Архитекторы мира. Шарль Горнье

     О, дивное творение, пленён Тобой!
Ты восхищаешь дивной красотой!
И с первого же взгляда, с первого к твоей красе  вниманья -
Ты для меня - пленительней вечернего очарованья!

   Шарль Горнье. Парижский оперный театр.
   Жан Луи Шарль Гарнье; (фр. Jean-Louis-Charles Garnier, 6 ноября 1825, Париж — 3 августа 1898, там же) — французский архитектор, идеолог и практик эклектического стиля бозар, или стиля второго ампира, историк; автор проекта нового здания Парижской оперы, ныне носящего его имя. Член Института Франции — Академии изящных искусств по классу архитектуры (с 1874; на кресле № 4).
  Шарль Гарнье родился и вырос на улице Муфтар, сегодня это 5-й округ Парижа. Его отец, кузнец родом из Сен-Кале (Saint-Calais, деп. Sarthe), имевший собственное предприятие сдачи внаём машин на конной тяге, был женат с 1824 года на Фелиси Колль (Felicie Colle), дочери капитана императорской армии.
С 1838 года занимался в школе рисования на улице Расина (rue Racine). С 1840 года работал в мастерской Ж. А. Левейя (J.-A. Leveil), которая скоро закрылась из-за долгов. Затем подмастерьем у Л. И. Леба (Louis-Hippolyte Lebas) и Ж. Андрэ (Jules Andr;). Позже — чертёжником в мастерской Э. Вьоле-лё-Дюка. В 1842 году Гарнье поступил в Школу изящных искусств на улице Бонапарта (rue Bonaparte), где в 1848 году удостоился Гран-при Римской премии. Тема дипломной работы — «Проект консерватории искусств и ремёсел с галерей-выставкой промышленных изделий».
С 17 января по 31 декабря 1849 года обучался во Французской академии в Риме, затем длительное время путешествовал по Греции.
    После возвращения в Париж Гарнье стал архитектором небольших проектов, возводившихся в короткие сроки. В 1854 году был назначен субинспектором реставрационных работ башни Сен-Жак в Париже; в 1860 году получил место городского архитектора двух парижских округов. Оставался мало известен до 1861 года, когда выиграл конкурс на проект нового здания Парижской оперы. Проект в стиле Второго ампира с веяниями древнеримской архитектуры занял пятое место среди 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861 года, в возрасте 35 лет, он приступил к возведению новой Парижской оперы. Благодаря громадным средствам, предоставленным в его распоряжение, Гарнье имел возможность использовать для отделки здания редкие и дорогостоящие материалы.
    В 1864 году он был награждён орденом Почётного легиона. В 1867 году был избран членом-корреспондентом королевского института английских архитекторов. После завершения строительства Оперы Шарль Гарнье стал одним из видных преподавателей архитектуры, участвовал в государственных комиссиях.
В 1874 году избран членом парижской Академии изящных искусств.   
    Похоронен на кладбище Монпарнас.
 Шарль Горнье написал множество статей по археологии и архитектуре для различных периодических французских изданий, «Объяснительную записку о храме острова Эгины», а также «Трактат о театре» (Etude sur le th;atre) — книгу, целиком посвящённую постройке театров. Написанная им «Новая Парижская опера» (1876—1877) подробно передаёт историю создания и постройки главного детища архитектора.
  ОСНОВНЫЕ ВОПЛОЩЁННЫЕ ПРОЕКТЫ.
   В ПАРИЖЕ
Опера Гарнье
Театр Мариньи (Marigny)
Клуб книгоиздателей; 117, бульвар Сен-Жермен (Saint-Germain)
Частный особняк на улице доктора Лансеро (Docteur-Lancereaux), прозванный «дом-опера»;
Надгробие композитора Ж. Бизе на кладбище Пер-Лашез
Надгробие Жака Оффенбаха на Кладбище Монмартра (1880)
Ателье Бертье на одноимённом бульваре — место создания декораций для Оперы и хранилище театральных костюмов. Последний реализованный проект архитектора.
