Все Его пути справедливы
КАКАЯ ужасная несправедливость! Красивый молодой человек брошен в тюрьму, хотя он не совершил никакого преступления. Его обвинили в попытке изнасилования. Уже не в первый раз он столкнулся с несправедливостью. Этого юношу звали Иосиф. Когда ему было 17 лет, его предали родные братья, которые хотели его убить. Затем его продали в рабство, и он оказался в чужой стране. Когда Иосиф отверг заигрывания жены своего господина, уязвлённая отказом, она оклеветала его. Так он попал в тюрьму. Казалось, что Иосифу уже ничто не поможет.
Однако за всем этим наблюдал Бог, который «любит праведность и справедливость» (Псалом 32:5). Бог восстановил справедливость, сделав так, что Иосифа освободили. Более того, Иосиф — бывший узник — удостоился огромной чести и получил высокое и очень ответственное положение (Бытие 40:15; 41:41—43; Псалом 104:17, 18). Все смогли убедиться, что Иосиф невиновен, и он воспользовался своей властью, чтобы помочь народу Бога (Бытие 45:5—8).
Иосифа несправедливо бросили в тюрьму. Этот рассказ не оставляет равнодушным. Кто из нас так или иначе не сталкивался с несправедливостью? Конечно, каждый человек желает, чтобы с ним обращались справедливо и беспристрастно. Это неудивительно, поскольку Бог наделил нас качествами, которыми обладает он сам, а справедливость — одно из его основных качеств (Бытие 1:27). Чтобы лучше узнать Бога, нам нужно понять, что такое Божья справедливость. Тогда мы ещё больше оценим то, как он обращается с людьми, и он станет нам ближе.
ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Обычно для людей справедливость — это всего лишь соблюдение каких-то законов и правил. В одной книге говорится, что «справедливость связана с законами, обязательствами, правами и обязанностями; она заключается в том, чтобы судить беспристрастно, давая каждому то, чего он заслуживает» (Right and Reason—Ethics in Theory and Practice). Но справедливость Бога — это гораздо больше, чем просто формальное соблюдение правил из чувства долга.
Чтобы лучше понять всю глубину справедливости Бога, исследуем значение соответствующих слов в языках, на которых писалась Библия. В Еврейских Писаниях в основном используются три слова. Одно из них, которое обычно переводится как «справедливость», также означает «правосудие» (Второзаконие 24:17). Два других слова часто переводятся как «праведность» и «правда». В Христианских Греческих Писаниях слово, переводимое как «праведный», означает «справедливый, отвечающий нормам нравственности». То есть, по сути, эти понятия тесно связаны (Амос 5:24).
Таким образом, когда в Библии говорится, что Бог справедлив, это означает, что он всегда поступает правильно, непредвзято и беспристрастно (Римлянам 2:11).
Бог просто не может действовать иначе. Верный Елиуй сказал: «Немыслимо для истинного Бога делать зло, для Всемогущего — поступать несправедливо!» (Иов 34:10). Да, от Бога не может исходить несправедливость. Почему? По двум основным причинам.
Во-первых, Бог свят. Он кристально чист и праведен. Он не способен поступить несправедливо. Рассмотрим, что это значит. Святость нашего небесного Отца служит для нас гарантией того, что он никогда не станет плохо обращаться со своими детьми. Подобная уверенность была у Иисуса. В ночь перед своей смертью он молился: «Оберегай их, Святой Отец, ради твоего имени» (Иоанна 17:11). Обращение «Святой Отец» в Библии применяется только к Богу. Ведь никакой земной отец не может сравниться с ним в святости. Иисус был полностью уверен, что в заботливых руках Отца его ученики будут в безопасности, поскольку Бог кристально чист и отделён от греха (Матфея 23:9).
Во-вторых, неотъемлемым качеством Бога является бескорыстная любовь. Такая любовь побуждает его обращаться с другими справедливо. Несправедливость же во всех её проявлениях, включая расизм, дискриминацию и предвзятость, часто исходит из жадности и эгоизма — качеств, полностью противоположных любви. О любящем Боге в Библии сказано: «Господь Бог праведен, он любит праведные дела» (Псалом 10:7). Бог говорит о себе: «Я, Господь, люблю справедливость» (Исайя 61:8). Разве не утешительно знать, что нашему Богу доставляет огромную радость поступать справедливо? (Иеремия 9:24).
МИЛОСЕРДИЕ И СОВЕРШЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА.
