Водка и живой бог мустафа ганижев

            ВОДКА И ЖИВОЙ БОГ               Мустафа Ганижев       
           (стих посвящается Б. Пильняку)

Дождю то, что, он будет заливать днями,      
Мрак кирпичного завода жил в разрухе.
Время не выносил отсрочек страдами,
Аким возвращался, шатаясь на брюхе.

Он не рад был выносить охламона мать,
Шагал через базарную площадь, как крот.
Аким видит в одиноком окне, горел свет, 
То был дом знакомого музейщика – грот.

Путник подошел к окну, чутье не свое,
Он рылся когда-то в подземельях Кремля,
Что собрался стучать, но видит странное
И не постучал, закружит его земля.

От увиденного хода, не постучал –
Комната завались ризами, рясами,
Стихарями, орарями виду бренчал,
Среди комнаты сидели двое сами:

Музеевед  налил из бутыли водки
И поднес рюмку к губам голого люда,
А тот мертвец, фантома-с не двинул губки –
На главе голыша  был венец шута.

Аким понял, что музеевед пьет один –
С деревянной статуей сидящего Христа,
С ростом человека почетный господин,
Аким вспомнил из детства, свята красота.

Что видел мальчиком в церкви того Христа,
Эта была работа мастера тех век,
Где музеевед пил водку с Христом песта,
Поднося рюмку к губам, велик человек.

Музеевед раскрой свой пушкинский сюртук,
Баки его были всклочены под святых,
Голый бог в терновом венце, как бы ни друг,
Покажись Акиму живым из всех живых.
...                14. 04. 2025 г. 


                *Ж*
                КРАСНОЕ ДЕРЕВО   Борис Пильняк
Дальше Иван Карпович бредил - в бреду рассказывал о своей коммуне, о том, как был первым председателем исполкома, какие были те годы и как они погибли, грозные годы, как потом прогнали его из революции и ходит он теперь по людям, чтобы заставлять их плакать, помнить, любить, - он опять рассказывал о своей коммуне, о ее равенстве и братстве, - он утверждал, что коммунизм, есть первым делом любовь, напряженное внимание человека к человеку, дружество, содружество, соработа, - коммунизм есть отказ от вещей и для коммунизма истинного первым делом должны быть любовь, уважение к человеку и - люди. Аккуратненький старичишка дрожал на ветру, перебирая худыми, тоже дрожащими руками, ворот пиджака. Двор кирпичного завода утверждал разрушение. Инженер Аким Скудрин был плотью от плоти Ивана Ожогова.- ...Нищие, побироши, провидоши, волочебники, лазари, странники, убогие, калики, пророки, юродивые - это все крендели быта святой Руси, канувшей в вечность, нищие на святой Руси, юродивые святой Руси христа ради. Эти крендели были красою быта, христовою братией, молъцами за мир. - Перед инженером Акимом был - нищий побироша, юродивый лазарь - юродивый советской Руси справедливости ради, молец за мир и коммунизм. Дядя Иван был, должно быть шизофреником, у него был свой пунктик: он ходил по городу, он приходил к знакомым и незнакомым и он просил их плакать, - он говорил пламенные и сума-сшедшие речи о коммунизме, и на базарах многие плакали от его речей, он ходил по учреждениям, и сплетничали в городе, будто некоторые вожди мазали тогда луком глаза, чтобы через охломонов снискать себе в городе необходимую им городскую популярность. Иван боялся церквей, и он клял попов, не боясь их. Лозунги Ивана были самыми левыми в городе. В городе чтили Ивана, как приучи-лись на Руси столетьями чтить юродивых, тех, устами которых глаго-лует правда и которые ради правды готовы итти умирать. Иван пил, разрушаясь алкоголем. Он собрал вокруг себя таких-же, как он, выкинутых революцией, но революцией созданных. Они нашли себе место в подземелии, у них был подлинный коммунизм, братство, рав-енство, дружба - и у них у каждого была своя сумасшедшесть: один имел пунктиком переписку с пролетариями Марса, - другой предла-гал выловить всю взрослую рыбу в Волге и строить на Волге желез-ные мосты, чтобы рыбою расплачиваться за эти мосты, - третий меч-тал провести в городе трамвай
                (из Второй главы)


Рецензии