Баллада о фрегате Олегъ
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам —
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.(1)
С тех пор, по прошествии тысячи лет,
На зло неуёмной ораве,
Олег, неустанный носитель побед,
Вернулся к России во славе!(2)
Их было двенадцать(3) — фрегатов-судов,
Из дерева, под парусами,
Усиленных мощью машинных паров,
Являясь морей королями.
России вернули державный престиж,
Кронштадт, Петербург защищали,(4)
Моря бороздили — как вдоль, так и вширь,
В неравных боях наступали.
Один из фрегатов назвали «Олег»
И жизнью его одарили.
С иконой(5) молились за радость побед,
Благословений на бой просили.
Фрегат появлялся на горе врагу
В волнах Средиземного моря,
Спасал православных на берегу,(6)
Не допуская пролития крови.
Короткой, но яркой жизнь судна была,
Да время стирает его паруса.
Как вещий Олег принял смерть от коня —
Затоплен фрегат при параде царя.(7)
Так ярко прожить — и трагично уйти...
Он Богом храним в глубинах воды.(8)
Не принял «Олег» насмешку судьбы —
Вернуться мечтает, сердца потрясти!(9)
Последний фрегат — деревянный гигант — (10)
Полтораста лет спит, российский бриллиант.
Эпоха прошла — мы гордиться должны
Успехами cлавными нашей страны!
15.04.2025
Сноски:
1. А. С. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.
2. Парусно-винтовой фрегат «Олег» был заложен на Кронштадтской верфи в 1858 году. Спущен на воду в 1860 году. С артиллерийским вооружением, небывало мощным для своего времени: 60-фунтовое орудие могло метать бомбы весом 17,7 килограмма на дистанцию почти двух морских миль. Общее число орудий — 57. Экипаж — 545 человек. Парусно-винтовой фрегат «Олег» — один из самых крупных сохранившихся объектов, образец российского кораблестроения.
3. Всего было построено 12 винтовых деревянных фрегатов. Морское министерство начало постройку ещё более крупных фрегатов. Однако неуклонно наступала эпоха металлического судостроения, и строительство крупных чисто деревянных фрегатов прекратилось. В конце 1850-х годов произошёл переворот в кораблестроении, который свёл на нет боевое значение винтовых деревянных кораблей. В начале 1860-х начинается строительство полностью железных броненосных кораблей.
4. Следствие осады крепостей Кронштадта и Свеаборга в период Крымской войны. Быстрый рост числа британских броненосцев создал реальную опасность для русских прибрежных городов, и в первую очередь — для столицы империи. Финский залив должны были защищать броненосные корабли береговой обороны и крепости Кронштадт, Выборг и Свеаборг.
5. Фрегат приравнивался к категории кораблей первого ранга, на котором, согласно морским уставам и традициям Российской империи, обязательно должен был находиться священник. Согласно уставу, на таких судах должна была регулярно совершаться церковная служба, а духовное лицо становилось неотъемлемой частью экипажа — оберегая душевный покой моряков, сопровождая их в молитвах, в бою и в час прощания с жизнью.
6. С 1860 года до конца июля 1861 года русская Средиземноморская эскадра вела патрулирование у берегов Сирии. Причиной этого стали нападения мусульманского населения на местных христиан, которые тоже, в основном, были арабами по происхождению.
7. В 1869 году, фрегат затонул между островами Гогланд и Соммерс в Финском заливе, во время показательных выступлений, после столкновения с другим кораблём.
8. Корабль хорошо сохранился. Корпус стоит на ровном киле с небольшим креном на правый бок на глубине 56 метров. Владимир Путин на подводном аппарате «Си-эксплорер-5» в июле 2014 года совершил погружение к месту в Финском заливе, где был найден затонувший корабль.
9. Фрегат является особо ценным историческим памятником. Корпус способен выдержать подъём для последующей реставрации.
10. Длина по поверхности палубы – 77 метров. Высота – с пятиэтажный дом.
Две мировые войны, Октябрьская революция в России и холодная война 1945–1991 гг. заставили наше общество напрочь забыть о внешнеполитической истории России от Крымской до Первой мировой войны.
13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов Крымской войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Страны союзницы: Османская империя, Франция, Британия, Австрия, Сардиния, Пруссия и Российская империя.
Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг показало необходимость реформ.
На флоте модернизация судов проходила через разработку нового типа артиллерии и установления парового двигателя – винта ( винтовые корабли) на корабле чтобы обеспечить движение корабля независимо от силы ветра, что было важно в штиль, в узкостях прибрежных вод и, разумеется, в бою. Сами трубы, выводящие пар, чтобы не мешать действиям с парусами, на многих парусах делались телескопическими, поэтому на фотографиях этого типа кораблей их могло и не быть. Винт тоже убирался, чтобы уменьшить сопротивление ветру.
Парусно-паровые суда обладали огромной автономностью и могли по многу месяцев не заходить в порты. И это в мирное время, а ведь в случае войны они могли пополнять запасы воды, продовольствия и угля с захваченных торговых судов.
У Англии и Франции, Америки уже были такие корабли. Россия (Николай I) понимала, что ей тоже нужно модернизироваться, но тяжесть бюрократического аппарата замедляла продвижение вперед.
Кроме того, появляется идея крейсерной войны. Основной задаче крейсеров в XIX – начале XX века — преследовать и уничтожать торговые суда противника, тем самым нарушая его экономику, снабжение и морскую логистику. Во времена парусных и ранних броненосных флотов, крейсеры выходили в океан не ради боя с линейными кораблями, а для рейдерства — охоты на вражеские торговые суда, блокад, перехвата грузов.
Крейсерские суда строили из лучших пород древесины, в наборе корпуса начали использовать элементы из железа. Суда стали длиннее. Но время их эксплуатации было относительно коротким. Так как в конце 50-х годов произошел переворот в кораблестроении, который свел на нет боевое значение крупных деревянных винтовых кораблей, в начале 60-х начинается строительство полностью железных броненосных кораблей.
Несмотря на поражение в Крымской войне, русский флот впервые вышел в Мировой океан. В 1856–1862 гг. русские корабли прошли в океане больше миль, чем за всю предшествующую историю нашего флота. Постоянное военное присутствие России в Средиземном море, на Тихом океане, в Атлантике и других районах было достигнуто с помощью сравнительно небольшого числа кораблей и небольших материальных затрат.
Россия на основании статей Парижского договора 1856 г. должна была вместе с другими государствами Европы выступать защитницей христианского населения, проживавшего в странах Ближнего Востока. Как только в Сирии начались кровавые столкновения, Франция направила к ее берегам свою эскадру. Вслед за французскими кораблями (защита маронитов ) туда отправились английские (защита друзов ), а затем и русские корабли (защита православных).
Командовал нашей эскадрой капитан 1 ранга Шестаков, получивший по прибытии в Бейрут звание контр-адмирала. Вести боевые действия русским не пришлось, но факт присутствия эскадры успокаивающе подействовал на вождей религиозных фанатиков.
Источники:
Шитарев В. Винтовые фрегаты. // Двигатель. 2009. N°6. C. 58-61
Широкорад А. Русский флот выходит в океан. // Россия-Англия: неизвестная война, 1857-1907. М.:АСТ, 2003. С.34-48.
Свидетельство о публикации №125041505200