрисанфовны. В 17 лет она стала заведующей столовой русско-американского питания на юге Саратовской области.
Тогда сотни людей были спасены от голодной смерти. До открытия столовой спасал березовый сок. Мое стихотворение – воспоминания березы над речкой Малый Узень:

Шли скелеты-люди, впалые глаза.
Их влекла на берег не моя краса.
Люди драли кору с моего ствола.
Кислая слезинка им во рты текла.

Всего стихотворения не помню.

2. Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?

Обычно началом служит совпадение мысли и стихотворного размера. Одна строчка, или две, или строфа. Потом все работает на стихотворение (это относится и к переводу): новая мысль, слова друга или незнакомца, услышанное, вспомненное, прочитанное. Бывает, что стихи завершаются через несколько минут. а бывает, что через несколько лет.

3. Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?

Тяжело читать некоторые стихи, продиктованные человеческой обидой, хотя среди них есть сильные, на грани гениальности. Безупречность желательна, но бывает так, что выразительность происходит от чего-то неправильного, но глубоко присущего автору.

4. Как Вы относитесь к "формату А4", пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на "строки", отказу от традиции написания строки с заглавной буквы?

Не очень люблю, когда стихи записываются как проза. Я обычно пишу все строки с прописной, к чему некоторые редакторы относятся даже с иронией. Но это потому, что так начала и уже лень было менять. Против маленьких букв в начале строк не возражаю.

5. Какое стихотворение на сегодняшний день Вы считаете лучшим у себя, Вашей визитной карточкой?

Пожалуй, большое по размеру стихотворение «Усадьба».

6. Вопрос от редактора «СКП» Илины Гумер:
Алла, Вы знаток и исследователь творчества большого числа поэтов. Как Вы думаете, может ли быть «отнят» дар Божий – поэтический талант? Другими словами, может ли поэт «исписаться»? С кем из известных (или не очень) авторов, на Ваш взгляд, произошло нечто похожее?

Вспомнились слова автора замечательных миниатюр и афоризмов Антонины Акиньшиной: «Мастерство нельзя пропить, а талант можно». Есть много стихов кризисных, безупречных по форме, но лишенных притягательной силы. Дерек Уолкотт, которого я много переводила, сказал в одном интервью: «Большую часть своего времени поэт чаще всего тратит на плохие стихи». У поэтов моего поколения остановка в написании стихов связана была с уходом в переводческую работу. Это был тогда единственный способ видеть признание себя как стилиста. Вопрос денег не был на первом месте. Алексей Цветков, любивший повторять: «Вот, сломалось чем поют», не писал пятнадцать лет. И потом как ни в чем не бывало вернулся к стихам – и новые не уступали старым.

В заключение предлагаю вашему вниманию несколько понравившихся мне стихотворений Аллы, в том числе то, которое она считает своей визитной карточкой.

УСАДЬБА

Где лани взбегали скачками лихими на кручи
И стаи непуганой рыбы водились в протоках,
Учитель Петра поселился в именье на Уче,
Добыв себе княжеский титул на царских уроках.

И зодчий был князю подарен – обучен в Париже,
С достинством малый, осанка совсем не мужичья,
Он с барами так говорил, словно сам их не ниже,
Но рад уступить, коли так обязуют приличья.

Княгиня скучала, играла с дворовыми в карты,
До полдня спала, презирая шитье и вязанье,
И дочку она родила на скончание марта,
И Марфой дитя нарекли по отцову желанью.

И гордого зодчего князь принимал в кабинете.
- Тебе из неволи уйти представляется случай.
В честь Марфы построй мне такую усадьбу над Учей,
Чтоб не было краше нее ни в Москве, ни на свете.

И замок был выстроен. Род феодального форта.
Кровавый кирпич и в четыре террасы куртины.
Державный зачинщик эпохи, напялив ботфорты,
Вдвоем с денщиком поскакал на девичьи крестины.

Но гордому зодчему волю давать не спешили,
Помещик в столицах торчал по делам и без дела,
А Марфа смотрела, как сенные девушки шили,
И тихо под арфу стихи итальянские пела.

