Современные молодые люди,и учащиеся школ сегодня почти наверняка не знают,что такое чернильница,для чего она нужна и как с нею обращаться. Я же,родившийся в начале шестидесятых ещё захватил тот период,когда в школах вместо шариковых ручек пользовались перьевыми. Перья для этих ручек продавались отдельно от основы,частенько они ломались от грубого к ним отношения,в основном конечно у мальчишек. Ну и естественно у каждого была своя чернильница-непроливайка. Называлась она так потому,что при бережном к ней отношении чернила для написания в ней действительно не проливались,но конечно же находились чудаки все пытавшиеся проверить на собственном опыте. В конце концов она все-таки проливалась на учебники,тетради,на белую рубашку друга или на девчоночий белый фартук. Крики,визги,девичьи слезы. В итоге «исследователь» частенько остаток урока проводил в кабинете завуча или же директора. И все равно,в каждом классе обязательно находился такой,не знающий покоя чудак. Примерные девчонки,почему-то в основном отличницы,носили свои чернильницы в специально сшитом мамами тряпочных мешочках,не кладя их а портфель,а держа в другой руке,на веревочке. Помню то благоговейное чувство,когда усевшись за парту,раскрывая тетрадь,подготавливаешь свою ручку для написания. Был в этом некий ритуал. Не спеша,за несколько минут до начала урока выставляешь свою чернильницу на парту,достаешь перо,чистишь его,проверяешь не сломалось ли. Потом аккуратно ткнув пером в чернильницу обязательно на черновике пытаешься что-то написать. Получалось не сразу,ручка т.е. перо должно было вначале немного пропитаться чернилами,но после второго или третьего нажима все получалось.!
Перья для ручек отличались по своему качеству. Которые подешевле перья оставляли вместе с чернилами и механический след на бумаге,и на него т.е. на перо надо было слегка надавить,чтобы чернила начали попадать с пера на бумагу. Хорошие же перья всегда доставляли удовольствие,обмакнув такое перо в чернильницу,безо всякого давления начинаешь писать! Видя,как из-под твоего пера выходит четко написанное тобою на бумаге,получаешь истинное удовольствие!
По правде ещё большее удовольствие доставляло не только само написание в тетради,а еще вместе с этим знание предмета,когда ты твердо уверен в том,что ты пишешь.
Одного макания в чернильницу хватало для написания двух-трех слов и снова в чернильницу и опять неторопливо пишешь.
Конечно же необходимо было пользоваться промокательной бумагой или как все называли ее «промокашкой»,особенно при переворачивании страницы тетради. Ещё лет десять назад продавались такие тетради с обязательной промокашкой в ней,а может есть и сейча не знаю.
На тех уроках,где нужно было много писать всегда стояла тишина и только негромкий стук пера в чернильницу,да и пошмыгивание носом у мальчишек нарушали эту тишину. Было не до разговоров и баловства на уроках т.к. отвлекшись мог уже не догнать своих товарищей в написании предмета. Возможно это нас как-то дисциплинировало,т.е. эта маленькая,стеклянная чернильница-непроливайка сыграла не последнюю роль в воспитании того поколения.
Хочу сказать то,что для меня воспоминания о школе,вообще детстве,неразрывно связаны с этой чудо чернильницей-непроливайкой!
Прошлая эпоха. Нынешние дети и молодые люди не представляют себе жизнь без сотовой связи и интернета, а уж о таком историческом артефакте как чернильница, они конечно же не знают. Мне в моем школьном детстве не довелось писать чернилами и пером, однако тетради с промокашками и парты Эрисмана тогда ещё были в ходу.
С уважением и добром,
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.