Глава пятнадцатая. Разговор с рекой
(философский диалог)
— «О река! Ты течёшь тысячелетья,
Но скажи: где твой исток и конец?» —
— «Мой исток — в облаках, что плачут над степью,
Мой конец — в океане, где тонет певец.
Но суть не в пути, а в том, что пою я:
Кто пьёт — живёт, кто даёт — свят.
А ты? Не ищи завершенья,
Ищи, как воды, — быть щедрым назад».
Комментарий автора
Этот диалог с рекой — вершина суфийской гидро-космологии, где водный поток становится метафорой духовного пути (сулук), а его течение раскрывает тайну божественного даяния.
Суфийские смыслы и символы:
1. Река (нахр) — многомерный образ:
- Силсилат аз-зат (цепи Божественной эманации)
- Поток вахдат аль-вуджуд (единства бытия)
- "Реки впадают в море, но море не переполняется" (Коран 31:27)
2. Облака-исток — символ:
- Анвар мута'алия (высших светов)
- Божественного дыхания (нафас ар-Рахман)
- "Мы низвели воду с неба" (Коран 23:18)
3. Океан с тонущим певцом — аллегория:
- Фана фи-Ллях (растворения в Боге)
- Смерти эго (маут аль-ана)
- "Море, где утонули все Мои любимые" (Аль-Халладж)
4. "Кто пьёт — живёт" — отсылка к:
- Шараб аль-ишк (вину любви)
- "Пейте из руки Дающего" (Руми)
- Таинству саки (виночерпия духовного)
5. "Быть щедрым назад" — принцип:
- Да'ват би-ль-ихсан (призыва через добродетель)
- "Лучшая милостыня — вода" (хадис)
- Афф аль-ма' (раздачи вод жизни)
Глубинные пласты:
- "Тысячелетье" — символ давр аль-акбар (великого цикла)
- "Плач облаков" — образ бука' аль-арвах (плача душ)
- "Певец в океане" — намёк на нида' аль-ашик (зов влюблённого)
P.S. В этом диалоге — вся суть мистического опыта, выраженного Ибн Фаридом: "Я утонул в Нём — и исчезло "я", осталось лишь "Он". Река души влилась в океан Божественного".
Дополнительные параллели:
- Образ "пения реки" — нагхам ат-таухид (мелодия единобожия)
- "Степь" — фада' ар-рух (простор духа)
- "Щедрость вод" — принцип кайд аль-фийд (излияния благодати)
Свидетельство о публикации №125041209227