6 дней творения. Адам и Ева равночестные. ч. 1
1. Шесть дней сотворения Мира (согласно Книге Бытия).
1.1. В первый день Бог создал землю и небо; свет отделил от тьмы (ночь и день).
Стоит отметить, здесь подразумевается не физическое небо. «После сего, творение Ангелов можно относить к первому дню мира, и в словах бытописателя Моисея: вначале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1) — под именем неба, с основательностью, вместе с некоторыми учителями Церкви, мы должны заключать высший духовный мир, т. е. Ангелов» (1). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их...» (Псалтырь 32:6). Это мнение выражали: Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, блаженный Феодорит и другие.
Однако, святитель Амвросий Медиоланский (2) полагал, что: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» (3). Он не отрицает, что Ангелы имеют тварную природу, но полагает, что они были созданы ранее сотворения мира.
1.2. Во второй день — твердь (видимое, физическое) небо.
1.3. В третий день Бог создал сушу, моря, растения.
1.4. В четвертый день Господь создал солнце, луну, звезды.
1.5. В пятый день Бог создал пресмыкающихся, рыб и птиц.
1.6. День шестой. Адам и Ева — равночестные.
В шестой день были созданы скот, гады и звери и люди. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими» (Книга Бытия 1:27-28). Об этом же говориться в главе 5:1-2 Книги Бытия и Евангелии от Марка (10:6): «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их».
«Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие» (4).
1.7. Седьмой день.
Седьмой день Господь освятил и отдыхал (Книга Бытия 2:2 - 3). Так совершены небо и земля и все воинство их (Бытие 2:1). «Воинство небесное означает иногда звезды (Второзаконие 4:19), а иногда Ангелов (Книга Неемии 9:6). Воинство небес и земли суть величественные твари всего мир а, подобные воинству господствующим в них устройством и служением Промыслу в защиту праведных и в отмщение грешникам (Книга Судей 5:20)» (5).
2. Сравнение 1-ой и 2-ой Книги Бытия о сотворении Мира.
2.1. Адам и Ева: Бог разделил целое.
Во второй главе Книги Бытия, в истории создании Евы о ней говориться, как о помощнице Адама, созданной из его ребра. По толкованиям богословов, это не противоречит равночестности мужчины и женщины. «В сфере религиозного сознания слово помощница не означает какой-либо подчиненности или порабощения. Христианин даже Бога называет своим помощником (канон св. Андрея Критского), а Богоматерь – помощницей (служба на Сретенье)» (6).
«Стоящее в подлиннике слово цела, переведенное как ребро, имеет несколько значений. Оно означает и ребро, и бок, и половину чего-либо...». «Он [Моисей] мог говорить лишь о взятии ребра (цела) от человека, то есть избрал такое слово, которое для наивного сознания означало обычное ребро, а не абстрактное: половина». «Итак, глубокий смысл, выражаемый словом цела, состоит в том, что женщина есть равноценная и равнозначная, по своему достоинству, половина человеческого рода»(6).
Архиепископ Инокентий: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это — тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (7).
2.2. Сравнение главы 1 и главы 2 по другим признакам.
Стоит отметить, что в первой главе речь идет о том, что человек создан по образу Божьему, во второй — образу и подобию Божьему (можно предположить неточностями перевода).
В первой главе животные были созданы прежде людей. Во второй главе животные были созданы после Адама и только потом — Ева.
В первой главе Господь говорит людям обладать землей и господствовать над землей. Во второй — велит Адаму возделывать и хранить Эдем.
В первой главе деревья были созданы до людей и речь о запрете вкушать с дерева познания не идет. Во второй главе о происхождении деревьев и о запрете есть плоды с дерева познания говориться после поселения Адама в Эдем, до сотворения Евы.
В главе 1 Бог отдыхал в седьмой день. Это же повторяется в Книге Исход 20:11: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Во второй главе — об освящении дня и отдыхе Бога речь не идет. Рассматривая эту неточность в совокупности с цитатой из Откровения Иоана Богослова: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Откровение Иоана 5:17), — некоторые исследователи делают вывод о том, что процесс творения неокончен. В ответ на их сомнения, стоит привести слова профессора Лопухина А. П.: "Суббота Божия стала для Бога успокоением только от дел творения, а заниматься делом промышления о сотворенном мире Бог не переставал никогда" (8).
2.3. Выводы, исходя из сравнительного анализа 1-ой и 2-ой главы Бытия.
Таким образом,вероятно, во второй главе Книги Бытия речь идет о сотворении Мира в целом (не последовательно, как в 1-ой главе), но по стилю и деталям написано более поэтично, нежели формально; по всей видимости, в этой главе не было задачи соблюсти хронологию, что косвенно подталкивает некоторых исследователей предположить, что главы записаны разными людьми. Но признанным автором является Моисей. И мы не имеем достаточных оснований это опровергать.
Исходя из вышесказанного, обе главы во многом дополняют друг друга, но нельзя сказать, что одна из них более подробная, каждая наделена своими деталями, либо характеризуется их отсутствием. Вторая глава может рассматриваться, как более художественное продолжение первой с уточнением: кто есть друг для друга мужчина и женщина, и что есть грех.
***************************
___________________________
Примечания и библиография.
1. Священник Ипполит Мышкин "Очерк православного учения об ангелах".
2. Амвросий Медиоланский (340–397) — епископ Медиолана (Италия), богослов, проповедник, гимнограф. Один из четырёх Великих Учителей Западной Церкви.
3. "Беседа об ангельском мире" Диакон Владимир Василик (Интернет-портал "Православие.ру".
4. Василий Великий(ок. 330–379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов, один из трёх каппадокийских отцов Церкви.
5. Филарет Филарет (Дроздов Василий Михайлович) — митрополит Московский и Коломенский, богослов, святитель. Родился 26 декабря 1782 года в Коломне, скончался 19 ноября 1867 года в Москве.
6. "И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология" протоиерей Николай Иванов.
7. Арх. Иннокентий. О человеке; цит. по «Столпу» свящ. П. Флоренского, прим. 260.
8."Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Иоанна" Профессор Александр Павлович Лопухин.
9. Ветхий Завет.
10. Новый Завет.
Свидетельство о публикации №125041108452
С уважением.
Геннадий Смирнов 2 12.04.2025 08:32 Заявить о нарушении
Благодати Вам и Божией Милости, Геннадий!!!
С уважением!!!
Ольга Липа 14.04.2025 09:08 Заявить о нарушении