О добре и справедливости

Жестокость — черта людей добрых,
А строгость — черта справедливых.
Есть ли причина суждений подобных?
Насколько противоречивых?

Бывает ли добрый жестоким?
Справедливость разве строга?
Мой ответ, как всегда, будет долгим,
А истина в нём такова:

Не всегда жестокость — злорадство,
Бездушие, гневность, садизм.
Предлагаю во всём разобраться,
Отбросив предвзятый цинизм.

Добрый зла не потерпит,
Жертвенность в нём не всегда.
Добрый в сторонке не дремлет,
Увидев беспечность врага.

Он всегда защитит угнетенных,
И не только в роли «щита».
В порядке вещей благородных,
Что парой «меч острее пера».

Добро не всегда побеждает,
За него не всегда воздают.
Но добрый не только страдает,
И не только добро предают.

Быть добрым не значит быть слабым,
И не значит всё время прощать,
А значит с намереньем «правым»
Себя и других защищать.

Добро не должно быть наивным,
Какой быть должна доброта?
Уж точно не беззащитной,
Затем и нужна ей эта черта.

Если же добрый человек недалёкий,
То будет проблемной эта черта,
Потому как приемлем метод жестокий,
Когда ему соразмерна цена.

Возникает он не спонтанно,
А только как твёрдый ответ,
Чьё отношение «погано»:
«Нет доброты — и помощи нет».

Быть добрым — значит быть терпеливым,
Знать время и место «кнута».
А быть переменчивым и торопливым —
В этом ли есть доброта?

Теперь разберём «справедливость»
И «строгость» мы в ней разберём.
И в том, и другом допускается «милость»,
Однако в порядке должна быть таком.

Если решил явить снисхождение,
Учти вероятность повторной ситуации.
Явка с повинной, вреда возмещение
Вполне сойти могут за «рекомендации».

«Строгость» не значит «безжалостность»,
«Справедливость» не есть «фанатизм».
С чего начинается пагубность?
Когда ими вершат тиранизм.

Строгость без справедливости —
Предвзятость и избирательство.
Справедливость, лишённая строгости, —
Угодничество и попустительство.

И, как говорит суровая реальность,
Вины исправления не решат всех проблем.
Поддержанье порядка не просто формальность,
Наказанье будет ко всему и ко всем.

В чём же тогда состоит милосердие?
В пониманье мотивов, учёт их вины.
Не каждый проступок, что привёл наказание,
Лежит мёртвым следом в течение судьбы.

Вот она, строгость, и вот справедливость:
Не быть наказанию, коль нету вины.
А раз есть вина, и это случилось,
Все эти факты принять мы должны.

И те, что смягчают, и что тяготят,
Должны быть в «строгом» учёте.
«Справедливость» не то, что люди хотят,
А что на весы разложили в расчёте.

Добрый жестокий и строг справедливый,
Насколько бы странно это ни звучало.
Согласен, туманно, местами фальшивый,
Но другом мне ответ судьба не сказала...

Комментарий: Автор разбирает сразу два философских вопроса... «Почему жестокость не является чем-то чуждым для добрых людей, и как эта черта дополняет понятие добра в целом» и «Почему «строгость и справедливость» существуют в гармонии и дополняют друг друга, а также почему существует возможность, будучи строгим и справедливым, оставаться при этом человечным и милосердным». Вопрос достаточно сложный и местами разнится с общепринятым понятием «добра», «жестокости», «справедливости», «милости» и «строгости». Стих направлен на философию жизни, не более того...

Дата: апрель, 2025 год


Рецензии