Справедливость Бога, как и любое другое качество его многогранной личности, совершенна и не имеет недостатков. Превознося Бога, Моисей написал: «Он — Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он — надёжный Бог, ему чужда несправедливость, он справедлив и честен» (Второзаконие 32:3, 4). Справедливость Бога безупречна: наш Бог никогда не бывает слишком снисходительным, не бывает он и слишком жёстким.
Справедливость Бога и его милосердие тесно связаны между собой. В Псалме 115:5 говорится: «Господь Бог сострадателен и праведен [«справедлив», Новый русский перевод], наш Бог милосерден». Да, Бог справедлив и милосерден. Эти качества не противоречат друг другу. Он проявляет милосердие не для того, чтобы смягчить свою справедливость, как если бы она была слишком суровой и беспощадной. Напротив, он часто проявляет эти качества одновременно, в одной и той же ситуации. Рассмотрим следующий пример.
Все люди унаследовали несовершенство и поэтому заслуживают наказания за грех — смерти (Римлянам 5:12). Однако Богу тяжело смотреть на смерть грешников. Он «Бог, который охотно прощает... сострадательный и милосердный» (Неемия 9:17). Но, поскольку Бог свят, он не может попустительствовать греху. Как же тогда Богу проявить милосердие к грешным людям? Ответ заключён в одной из самых драгоценных истин Божьего Слова: Бог предоставил выкуп для спасения человечества. Он предоставил его с помощью Иисуса Христа. Выкуп воплотил в себе величайшую справедливость и непревзойдённое милосердие. Благодаря ему Бог может проявить милосердие к раскаивающимся грешникам, не нарушая своих совершенных норм справедливости (Римлянам 3:21—26).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ.
Справедливость Бога не лишена чувства. Это не отталкивающее, а, наоборот, привлекательное качество, которое приближает нас к Богу. Из Библии мы узнаём, что справедливость Бога неразрывно связана с сочувствием. Давайте рассмотрим некоторые примеры того, как Бог проявляет свою справедливость.
Совершенная справедливость Бога побуждает его быть верным и преданным своим служителям. Псалмопевец Давид убедился в этом на собственном опыте. К какому выводу он пришёл, размышляя о Божьей справедливости и о том, как Бог обращался с ним лично? Давид сказал: «Господь любит справедливость, он не оставит преданных ему. Он всегда будет оберегать их» (Псалом 36:28). Какая утешительная мысль! Наш Бог ни на миг не оставляет тех, кто предан ему. Мы всегда можем полагаться на него и ощущать на себе его чуткую заботу. И его справедливость служит нам в этом гарантией! (Притчи 2:7, 8).
Наш справедливый Бог внимателен к нуждам угнетённых. Забота Бога о таких людях ярким образом выражена в законе, который Бог дал древнему Израилю. Например, в законе специально оговаривалось, какую помощь необходимо было оказывать сиротам и вдовам (Второзаконие 24:17—21). Понимая, как тяжело приходится таким семьям, Бог сам взял на себя роль их заботливого Судьи и Защитника — того, кто «заступается за сироту и вдову» (Второзаконие 10:18; Псалом 67:5). Бог предупредил израильтян, что, если они будут притеснять беззащитных женщин и детей, он обязательно услышит вопль обиженных. «Тогда мой гнев вспыхнет», — объявил им Бог (Исход 22:22—24). Хотя еврейское слово «сирота» мужского рода, это не означает, что о девочках не нужно было заботиться. Бог включил в закон судебное решение, на основании которого дочерям Целофхада, лишившимся отца, гарантировалось наследство. Это решение стало прецедентом в улаживании подобных вопросов, что, в свою очередь, защищало права дочерей-сирот (Числа 27:1—8). Хотя Бог гневается не часто, намеренное несправедливое обращение с другими вызывает у него праведное негодование, особенно если жертвами становятся слабые и беззащитные (Псалом 102:6).
Бог также заверяет нас, что он «ко всем относится беспристрастно и не берёт взяток» (Второзаконие 10:17). В отличие от многих людей, обладающих властью, Бог не позволяет, чтобы на его мнение о человеке влияло финансовое положение или внешняя привлекательность. Он беспристрастен и непредвзят. Служить ему и получить возможность жить вечно могут не какие-то избранные люди, но «он принимает человека из любого народа, если тот боится его и поступает правильно» (Деяния 10:34, 35). Да, такая прекрасная возможность открывается всем, независимо от социального положения, цвета кожи или национальности. Это пример настоящей справедливости!
