По конкурсу В четырех строках
http://stihi.ru/2025/04/12/4332 - Итоги конкурса
Конкурс вызвал интерес у наших участников. За 18 дней приема было собрано 80 заявок. Из них 34 произведения были отобраны судьями, как особо понравившиеся.
Конкурсы четверостиший в нашей Мастерской проводились неоднократно, правда, каждый раз их конкурсное задание было новым. В этот раз основным требованием к четверостишию стала его содержательность - законченность сюжета, изложенного максимально лаконично. Вот как я сформулировала задание к конкурсу «В четырех строках»:
Требуются стихи, текст которых укладывается в четыре короткие строки (1 строка – не более 14 слогов!), где содержанием является не лирическая зарисовка, не описание, а лаконичная история или запоминающееся и законченное рассуждение – только не рифмовка всем известного афоризма и не переложение чужой литературной цитаты, а исключительно оригинальная авторская находка. Язык стихов – литературный. Правильный и выразительный.
Произведения - четверостишия есть в творческой копилке почти каждого автора. На первый взгляд, написать их - проще некуда! Но это только на первый взгляд. На самом деле именно написание коротких стихов является очень трудной задачей, более сложной, чем писание объемных стихов. Чем стихи меньше по объему, тем больше к ним предъявляется требований, тем виднее глазу читателя все их изъяны и недоработки.
Сначала рассмотрим технику написания четверостиший. (Она, кстати, распространяется на все стихи вообще, просто в коротких стихах любые нарушения оказываются на виду):
1. Рифмы только точные и выразительные.
Если в большом стихотворении мы умудряемся (хотя и не должны) спрятать в массе строк какую-нибудь одну слабую рифму или рифмовку двух однотипных глаголов или двух деепричастий друг с другом, то в произведении из четырех строк этот недочет сразу же бросится в глаза и испортит всё впечатление.
А как понять «только выразительные рифмы»? Значит, рифмы не банальные, не встречающиеся повсеместно и не ставшие предсказуемыми. Любая банальная рифмовка в коротком стихотворении слишком заметна, поскольку в нем всего-то максимум две пары рифмующихся слов!
2. Четкий стихотворный размер (ритм).
3. Безупречный синтаксис предложений.
Содержание четверостишия должно быть выражено правильными, ясно и логично построенными предложениями. Синтаксис предложений весь на виду – его при всем желании не спрячешь в массе других предложений!
Но куда труднее выполнить другое и главное требование к четверостишию – требование к его содержанию. Мы ведь сейчас говорим не о 4-х строчной строфе (фрагменте большого стихотворения), а о ЗАКОНЧЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ из 4 строк. А это очень трудно – вместить законченную историю или оригинальную авторскую мысль в столь малый объем!
Каким же должно быть содержание произведения из 4 строк?
1. Ярким и запоминающимся. Насыщенным мыслью, а не просто проходным описанием или констатацией известного факта или явления, которые никого не удивят.
2. Быть законченной историей или мыслью, тем, после прочтения чего у нас не возникает желание мысленно спросить автора: «Ну, и что дальше? И что с того?»
3. Хорошо, когда содержание сравнимо с афоризмом, но важно, чтобы идея такого афоризма была бы авторской, а не просто рифмовкой чужого всем известного наблюдения.
Что еще добавить к перечню требований к четверостишию, я сказать затрудняюсь. Предлагаю почитать те стихи, что отобрали наши судьи. По моему замыслу – это именно те стихи, которые отвечают всем перечисленным требованиям. По факту это не совсем так: не со всеми решениями членов жюри об отборе стихов я согласна, но это еще интереснее. Свое личное впечатление (не настаиваю на своей абсолютной правоте!) я написала под стихами в комментариях к ним.
***********************************
1. АФОРИСТИЧЕСКОЕ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
"Ожидание" дольше, чем "ждать".
Одиночество шире пространства.
Вечность - миг окончания странствий.