  В ПРОВИНЦИИ
Казино и лечебное заведение тёплых вод Виттель (Vittel)
Церковь в Ла-Капель (La Capelle)
Здание обсерватории в Ницце; совместно с инженером Гюставом Эйфелем
  В МОНАКО
Казино, Опера и Гранд-отель дё Пари в Монте-Карло
      В ИТАЛИИ, город Бордигера
Церковь Террасанта
Коммунальная школа, впоследствии мэрия
Вилла Bischoffsheim, переименованная в Etelinda
Вилла Гарнье (1872)
Вилла Studio.
_____
    Одним из самых известных и красивых театров в Европе считается Парижский театр Гранд Опера». Этот  государственный оперный театр, является огромным центром французской музыкально-театральной культуры.
 Театральное здание оперы Гарнье было построено в XIX веке и  относится к эпохе грандиозных преобразований города, воплощенных Наполеоном III и префектом Османом.  Он стал тринадцатым парижским оперным театром, начиная с 1669 года.  Проект вызвавший наибольший интерес придумал тридцатипятилетний архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно парижское название— «Дворец Гарнье»). 
   Причиной, по которой началось строительство нового  театра, называют несостоявшееся покушение на  Наполеона III.  Это произошло  14 января 1858 года, на улице Лё Пёлетье,  когда император направлялся в оперу.   После этого проишествия Наполеон III  отказался  посещать   старый театр   и потребовал построить новый оперный театр безопасный для него. Строительство  велось с 1862 года по 1875 год.  Новый театр стал эталоном эклектической Парижской архитектуры в стиле Боз-арт. Это одно из самых красивых произведений французской архитектуры эпохи императора Наполеона III.
     «Дворец  Гарнье»  располагается своим самым красивым фасадом к авеню Опера в центре Парижа. К главному входу в здание  ведет 10-ступенчатая  лестница.  Центральный фасад театра необычен, его украшают четыре скульптурные композиции, каждая из которых символизирует какой - либо вид искусства.  Это Музыка, Лирическая Поэзия, Драма и Танец. На втором этаже проходит галерея с   восемью двойными коринфскими пилястрами, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие оконные ниши, украшенные бюстами композиторов из позолоченной бронзы. Над колоннами расположен карниз и красиво декорированный аттик. Вдоль него мы можем увидеть  соединенные гирляндами 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Клагмана. Если мы посмотрим выше, то увидим две позолоченные скульптурные группы скульптора Гюмери, символизирующие танец и музыку. И наконец, купол из серо-зеленой меди,  увенчанный композицией Милле - "Аполлон с музами Гармонией и Поэзией, поднимающий над головой золотую лиру".  
   Для императора был создан отдельный вход с другой стороны здания театра. Сюда же входили отдельные салоны, гардеробные и комнаты для охраны. Отсюда, по изолированной анфиладе император мог попасть в свою ложу.
    Внутренний интерьер театра роскошен и вызывает всеобщее восхищение. 
    Парадная лестница - одно из самых знаменитых мест оперы Гарнье.  Она выложена великолепным  мрамором различных цветов и оттенков  и ведёт к театральным фойе, различным этажам и роскошному театральному залу. У подножья   стоят два огромных бронзовых  торшера в виде точеных  женских фигур, которые держат в руках букеты  из света. И вот мы попадаем в  театральное фойе, в котором зрители прогуливались во время антракта.  Оно поражает воображение!  Этим приемом архитектор Гарнье  хотел воссоздать архитектурные особенности  парадных сводчатых галерей старых замков.  И вот мы доходим до галереи.  Лучи света, попадая через огромные окна и отражаясь в таких же больших зеркалах,  визуально расширяют пространство и добавляют ему блеска и роскоши. Потолок украшают  росписи художника Бодри, на которых изображены  различные  музыкальные аллегории обрамленные в золотистые рамы. А  главным декоративным элементом является лира. Она присутствует везде в этом декоративном царстве: от сводов до решеток отопления и дверных ручек. Пройдясь по галереи, мы попадаем в зеркальный салон.  Эта светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на  расписном потолке была завершена уже после открытия  театра, в 1900 году.
