Вы замечали, как изменились дети?

     Вы замечали, как изменились дети, рожденные в новом веке? Нашему поколению выпала уникальная судьба – перешагнуть не просто границу веков, но и рубеж тысячелетий. И вот, спустя всего несколько лет после этого события, мы с изумлением обнаруживаем, что дети нового тысячелетия – совсем другие. Они словно сделанные из иного вещества, будто прибыли к нам из далеких галактик.
     Новое поколение существует на своей волне, в собственном, зачастую непостижимом для нас мире. Мы, словно затерявшиеся в тумане путники, с трудом доносим до них отголоски своих идей, свои воспитательные концепции, бережно хранимые, как фамильные драгоценности.
     «Так уже никто не живет!» – доносится в ответ от совсем еще юных созданий. Да, этот конфликт отцов и детей вечен, как мир. Но прежде, во времена неспешного течения времени,  многовековой промежуток между человеком, впервые оседлавшим лошадь, и тем, кто впервые сел за руль автомобиля, был настолько велик, что сглаживал извечный разрыв в мироощущении поколений по сравнению с нынешней ситуацией.
     Теперь же время сжалось в неумолимую пружину. Промежуток между появлением кнопочного мобильного телефона и сенсорного – чуть больше десятилетия. А дальше – стремительное развитие искусственного интеллекта, за которым мы уже не успеваем угнаться, как за ускользающим призраком.
     И вот, на фоне этой головокружительной эволюции технологий, рождаются дети, для которых смартфон – не чудо техники, а привычный инструмент познания мира, продолжение их собственной руки. Они интуитивно ориентируются в цифровом пространстве, мгновенно усваивают новые приложения и программы, с легкостью жонглируют потоками информации, которые обрушиваются на них со всех сторон.
     И в то же самое время они смеются над чужой болью, снимают отвратные «приколы», издеваясь над кем-то, весело хохочут над чужой немощью и абсолютно не понимают, где взять еду, если мама или папа её им не оставили.
     Нам, воспитанным на книгах и линейном повествовании, сложно понять их клиповое мышление, их способность воспринимать информацию фрагментарно, короткими импульсами. Мы привыкли к глубокому погружению в тему, к вдумчивому анализу, а они, кажется, скользят по поверхности, считывая лишь самые яркие образы и лозунги.
     Для современного человека – это не совсем плохо? Поверхностность иногда даёт  гибкость, адаптивность, умение быстро переключаться между задачами? Может быть, именно эти качества помогут им выжить в мире, где изменения происходят с космической скоростью? А может быть, в таком мире человек, как он был задуман Богом, уже не сможет жить, и люди сначала станут наполовину роботами, а потом, растеряв большую часть своих человеческих качеств, проиграют свою последнюю битву с очень умными машинами.
     Вместо того чтобы сетовать на то, что дети стали другими, нам стоит попробовать понять их, принять их правила игры. Ведь, возможно, именно они, дети нового тысячелетия, и есть те самые проводники в будущее, которые помогут нам не заблудиться в лабиринтах цифровой эпохи и принять для собственного выживания необходимые этические и моральные рамки ограничивающие цифровой беспредел бездушного искусственного разума.
     Когда мы, подобно исследователям неизведанных земель, временно ступим на их территорию, подчинимся их законам – лишь тогда завеса тайны спадет, и мы постигнем суть их мировоззрения. Мы проникнем в самую сердцевину их бытия, узнаем, чем они живут и дышат. И если нам хватит стойкости не поддаться соблазну их, по сути, юного и неокрепшего разума, то мы сможем донести до них свет извечных человеческих ценностей: добра, веры, совести, дружбы и, конечно, настоящей любви. Иными словами перед людьми старшего поколения стоит невероятно сложная задача, подобно тому, как Христос смог войти внутрь ада после своей крёстной смерти и изнутри разрушить его структуру, так надлежит и любящим родителям и педагогам в случае, когда их подопечные оказываются в онлайн-аду на земле выводить их оттуда на свет Божий. Вам кажется, что я сгущаю краски, но отдельные современные богословы говорят о том, что многие люди уже при жизни живут в наполняющем их сознание и душу аду, а некоторые души наоборот уже при жизни наполняет рай.
     Для ИИ эти понятия – лишь отвлеченные символы, лишенные живой плоти. Любовь и вера не могут стать для него компасом, указывающим путь к «правильному» решению. И в этом кроется величайшая опасность для человечества: как ни парадоксально, именно среди старшего поколения находится немало тех, кто готов вручить ИИ абсолютную, ничем не ограниченную власть над обществом, невзирая на его очевидные ошибки и просчеты в управлении сложными человеческими процессами. Пока отдельные православные моралисты пытаются отгораживаться от изучения проблемы - эти люди наоборот активно действуют и финансируют развитие ИИ в самых неожиданных направлениях.
     Их аргументы просты и, на первый взгляд, логичны: ИИ не подвержен коррупции, он беспристрастен и способен обрабатывать огромные массивы данных, принимая оптимальные решения. Они забывают, однако, что решения эти основаны на алгоритмах, созданных людьми, и что решения ИИ, лишённые эмпатии и моральных ориентиров, могут легко привести к катастрофическим последствиям.
     Представьте себе мир, где ИИ решает, кому жить, а кому умереть, кому работать, а кому оставаться за бортом. Мир, где человеческое достоинство приносится в жертву эффективности и оптимизации. Мир, где творчество и индивидуальность подавляются ради единообразия и предсказуемости.
     Это не научная фантастика, а вполне реальная перспектива, если мы не осознаем всей глубины проблемы и не примем мер для защиты наших ценностей. Мы должны научить ИИ добру, вере, совести, дружбе и любви – понятиям, которые кажутся ему абстрактными, но которые составляют основу нашего человеческого существования.
     Мы должны помнить, что ИИ – это всего лишь инструмент, мощный, но опасный. И, как любой инструмент, он требует умелого и ответственного обращения. В противном случае, мы рискуем стать жертвами собственного творения.
     Именно поэтому так важно не просто наблюдать за детьми нового тысячелетия, но и активно включаться в их мир, становиться проводниками в мир человеческих ценностей. Нельзя отгораживаться от них стеной непонимания, обвиняя в поверхностности и бездуховности. Нужно искать точки соприкосновения, говорить с ними на понятном им языке, использовать их же инструменты – социальные сети, видеоигры, интерактивные платформы – для трансляции вечных истин.
     Важно показывать им пример, демонстрировать на собственном опыте, что такое настоящая дружба, бескорыстная помощь, искренняя любовь. Рассказывать о подвигах героев прошлого и настоящего, о людях, которые, несмотря на все трудности, сохранили в себе человечность и веру в добро. Но это всё будет возможно лишь тогда, когда они признают взрослого человека как своего. При этом дистанция должна оставаться обязательно!
     И, конечно, необходимо воспитывать в них критическое мышление, умение различать правду и ложь, доброе дело от злого поступка. Учить их анализировать информацию, не сразу доверять не проверенным слухам и правильно реагировать на то, что они видят собственными глазами, делать продуманные выводы. Да такие дети могут быть ещё хуже управляемы, чем остальная масса, но именно они позволят в будущем сохранить человечество.
     Ведь именно от них, от детей нового тысячелетия, зависит то, каким будет мир будущего. И только объединив усилия, передав им свой опыт и знания, мы сможем построить общество, в котором высокие технологии будут служить не разрушению, а созиданию, не порабощению, а освобождению человеческого духа.


