Мифические вороны
Этимология
Своё имя богиня получила за то, что согласно преданиям она появляется на поле битвы в виде вороны. Хотя здесь очень трудно провести четкую грань, так как, например, в битве при Маг Туиред этот облик приняла сама Морриган. Известна и другая сага, где именно Бадб, а не Морриган угрожает Кухулину. Образ Бадб смешивается и с образом Немайн. Это, действительно, наталкивает на мысль, что, похоже, сами ирландцы не очень-то различали богинь, что все трое по сути одна богиня.
«Сильный Холод и Ветер, Высокий Тростник»
Есть интересные упоминания о неком спутнике, с которым видели Бадб. О нём известно очень немного, так как даже в сагах, описывающих его, он немногословен и хмур. Сама Бадб дала своему спутнику имя «Сильный Холод и Ветер, Высокий Тростник». Этот мужчина описывается по-разному, но, пожалуй, его неизменным признаком является то, что он несёт оружие.
«Злая пророчица»
Есть у божества ещё одно прозвище — Злая пророчица, полученное от предсказаний скорых смертей. Иногда Бадб можно было заметить в образе простой прачки около места ночлега воинов. Если же в одежде, которую она стирала, можно было узнать свою вещь, это говорило о скорой беде. Именно так она и предсказала смерть известному герою Кухулину.
Кутх — воплощение духа Ворона, традиционно почитающееся различными палеоазиатными народностями Сибири. Образ Кутха проявляется во множестве легенд. Он выступает в качестве ключевой фигуры в сотворении мира (создателя Земли), прародителя человечества, могущественного шамана или трикстера. Кутх — популярный герой в преданиях народов Чукотки, он играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки. Множество историй, связанных с Кутхом, схожи с аналогичными историями, относящимися к Ворону, распространёнными среди коренных народностей северо-западного побережья Северной Америки. Это, видимо, связано с длительной историей культурных контактов между народами Азии и Северной Америки.
Один из главных подвигов Кутха— возвращение на небо светил, похищенных злыми духами. Один из мифов повествует, будто раньше Солнце, Луна и звёзды находились в мячах в жилище женщины-духа, поэтому в мире было темно и холодно. Ворон решил освободить светила, но никак не мог попасть в ярангу женщины. Тогда он решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорождённый Ворон попросил мячи — поиграть, и, получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Таким образом мир приобрёл тот вид, к которому мы все привыкли, а сам Ворон почернел — его опалило солнце.
У кереков и у некоторых других родственных им народов был распространён вариант названия «Ворон Кукки». У кереков есть сказки (например: «Кукки и Мыши», «Лиса Чачучанавут и ворон Кукки») и эпос о приключениях ворона Кукки.
По чукотским мифам он носит имя Куркыль и кроме мира, он создал собак, оленей, китов, птиц и мышей.
Улу Тойон (якут. Улуу Тойон; от тюрк. — «великий господин»)[1] — антропоморфный глава злых духов (абасы), обитатель верхнего мира, покровитель шаманов в мифологии якутов[1][2].
Улу Тойон является отцом воронов, при этом сам нередко предстаёт в обличье ворона, в связи чем его называют величайший великий ворон господин (якут. Улуутуйар Улуу Суорун Тойон)[3]. Ассоциативная связь ворона и данного божества основывается на том, что по якутским поверьям ворону не свойственно спать, а зрение позволяло видеть сразу все миры, и всякий, съевший глаз этой птицы, не сможет уснуть[4]. С помощью ворона Улу Тойон передал огонь людям, наделил последних душой (якут. с;р)[2], при этом оставаясь незримым для смертных[3].
Являясь покровителем шаманов, Улу Тойон вершит справедливый суд, разрешая споры и наказывая обидевших того или иного шамана людей. Дети Улу Тойона и его жены Буус Дьалкын хотун (c якут. — ледяная госпожа с развалистой походкой) — главы девяти племён духов в южном небе, в мифах нередко связаны с животными, в частности, Ньандьи Дьянгха покровительствует телятам и маленьким детям.
Эргис Г. У. полагает, что из-за проявления добрых черт (наделение душой людей, передача огня, справедливый суд, шаманы-лекари) Улу Тойона следует причислять к числу Айыы. В то время как Кулаковский А. Е. отмечает, что по древним мифам Улу Тойон является Айыы, но в современной мифологии его следует причислять к абасы, к тому же чёрные шаманы обращаются к нему как к источнику болезней.
В ряде мифов помимо ворона Улу Тойон может перевоплощаться в других животных, преимущественно чёрного окраса — медведь, бык, жеребец, лось
Свидетельство о публикации №125041702397