Цивилизация и спекуляция
Жизнь цивилизованная является по преимуществу жизнью церемонной, приверженной к установлению различных норм, правил, стереотипов. В этом и состоит отличие цивилизованных обществ и людей от нецивилизованных. В детстве человек поступает в школу и после того, как в ней его надлежащим образом обрабатывают ("образовывают"), при вступлении во взрослую жизнь (и даже ранее, в школе), от него требуют быть самостоятельным и иметь "оригинальное мнение"; и, в чем и заключается высшая свобода в т.н. демократических странах, даже поощряют, если человек недоволен гражданским устройством, немножко бунтовать - так цивилизация как бы выпускает пар, самоомолаживается, так как она есть замкнутая система, и все правила и законы существуют помимо страстного и пустого внутреннего человеческого устройства.
На естественный, природный ход жизни цивилизация влияет именно тем образом, при котором роль посредников в истории кажется необходимой, прогрессивной. Она призвана упорядочить существующий ход вещей. Применяя теорию относительности, можно видеть, что каждый из людей в своей деятельности является посредником, различаясь лишь идеалистическим или реалистическим пониманием своей роли: например, поэт идеалист в посредничестве между музой и читателем, а торговец реалист в посредничестве между производителем и покупателем. Важнейшей причиной и выгодой для посредников является их актуальность.
В актуальности коренится идея о равенстве и неравенстве людей и обществ, из этих людей состоящих. Посредники создают свои общества, основанные на служении и иерархии: саны церковных структур, госаппарат. Общества эти построены на чинопочитании и дисциплине, причем позиция самого высшего чина, казалось бы, самая незыблемая, наиболее уязвима для критики. В любых обществах существуют люди, ломающие нормы, правила, стереотипы - саму цивилизацию.
То есть, наряду с постоянным стремлением поступать так, как поступает большинство, жить, действовать и мыслить согласно принятой большинством системе законов, норм, взглядов, существует стремление меньшинства, какого бы ни было, а то и просто одиночек, преобразовать, перебороть, ниспровергнуть данную систему. Эти стремления скорее дополняют друг друга, нежели являются антагонистическими, поскольку свобода убеждений и действий, сегодня возведенная в принцип в демократиях, а также свойственное нашему времени внимание к личности как таковой приводят к тому, что мерилом любого явления или деятельности становятся либо их безвредность, либо угроза, которую они внушают. Угроза власти, конечно. Хотя на самом деле здесь вопрос актуальности, стремления к равенству. Пример можно видеть сейчас в России, где все идущее вразрез с идущей на дно властью обьявляется эстремизмом, в то время как здоровая часть просто отсекает от себя больную: отмежевывается. Но размышлять о хирургии сегодня, когда идет резня, ныне живущему так же пагубно, как пагубно будущему социологу видеть в настоящем только пролитую кровь и не замечать написанного чернилами.
Свидетельство о публикации №125041205517
Елена Атланова 12.04.2025 18:48 Заявить о нарушении
Андрей Мужиков 12.04.2025 20:35 Заявить о нарушении