"Завтра" - чаще всего "никогда".
Один из судей отобрал эти стихи, а я, признаюсь, мало чего поняла из их содержания. Почти каждое противопоставление либо туманно выражено, либо выхватывает нечто частное и на высоту афоризма не особо тянет. К тому же – неточные рифмы «ждать-никогда» иногда где-то допустимы, но явно не годятся для типа охватной рифмовки единственного четверостишия: там требуются только точные рифмы.
3. ТАК И ПРОЖИЛА. ЕЛЕНА ПРОНСКАЯ
Какую жизнь мне выдали, я так и прожила.
Святая или грешная, но всё ж творенье Бога.
Следит седая Вечность тайком из-за угла,
как я шагаю к устью от истока.
01010101 010101
01010100 0101010
0101010 010101
01010101010
Я здесь не в восторге от ритмики произведения – по сути, здесь две полустроки (4ст ямб+3ст ямб) без внутренней рифмовки между ними, а последняя строка – 5 ст ямб. Для миниатюры это неудачное решение. Образ Вечности, «следящей из-за угла» мне тоже показался неудачным. А главное – это не законченная история с авторским заключением, а, скорее, фрагмент более долгого рассказа персонажа о себе…
4. МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
Мы делили апельсин, марокканский рыжий шар,
На пятнадцать человек, в хороводе серых дней.
Мякоть резали ножом, и у каждого был шанс.
Мы делили апельсин. Много нас, но я сильней.
Здесь тоже по 14 слогов в строке или две полустроки без внутренней рифмы. Но история законченная, есть главная авторская мысль «Много нас, но я сильней», ради которой стихи и написаны. Пример ироничной гражданской поэзии.
6. МИНИ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Уже не радует ни запах новогодний,
ни мишура нахально-яркой ели...
Всё суета. Лишь милостью Господней
пока живу - и добиваюсь цели.
Законченная картинка с самонаблюдением, которая не просто лирика, а философское размышление о сути жизни. Ограничение в объеме всегда можно восполнить удачно подобранным названием стихотворения: очень часто такое название является главной мыслью или важным дополнением к теме. К сожалению, автор не воспользовалась этой возможностью: блеклое и ничего не значащее название «Мини» очень хочется заменить хотя бы на «Уже не радует» или на «Пока живу», или на еще что-то, что помогло бы автору полнее выразить ее главную мысль.
7. О СТАРОСТИ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
Бегут года, седеют наши волосы.
Идем походкой грузной не спеша.
«Сидела б дома!» - слышим злые возгласы.
И плачет в теле юная душа.
Законченная история, в которой все нужное сказано. Нет замечаний.
9. ЧУДО ПОЭЗИИ. ОЛЬГА СВЕТОВА
Поэзии хорошей чудо в том,
Что пишет автор вроде о своём:
О чувствах, мыслях, собственной судьбе,
А кажется, что пишет о тебе.
По содержанию тоже все хорошо – законченное и яркое наблюдение. Но мне не нравится здесь построение предложения «Поэзии хорошей чудо в том» - неестественная для русской литературной речи инверсия порядка слов немного режет ухо.
14. ЖИЗНЬ. ЛИДИЯ БОНДАРЕНКО 21
Вся наша жизнь, как пёстрый коврик -
Смесь эпизодов многих лет,
Где всё сплелось без всяких логик,
Но очень важен красок цвет.
Есть попытка написать авторский афоризм – законченное и глубокомысленное наблюдение о сути жизни. Но, на мой взгляд, этот замысел портит впечатление от словосочетания «красок цвет».
16. ГРАНЬ. ЛАРИСА СЕМИКОЛЕНОВА
Так тонка грань меж счастьем и бедою:
Чуть вкось - и жизнь твоя гроша не стоит...
Чуть вкривь - и вот уже не греет солнце...
Чуть ввысь - и снова радуга зажжётся!
