Последний парад
Незнакомый мой друг,
Вот сужается круг,
Я пока командир
Пограничной заставы.
А враги в десять раз
Многочисленней нас,
Отдаю я приказ
По уставу.
Припев:
Я приказываю: В ружьё!
Место каждому знать своё!
Для полсотни ребят,
Знать, последний парад наступает!
Видно, так суждено судьбой –
Нам принять здесь неравный бой,
Но врагу не пройти,
Мы стоим на пути,
Он знает!
Вновь в четыре утра,
Боевая пора –
На рассвете на Русь
Враг ползёт век от века.
И фашистская тьма,
И душмана чалма –
Вся чужая чума
Нам поверка.
Припев
Незнакомый мой друг,
Вот смыкается круг,
От разрывов и пуль
Небо вянет!
Нам здесь насмерть стоять,
Нам рубеж не сдавать,
Как отцы воевать,
Мы – славяне!
Припев
Мы погибли в бою
За Отчизну свою,
И от русской крови
Небеса покраснели!
И теперь мы в раю,
В нашем новом строю,
Чтобы песню любви
Вы допели!
Припев
© Ольга Дубова, слова и музыка, Москва, 2003
Справка:
В 90-е годы, после развала СССР, в бывшей советской республике Таджикистан начались национальные столкновения и гражданская война. приграничные конфликты и нарушения границы следовали одно за другим. Пик боевых действий пришелся на 1993 год. В то время Таджикско-Афганскую границу охранял Московский Погранотряд Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан.
12-я застава Московского Погранотряда «Саригоры» (в переводе – «яма в горах»), простреливаемая с территории Афганистана, была идеальной мишенью для моджахедов. А помощь к пограничникам могла прийти только по одной дороге.
Глубокой ночью 13 июля, в 3 часа 15 минут, оперативный дежурный Московского погранотряда получил данные о начале перемещения нескольких групп моджахедов возле пограничной реки Пяндж, и о готовящемся нападении на 11-ю заставу или другой, находящийся вблизи, погранпост. К этому времени связи с 12-ой заставой уже не было. В нападении на 12-ю заставу участвовали 14 бандформирований и солдаты регулярной армии Афганистана – всего около 400 человек, на вооружении которых было 12 пулемётов, 4 безоткатных орудия, пять установок реактивного огня, 30 ручных гранатомётов, два миномёта. На заставе в это время было 48 пограничников.
В 4 часа утра пограничный наряд обнаружил моджахедов. Начальник 12-й погранзаставы старший лейтенант Михаил Майборода поднял личный состав заставы по команде: «В ружьё!». И тотчас боевики открыли по заставе огонь из всех видов оружия. Был выведен из строя станковый гранатомёт, подбита БМП. Несколько пограничников были убиты и ранены, смертельное ранение получил Михаил Майборода. Командование принял его заместитель лейтенант Андрей Мерзликин.
Непрерывный бой на заставе продолжался более 11 часов. Пограничники упорно сопротивлялись, но силы были слишком не равны. От сильного огня боевиков здание казармы и другие постройки на территории заставы загорелись. Помощь из Погранотряда и 201-й мотострелковой дивизии, не могла пробиться из-за минирования маршрута многочисленных засад и сильного огня боевиков.
К утру у пограничников были большие потери, боеприпасы были на исходе. А. Мерзликин впоследствии вспоминал: «Застава вела бой до тех пор, пока не кончились патроны и гранаты. После того, как стало ясно, что в ближайшее время помощи ждать неоткуда, а тем, кто останется на заставе грозит неминуемая гибель, я принял решение прорываться. В минуту недолгого затишья собрал всех оставшихся в живых бойцов, рассказал о своем решении. Несколько человек, которым было трудно передвигаться самостоятельно, добровольно предложили прикрыть наш отход».
В 14.20 группа оставшихся в живых 18 пограничников начала прорыв сквозь окружение. Отход товарищей остался прикрывать уже к тому времени раненый рядовой Сергей Борин, вооружённый пулёметом. Остался добровольно, понимая, что это его последний бой и живым ему из него вряд ли выйти. «Духи» решили, что застава замолчала, и пошли на нее в открытую. Но пулемётная очередь быстро отогнала их назад. Несколько раз моджахеды поднимались в атаку и столько же раз откатывались назад. Окоп, в котором находился Сергей, несколько раз накрывало огнем. Но когда противник поднимался, пулемет снова начинал частить. Он умолк только тогда, когда духи незаметно обошли его сзади, разрядили ему в спину две автоматные очереди и забросали гранатами. Много трупов моджахедов было разбросано в секторе его огня.
На другом фланге обороны, будучи трижды раненым, до последнего вел бой пулёметчик Игорь Филькин. После ухода боевиков, на его теле были обнаружены десятки пулевых отверстий, оно было серьезно обезображено близким разрывом гранаты.
Отход пограничников прикрывал также сержант Евланов. Он покинул поле боя последним, но добраться до своих самостоятельно уже не мог. Осколок разорвавшегося рядом с ним снаряда пробил ему левое лёгкое.
До конца сражался с бандитами и экипаж подбитой БМП. После того как в машине закончились боеприпасы, командир БМП, наводчик-оператор и механик-водитель отбивались от нападавших при помощи гранат. Погибли все они практически одновременно. Тяжело раненому сержанту Елизарову моджахеды в бессильной злобе, ещё живому, отрезали голову.
Группа из 18 пограничников во главе с А. Мерзликиным, всех сплошь раненых и контуженых, вышла к своим. У многих в магазине не было патронов, или оставалось по три-пять штук. Лейтенант Мерзликин был контужен. Вышедшие к своим пограничники были эвакуированы на вертолёте.
К исходу дня 12-ю заставу заняла резервная группа, усиленная бронетехникой. Перед пограничниками предстала страшная картина. В окопах, на склонах горы, на территории заставы были разбросаны тела её защитников, некоторые со следами пыток.
В этом бою с российской стороны погибли 25 человек: 22 пограничника и 3 военнослужащих 201-й мотострелковой дивизии. Боевики потеряли до 70 человек и большое количество оружия. Впоследствии заставу восстановили, но уже на другом месте. Приказом министра безопасности России за номером 413 от 1 ноября 1993 года 12-й погранзаставе Московского погранотряда было присвоено названием «имени 25 героев».
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, указом президента страны рядовому Сергею Борину (посмертно), рядовому Игорю Филькину (посмертно), сержанту Сергею Евланову, сержанту Владимиру Елизарову (посмертно), сержанту Сергею Сущенко (посмертно) и лейтенанту Андрею Мерзликину было присвоено звание Героя Российской Федерации. Еще 29 пограничников Московского пограничного отряда были награждены орденом «За личное мужество», а 17 бойцов – медалями «За отвагу».
О том, как геройски сражалась12-я застава, можно прочитать здесь:
http://www.ul.aif.ru/persona/details/165183
https://uroki-90.livejournal.com/19122.html
Свидетельство о публикации №125041905791