    Сам  театральный зал выдержан в довольно традиционном цвете: красно-золотом и освещен огромной люстрой с хрустальными подвесками и матовыми плафонами. В XIX веке здание освещали 9 000 газовых светильников, соединённых между собой более чем 10 милями труб. В торцах  парадного фойе  женские скульптурные бюсты представляют способы освещения,  меняющиеся сквозь века: жир, масло, газ, электричество.  Потолок в театральном зале был расписан  знаменитым  Марком Шагалом.
   На этой росписи остановимся поподробнее. Заказ на роспись центрального плафона сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. В это время Шагалу уже исполнилось 77 лет и это огромное полотно (220 квадратных метров) он расписывал в течение года, израсходовав 200 кг. краски. В 1964 году плафон прикрепили на высоту более 21 метра, и зрители смогли оценить работу мастера. На открытие присутствовало более 2 000 человек!
   В росписи можно увидеть самые любимые художником образы и символы.  Это ангелы, влюбленные, музыканты и танцоры. Шагал мастерски цветом разделил плафон на пять секторов: белый, синий, красный, зеленый и желтый.
Каждый из этих секторов был расписан по сюжету одной или двух классических опер,  или балета. Так:
белый сектор – «Пеллеас и Мелисента» Дебюсси;                          
жёлтый сектор - «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель»  Адана;   
синий сектор - «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта»  Моцарта;
зеленый сектор - «Ромео и Джульетта»  Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера;
красный сектор – «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя»  Равеля;
   А в центральном круге плафона, ближе к люстре, перед нами возникают персонажи из «Кармен» Бизе и персонажи из опер Бетховена, Верди и Глюка.  Так же на плафоне изображены: Триумфальная арка, Бурбонский дворец, Эйфелева башня и здание Гранд Опера.
Архитектор превратил театральное здание в настоящее произведение искусства. Помпезность и  роскошное убранство театра потрясает.
  На сцене театра Гранд Опера звучали лучшие итальянские, немецкие и французские произведения.  Здесь звучали голоса Энрико  Карузо и Аделины Патти, Федора Шаляпина и Нелли Мельбу.
В 1982 году именно на этой сцене состоялось прощальное выступление Галины Вишневской в опере «Евгений Онегин» (дирижировал Мстислав Ростропович).
   В 1910 году именно в театре Гарнье прошли знаменитые Дягилевские сезоны. 
 Парижане увидели такие балеты как - Жизель, Шехерезада, Жар-Птица и Карнавал.  Декорации и костюмы к этим спектаклям создали  талантливые художники Лев Бакст и Александр Головин. Именно в этих необычных для парижан костюмах под музыку Игоря Стравинского, Роберта Шумана и Николая Римского-Корсакова танцевали уникальные танцовщики и танцовщицы: Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина и другие.
    К этому  знаменитому театру имеет отношение и известный миру Рудольф Нуриев.
Ведь именно  в «Гранд Опера»  танцовщик не только выступал на сцене, но  и с 1983 по 1989 года был директором балетной труппы и поставил там такие балеты как: Раймонда(1983), Лебединое озеро (1984), Щелкунчик (1985), Золушка(1986), Вашингтон - Сквер(1985), Манфред(1986), Спящая красавица (1989).
    Все желающие посмотреть балет и послушать оперу могут попасть в театр Гарнье на вечерние представления, а любители рассматривать старинные люстры и всевозможные красивые предметы интерьера могут в любой день, утром пойти в театр на прекрасную  экскурсию.


Рецензии