Цивилизация и спекуляция

Человеческая цивилизация, со всем дурным и хорошим, есть становление и обновление посреднического аппарата. Священники есть посредники между человеком и богом, учителя есть посредники между людьми и знанием, торговцы есть посредники между производителями и покупателями, судьи есть посредники между истцами и ответчиками при столкновении различных людей и интересов, государи есть посредники между народами. Эти функции естественно стремятся к слиянию: в древности государь был и судьёй, и жрецом. В работе т.н. цивилизации священники творят и обслуживают обряды, торговцы обеспечивают наличие и обращаемость вещей и денег, учителя приучают к поклонению перед авторитетом, государи поддерживают институт иерархии и служения, а судьи придают этому вид права и следят за соблюдением порядка. Такова эта самая цивилизация и её работа.

Жизнь цивилизованная является по преимуществу жизнью церемонной, приверженной к установлению различных норм, правил, стереотипов. В этом и состоит отличие цивилизованных обществ и людей от нецивилизованных. В детстве человек поступает в школу и после того, как в ней его надлежащим образом обрабатывают ("образовывают"), при вступлении во взрослую жизнь (и даже ранее, в школе), от него требуют быть самостоятельным и иметь "оригинальное мнение"; и, в чем и заключается высшая свобода в т.н. демократических странах, даже поощряют, если человек недоволен гражданским устройством, немножко бунтовать - так цивилизация как бы выпускает пар, самоомолаживается, так как она есть замкнутая система, и все правила и законы существуют помимо страстного и пустого внутреннего человеческого устройства.

На естественный, природный ход жизни цивилизация влияет именно тем образом, при котором роль посредников в истории кажется необходимой, прогрессивной. Она призвана упорядочить существующий ход вещей. Применяя теорию относительности, можно видеть, что каждый из людей в своей деятельности является посредником, различаясь лишь идеалистическим или реалистическим пониманием своей роли: например, поэт идеалист в посредничестве между музой и читателем, а торговец реалист в посредничестве между производителем и покупателем. Важнейшей причиной и выгодой для посредников является их  актуальность.

В актуальности коренится идея о равенстве и неравенстве людей и обществ, из этих людей состоящих. Посредники создают свои общества, основанные на служении и иерархии: саны церковных структур, госаппарат. Общества эти построены на чинопочитании и дисциплине, причем позиция самого высшего чина, казалось бы, самая незыблемая, наиболее уязвима для критики. В любых обществах существуют люди, ломающие нормы, правила, стереотипы - саму цивилизацию.

То есть, наряду с постоянным стремлением поступать так, как поступает большинство, жить, действовать и мыслить согласно принятой большинством системе законов, норм, взглядов, существует стремление меньшинства, какого бы ни было, а то и просто одиночек, преобразовать, перебороть, ниспровергнуть данную систему. Эти стремления скорее дополняют друг друга, нежели являются антагонистическими, поскольку свобода убеждений и действий, сегодня возведенная в принцип в демократиях, а также свойственное нашему времени внимание к личности как таковой приводят к тому, что мерилом любого явления или деятельности становятся либо их безвредность, либо угроза, которую они внушают. Угроза власти, конечно. Хотя на самом деле здесь вопрос актуальности, стремления к равенству. Пример можно видеть сейчас в России, где все идущее вразрез с идущей на дно властью обьявляется эстремизмом, в то время как здоровая часть просто отсекает от себя больную: отмежевывается. Но размышлять о хирургии сегодня, когда идет резня, ныне живущему так же пагубно, как пагубно будущему социологу видеть в настоящем только пролитую кровь и не замечать написанного чернилами.


Рецензии
Получается так, что если я решила жить в хате с краю - то все равно я в самом эпицентре да еще и посредник?

Елена Атланова   12.04.2025 18:48     Заявить о нарушении
Разве я подводил все существующее под свою выкладку? Я писал о деятельности, а не о локации. Деятельность это движение, а локация, согласитесь, якорь, если вы не бродяга. Я конечно могу сморозить, что на периферии вы посредничаете между эпицентром и тем, что находится за краем ойкумены, и это для вас актуально, да зачем? Вы же поэт, а не просто обитатель ультима фуле.

Андрей Мужиков   12.04.2025 20:35   Заявить о нарушении
Ок. Соглашусь.

Елена Атланова   12.04.2025 20:54   Заявить о нарушении