Сияньем таинственным замок наполнился отчий.
В избытке достоинств княжне отпустила природа…
Чуть в залу вбегала она – и растерянный зодчий
Глаза опускал, торопливей мешая колоду.

А с новой весной на усадьбу набросилось горе:
Озлился и запил с тоски царедворец радушный,
Красавица Марфинька за ночь сгорела от кори,
И гордого зодчего насмерть забили в конюшне.

Но были еще и крестины, и новые свадьбы.
Лишь после французов поместье вконец оскудело:
Кабаньи стада по ночам осаждали усадьбу
И вьюга зимой в барабане церковном гудела.

Потом поселились фельдмаршалы тут и графини,
Фонтаны и гроты построили в стиле барокко.
Играли квартеты, Амур улыбался богине,
И дань отдавалась цветам и драконам Востока.

А правнуки зодчего в избах старели без славы,
Смиренные были, держались обычаев старых.
Один только, Сашка, заносчивый рос и вертлявый,
Плясал, хохотал и картинки писал на базарах.

И вот наступила пора обновленья России.
Костры беспризорники жгли на дубовом паркете,
И Сашка потом вспоминал, что глаза голубые
Ему улыбались на брошенном в пламя портрете.

Он мыслил спасти ее, спрашивал, как ее звали,
Но желтые пасти съедали сыпную заразу;
Веселые искры кадриль в полутьме танцевали,
И сон ему снился о нежной княжне синеглазой.

Мальцы-беспризорники в школах потом обучались.
И Сашка учился – художником стал настоящим.
Кого ни писал он, похожие все получались,
А Марфинька нет, уходила миражем скользящим…

Теперь уже старый он стал и с собою не ладит:
Дверей не закрыв, выбегает он ночью бессонной
На Учу, где Марфинькин склеп, где прапрадедов прадед
Лежит на погосте, высокой сосной осененный.


ЖАЛЬ

Ну почему эта жалость, скажи, почему
К силе, страданью, добру, красоте и уму,
К слабости и некрасивости, спеси и лжи –
Ежеминутная жалость. Как с этим, скажи
Справиться? К немолодому лицу
Жалость, к упавшему с пальца кольцу.
Времени нет для любви, потому что все жаль,
Жаль, что звонок чей-то фильм досмотреть помешал,
Шали жаль, сожранной молью, сгоревшей мечты…
Жалость, давно превратилась в безжалостность ты.


АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК

         (ДНИ ТУРБИНЫХ, ЛАРИОСИК)

Зимой мудрено не упасть на Андреевском спуске.
О, жаркая, рыжая, с бантом и в праздничной блузке!
Спешил к вам, затылок ушиб и расквасил колено,
Нестоек, непрочен и ростом не вышел, простите!
Я вот вам принес – своих витязей вы угостите.
Привет от Житомира Стольному граду, Елена.

Смешались родной украинский, немецкий и русский!
Бушует,взвывает метель на Андреевском спуске.
Гремели орудья, потом вы играли Шопена
При слабенькой свечке. Зачем так дрожат ваши пальцы?
Конечно, вы знаете, я человек не военный,
Я пить не умею… Смотрите-ка, ишь разболтался!
Но мне вот сейчас показалось… Вам больно, Елена?

Вы лучше нас всех, только жаль, что забыли о тайне,
О таинстве грозном, когда преклоняли колена…
И кто за вас, милая, встанет на этой Украйне?
Кафейная гвардия в кремовых шторах, Елена!

А все же я смелый! Ведь улицы в Городе узки,
И скользко, особенно здесь на Андреевском спуске…
Нет, вы не виновны, вас первой коснулась измена,
Зачем же мне Троей над Стольным повеяло градом?
Простите меня, я чего поопрятней надену,
Чтоб не было стыдно пред елкой сидеть с вами рядом.

Нас предали, милая. Скользко, темно…
Я люблю вас, Елена.


Ещё почитать стихи Аллы Шараповой можно на её странице: http://stihi.ru/avtor/allarash .


Рецензии