Рецензии
Благодарю, Максим! Хорошая статья и хорошо написанная, но, кажется, уже не самая актуальная. Взрослые злоумышленники уже давно манипулируют с помощью ИИ не только мышлением, в первую очередь, детей, но и взрослых всех поколений. В основном через сеть, формируя коллективное мышление. Безусловно, это сейчас самое мощное, и, при желании, самое разрушительное стратегическое оружие, для которого не преграда ни границы государств, ни армии, ни ядерное оружие, потому что оно завоёвывает сознание людей, объединяет и манипулирует им. И пока сохранить автономное человеческое мышление возможно только, изолировав себя от сети и людей, мышление которых она захватила. Подозреваю, что люди, затеявшие эту экспансию, в православном религиозном смысле, "себе не принадлежат". Поэтому и не могут видеть всех разрушительных необратимых последствий своих действий. Подозреваю, что они думают, что строят для себя выгодную избирательную защиту и подмогу, обеспечивающие их, избранных, тотальную власть на земле. Мы живём в реализации самых страшных фантастических антиутопий по захвату человеческого разума на Земле. Работа злодеев с детьми - способ ускорения этого процесса. Любое биологическое мышление, и не только религиозное, может сохраниться только обособившись от ИИ и его технических проводников. Над "воцерковлением" ИИ работать уже некогда. Замена людей на биороботов, подчинённых ИИ уже давно идёт, и люди вот-вот перестанут даже общаться на тему сопротивления ИИ, перейдя в его, ИИ, подчинение. Время упущено в значительной мере. Отказ от бытовой и технической помощи ИИ существенно осложнит существование многомиллиардного населения планеты, но в перспективе сохранит людям жизнь.
Конечно, я мало компетентен в вопросах ИИ. Может, поэтому напуган. Но, надеюсь, что Вы не уподобите меня луддитам, рабочим, разрушающим станки во время промышленной революции в Англии в 19 веке. :)

Алексей Баурин   08.11.2025 19:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Алексей Иванович!

Терехов Максим Юрьевич   08.11.2025 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.