Заданный ритм просит произношения «тОнка грань», но правильное ударение - «тонкА грань». А по содержанию… Можно его с некоторой натяжкой принять, хотя на высоту интересного афоризма, на мой взгляд, оно не дотягивает.
21. ЖИВОПИСЬ. АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КАЛИНИН
Чтоб мыслям радужным и страстным
Стать артефактом на века,
Волшебным кисточке и краскам
Нужна умелая рука.
Все закончено и разумно. Нет замечаний.
22. РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Что люди схожи - не вопрос,
Но разные у всех задачи:
У одного заложен нос,
А у другого - дом и дача.
Авторская версия известного иронического высказывания про мелкий жемчуг и жидкий суп. Смысл тот же, но сделано по-своему, получилось красиво. Отлично! Очень жалею, что произведению не хватило голосов (его отобрали менее половины судей) для награждения грамотой.
25. В КОНЦЕ ПУТИ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20
Отбелевший потемнел свет.
Запечатаны следы льдом.
У меня здесь никого нет,
Да и был ли у меня кто?
Драма в стихах, которую автор умудрился вместить в 4 строки и сделать это языком поэзии. Мне нравится!
28. А ЖАЛЬ. ТАНЯ ВЕРШИНИНА
Осенний дождь, горячий чай на травах,
01010101010
И плечи зябко кутаются в шаль.
У всех любовь как мед, а у меня - отрава.
0101010001010
А жаль…
Здесь тоже неплохая и вполне законченная зарисовка личной истории, но, к сожалению, нарушена ритмика – в 3 строке лишние слоги. Короткая последняя строка – это не беда, а вот 3-ью хочется поправить, например так: «У всех любовь как мед, <моя> - отрава».
29. МУЗЫ. ИГОРЬ ДИКМАРОВ
Он, по мнению Пегаса,
Плодовитейший поэт:
Ведь все Музы из Парнаса
От него ушли в декрет!
Автор хотел пошутить. Формально – без замечаний. Но меня, к сожалению, это произведение не зацепило. Может быть оттого, что юмор приземленный?
30. КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Талант изменил с другою -
Зачем же страдать украдкой?
Я стану его сестрою,
И буду хотя бы краткой.
Талантливо обыгранная аллюзия на известную фразу «краткость – сестра таланта». На мой взгляд, это одно из лучших произведений в пакете.
31. НЕ ЛЕНИЛАСЬ ДУША. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ
Даже в долгой разлуке не зябли тела,
Оставаясь без ласки, тепла и общения,
Не ленилась душа и любовью жила,
И крылатым огнём своего вдохновения.
Сами по себе строки хороши в качестве лирической зарисовки, но она не показалось мне законченной историей: после прочтения этого четверостишия ждешь какого-нибудь интересного авторского вывода.
32. ВРАЧ КАРДИОЛОГ. ВИКТОР ПЕЧЕРСКИХ
Он профи - мастер дел сердечных,
Сердечно-добрый человек,
Из нас не делает он вечных,
Но удлиняет жизни век.
Стихи - посвящение человеку высокой профессии. Четверостишие полностью закончено. Мне понравилась в нем умелая авторская работа с приемом звукописи – аллитерацией звуков ЧН и обыгрывание двух разных значений одного и того же слова (омонима) «сердечный». Хорошо сделано!
33. ИСТОРИЯ - ДАМА ПРОДАЖНАЯ. СВЕТЛАНА ФАЙНБЕРГ
История – дама продажная,
Что выгодно, то и поет.
И тут еще самое важное:
Чей хлеб летописец жует.
Афористично, ярко, глубокомысленно. Не буду утверждать, что мысль стихов - нова, но она изложена автором по-своему и выписана хорошим литературным языком.
35. ВРЕМЯ. НАТАЛЬЯ ЯВИЛИНА
Невесомой легкокрылой стаей,
Растворяясь в свете миражей,
Бабочками время улетает
В бесконечность звёздных виражей.