Есть ещё одна грань совершенной справедливости Бога, заслуживающая нашего внимания, — это его отношение к тем, кто нарушает Божьи праведные нормы.
НЕ ОСТАВЛЯЕТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ.
Некоторые задаются вопросом: если Бог не потворствует неправедности, почему тогда в современном мире так много зла и страданий? Стоит помнить: отсутствие справедливости не даёт повода сомневаться в праведности Бога. Многие страдания в этом злом мире происходят из-за греха, унаследованного от Адама. Несовершенные люди не хотят слушаться Бога, поэтому мир полон несправедливости. Но это не будет длиться вечно (Второзаконие 32:5).
Бог проявляет величайшее милосердие к тем, кто искренне ищет с ним дружбы. Но он не будет бесконечно терпеть положение, при котором позорится его святое имя (Псалом 73:10, 22, 23). Бог справедливости — не тот, над кем можно насмехаться; он не оставит без наказания тех, кто намеренно грешит, но воздаст каждому по его делам. Господь Бог — «Бог милосердный и сострадательный, терпеливый, надёжный и исполненный преданной любви». Он «не оставляет виновных без наказания» (Исход 34:6, 7). В согласии с этими словами Бог в некоторых случаях считал необходимым наказать тех, кто сознательно нарушал его праведные законы.
Рассмотрим, к примеру, как Бог обращался в древности с израильским народом. Израильтяне грешили и не слушали Бога даже после того, как овладели Обетованной землёй. И хотя их предательство огорчало Бога, он не отверг их сразу же (Псалом 77:38—41). Он был с ними милосердным и делал всё возможное, чтобы помочь им измениться. Он умолял их: «Меня не радует смерть грешника. Я хочу, чтобы грешник перестал творить зло и жил. Перестаньте, перестаньте делать зло. Зачем вам умирать, израильтяне?» (Иезекииль 33:11). Бог считает жизнь драгоценной, поэтому он не раз посылал пророков к израильтянам, призывая их оставить свои злые дела. Но народ в целом не слушал пророков и не захотел раскаяться. Тогда, ради своего святого имени и всего, что с ним связано, Бог отдал израильтян в руки их врагов (Неемия 9:26—30).
То, как Бог обращался с израильским народом, может многому нас научить. Как мы убедились, всевидящее око Бога замечает любое беззаконие, и то, что Бог видит, сильно огорчает его (Притчи 15:3). Как утешительно знать, что Бог всегда стремится проявлять милосердие, когда для этого есть основание! Он никогда не выносит поспешных решений. Многие ошибочно принимают терпение Бога за его нежелание наказывать злых людей. Но на примере древнего Израиля видно, что терпение Бога не безгранично. Нормы праведности Бога незыблемы. В отличие от людей, которые часто не решаются восстановить справедливость, Бог всегда смело выступает за праведность. Вот почему мужественный лев, символ справедливости, упоминается, когда описывается присутствие Бога и его престол (Иезекииль 1:10; Откровение 4:7). Интересно, что, осуществляя суд над неверным Израилем, Бог сам сравнивает себя со львом (Иеремия 25:38; Осия 5:14). Это служит для нас гарантией того, что Бог обязательно исполнит своё обещание и очистит землю от несправедливости.
Обобщая, можно сказать, что в принятии судебных решений Бог всегда руководствуется принципом: «Где необходимо — твёрдость; где возможно — милосердие» (2 Петра 3:9).
ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К БОГУ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Размышляя о том, как Бог вершит правосудие, мы не должны представлять его как жёсткого, непреклонного судью, который стремится наказать грешников. Скорее, мы должны думать о нём как о любящем, но верном своим принципам Отце, который всегда обращается со своими детьми наилучшим образом. Как у справедливого, праведного Отца, принципиальность сочетается у Бога с нежным сочувствием к своим земным детям, которые нуждаются в помощи и прощении (Псалом 102:10, 13).
Насколько же утешительно знать, что Божья справедливость — это больше, чем просто наказание грешников! Благодаря тому что Бог справедлив, у нас есть великолепная надежда стать совершенными и жить вечно — в мире, где «будет обитать праведность» (2 Петра 3:13). Наш Бог позаботился об этом, поскольку он справедлив и стремится спасти нас, а не осудить. Поистине, правильное понимание справедливости Бога приближает нас к нему!
Свидетельство о публикации №125041905132