Спору нет – очень красиво, образно. Но, мне кажется, для формы «стихотворение в четыре строки» эти строчки не совсем подходят, они могут стать строфой в более распространенном произведении, а в данном варианте хочется не только описания, но и какого-то заключения, вывода, чтобы стихи стали законченным произведением.
37. ДЕНЬ ПАХНЕТ СКУКОЮ И ПЫЛЬЮ. ТАТЬЯНА КАЛЮЖНАЯ
День пахнет скукою и пылью -
Скучнее каши на воде.
Все сказки обернулись былью -
Быль утонула в суете.
Здесь есть и описание обстановки, и личная история, и тема для размышления читателю. Вполне законченные стихи – они, мне кажется, не нуждаются в их удлинении.
38. БУЙКИ. ГЕННАДИЙ ЦАРЕГОРОДЦЕВ 2
Да, жизнь безбрежна, многогранна,
Полна любви, надежд, тоски,
Но... не увидишь океана,
Не заплывая за буйки...
Тоже абсолютно законченное произведение с удачной философской концовкой. Отличная работа!
40. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Обид громадьё, аргументов торосы,
И лавы претензий, и море вопросов,
В горниле конфликта кипя горячо,
Вгоняются в ступор дурацким: «И чё?..»
На мой взгляд, это одно из лучших произведений. В нем и интересное авторское наблюдение, и повод для размышления, и ирония. А главное – у стихов есть ярко выраженная индивидуальность содержания. Отлично!
42. ЗЕРКАЛА. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА
Прячу я морщинки по углам,
Но с годами счёт их только множится.
Раньше я дразнила зеркала,
А теперь они мне корчат рожицы.
Чисто женская тема, но все написано очень хорошо и по технике письма (четкость рифм, строй предложений), и по законченности содержания.
43. НЕ СОГЛАСНЫ НА НИЧЬЮ... ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Мы не согласны на ничью -
Ничьей никто не рад.
Пощады нет у нас зверью -
Фашизму ставим мат!
Публицистика в формате слогана на злобу дня. По технике неплохо, по содержанию эмоционально и закончено.
45. А ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ ПОРОЙ. ТАТЬЯНА РОНЬЖИНА КАРПОВА
А чудеса случаются порой —
Цветут сады необязательно весной.
И точно не «один лишь только раз
Цветут сады в душе» у большинства из нас.
0001010001
010100010001
0100010101
010101010101
С ритмом здесь есть проблемы: 1 и 3 строки на целую стопу ямба длиннее, а безударные слоги расположены случайным образом – звучит тяжело. А это для 4-х строчных стихов большой минус. Да и включение в столь короткое произведение чужой цитаты – не самое удачное решение. Содержание неплохое и законченное, но техника исполнения портит впечатление.
52. МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ. ЕКАТЕРИНА ПРИДАННИКОВА
Случается порою, что не подвластно сразу ПЕРЕНОС
Понять: где ложь, где истина в круговороте дней.
Подсказывает сердце, ему перечит разум,
И мечется потерянно душа меж двух огней...
Длинная строка и перенос предложения на другую строку в месте, где не предполагается смысловая пауза при чтении – не самая удачная форма написания четверостишия. И по содержанию остается ощущение незаконченности истории, мне не хватает заключительной авторской мысли, ради которой это произведение и появилось на свет.
57. О ЛЮБВИ В 4 СТРОЧКИ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
- Скажи мне о любви в четыре строчки.
- В четыре - длинно, хватит пары строк:
Любовь - когда два маленьких клубочка
Сплетаются в один большой клубок.
Законченность сюжета и интересный (авторский) образ любви в концовке. Отличная работа.
60. А КАМЕНЬ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ПЛУТАХИНА
А камень может... говорить,
Когда с душой соприкоснётся,
И сердца луч в него прольётся,
И начинает он... творить!
Нет завершенности сюжета, и, как только начнешь вчитываться в каждое слово, не все понятно по смыслу: «Сердца луч», который «проливается в камень», отчего тот «начинает творить» - это как? Это о чем?
61. ОНИ УЖ ПРИЛЕТЕЛИ И ГАЛДЯТ. АНАТОЛИЙ ПРИМОРСКИЙ.
Они уж прилетели и галдят,
И рады без причины, просто рады,
Что солнце светит и ручьи звенят...
Так сладко жить, не требуя награды.
По смыслу хорошо – интересное философское размышление, аллюзия на библейское высказывание о птицах небесных, что «не сеют и не пашут». А по исполнению – не очень удачно: не хватает конкретного подлежащего в первом предложении и хочется обойтись без «уж», например, так: «А птицы прилетели и галдят».
66. ЖИЗНЬ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА
... А в детстве день настолько был большим,
Что целая в него вмещалась жизнь!
По-прежнему цветет в саду жасмин,
А жизнь прошла как будто день один...
По содержанию мне нравится: законченное и глубокое высказывание. С точки зрения подбора слов еще стоит поработать. Например, избавиться от дважды использованного союза «а» в начале предложений, от повтора значащих слов (дважды «жизнь» и дважды «день»). Короткие стихи, к тому же, требуют от автора и более точных рифм.
68. ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА. INOPLANETEANKA
Она была такой блестящей,
Что, говоря начистоту,
Прощал, всяк на неё глядящий,
Ей внутреннюю пустоту.
Стихи на уровне афоризма, к котором не могу придраться. Отличная работа!
69. У ВАГОНА. МАРИНА ЧИГРА
Бьются в ритме колеса, чередой перегоны,
Убегают платформы с житейским мирком...
Но стоит перед взором, будто врос, у вагона
Одноногий парнишка с армейским мешком.
Описание картинки увиденного, которое автор сделала больше и глубже этого описания – в нем сконцентрировалась целая история и человека, и времени. Понравилась продуманная смысловая подборка слов в фразе: «убегают платформы с житейским мирком». Здорово!
73. НЕ УКРАДИ. ИГОРЬ КАЛИНИН ТВЕРСКОЙ
- Без рук и ног смогу ли я украсть?
- Конечно, если ты спросил об этом.
Пойми: сильна греховной мысли власть,
Когда в душе не царствуют запреты.
Глубокомысленно по теме религии. Мысль известная, но автор сформулировал ее своими словами, получилось очень выразительное мудрое наставление.
75. РЕКА, КУСТЫ СМОРОДИНЫ. СТАРИКАН ВЛАДИСЛАВ
Река. Кусты смородины.
Луга. Холмы. Леса.
У русского две родины –
Земля и Небеса.
Лаконично, просто и с любовью к Родине. Не удивительно, что многих судей эти стихи по-хорошему зацепили.
************************************
На этом все. Остальные 46 стихотворений члены жюри не отобрали. Обидно для участников, но вполне предсказуемо: содержательное четверостишие – это действительно очень сложный жанр. Абы что на конкурс не подашь – не тянет на авторский афоризм, а других-то у нас и нет, как вдруг выясняется! Я у себя, кстати, тоже ничего достойного замыслу конкурса не нашла. Давайте надеяться, что у всех нас самое лучшее еще не написано!
С уважением, Ваша Алкора. 13.04.25.
P.S. Прием на конкурс «Но есть нюансы» - http://stihi.ru/2025/03/30/2247
очень скоро завершится! Кто из вас еще не успел подать заявку, тот опоздал!!! )))
Свидетельство о публикации №125041304383
Посвящаю творчеству семьи Хенн
(резьба по камню)
Возможно, пролог не был скопирован, поэтому возникла непонятность в восприятии. Или мы просто по- разному видим смысл написанного. Значит, мне надо выражать мысли в стихах почётче. Спасибо ещё раз за замечания.
С уважением,
Елена Васильевна Плутахина 22.04.2025 08:28 Заявить о нарушении
Алкора 22.04.2025 16:37 Заявить о нарушении