Замечательная работа-Дивятковская-

                ***

Очень замечательные работы и тех,
кто занёс их в мои работы!!!!!!!

Это произведение только малый отрывок от того,
 что мне занесено неизвестным в мою
Дивятковскую-Девятковску-Летопись.
Спасибо ему тому, кто внёс ко мне такую работу.
конечно всё это нужно обработать и точно указать
в страницах. что где имеется и есть. Считаю,
 что на это-найдутся и другие аккуратные люди
с аккуратным характером.
Мне пока не очень легко с этим справиться,
 по причине того, что мои аккуратные работы
воры пересортировали и своровали много
у меня прекрасных работ.-------------------------------



Всего всем доброго всем историкам
_-Дивятковской-Девятковской Литописи!!!!!!!
 -Летописи аккуратным и не аккуратным!!!!!!!
Слово Лито-писи, очень похоже на Слово
-Её изучение-Лито-Изучение.
Изучение Литературной летописи.
Девятков Владимир Прокопьевич 86 лет отроду
Уроженец города Александровска Сахалинской
области. Родители деревень
 Нижне-Тавдинского района-
-Тюменской ныне области.
 

Девятковскя-Летопись-Многое о Сибири
 имеется у меня, но и эта прибавка-
тоже не отнимет а прибавит мне во всём
мою Золотую Девятковскую Летопись.
Мне правда стала нравиться-Дивятковская-
а не Девятковская летопись.
Слово-Дивятковская-Это что-то загадочное
и ещё не обработанное мною Слово.
-----------------
Это что-то похоже на слово Дивиться-Удивляться
историей Дивной.


Тобольский митрополит Антоний 4 марта 1722 г.
 в доношении
Синоду указывал на следующие сборы с церковных
 вотчин в То-
больской епархии: по указам «повсягодные сборы:
из Военного
Приказу драгунских по 16 алтын и 4 деньги со
 двора, ямских по
2 алтына. Из Монастырского Приказу на корм
драгунских лоша-
дей, на подъем каменщиков и кирпичников по три
 алтына, 2 день-
ги и на дачу драгунам по 11 алтын и по 4 деньги.
 Из Военного
Приказу поворотных по 8 алтын 2 деньги,
седельных и уздельных
по 2; деньги. Из Земского Приказу рекрутных
по 2 алтына. Из
58
Адмиралтейского Приказу на починку кораблей
по 4 алтына
1 деньге. Из Ямского Приказу подвозных
 по 3 алтына 2 деньги.
По присланному е.и.в. указу из Камер-
Коллегии 21 сентября 7 дня
к городовому строению и к другим работам на наем
рабочих лю-
дей, на жалование по 9 алтын, по получетверти
деньги»
100
.
Из канцелярии Сената в Санкт-Петербурге
«на мясоедные дни
в положенные пять полков драгунам и солдатам
против располо-
жения на дворовое число по 2 алтына по полшести
деньги с пол
полденьгою; и доходы ко флоту по 2 алтына по
 полпяты день-
ги»
101
.
Из Государственной Камер-коллегии «лондратских
 по 3 алты-
на 2 деньги, за хлеб по настоящей средней цене
по 1 алтыну, за
стрелецкой хлеб по 6 алтын». По определению
бывшего губерн-
ского князя Гагарина, «на дело судов в Тобольску
 по 3 алтына
2 деньги». Ко всем поборам следует добавить
 подушный оклад в
70 коп., который собирался дважды в год102.
 В 1741 г. с 771 архие-
рейского крестьянина с. Воскресенского на
первую половину года
собрали подушных денег на
сумму 138 руб. 78 коп.103
Нет сомнения, что оброчные повинности были
 менее обреме-
нительными, чем барщинные. Барщинные работы
отвлекали от
нормального ведения своего хозяйства, поэтому
 выгоднее было
внести денежную ренту. Следовательно, повинности
 монастыр-
ских крестьян Тобольского архиерейского дома
выражались во
всех трех формах феодальной ренты, а сложная
 система повинно-
стей создавала благоприятные условия для
повышения размеров
ренты.
Возникает совершенно противоречивая картина:
 церковные
историки отмечали, что «хозяйство крестьян
 архиерейской вот-
чины было добротным», у них было доброе
 «житье-бытье, и тру-
дились в архиерейской вотчине исключительно
 для внутренних
нужд Софийского дома».
В трудах советских историков изложена
противоположная
точка зрения. Они считали, что церковные феодалы
вводили все-
возможные повинности и отработки, что приводило
к антифео-
дальным выступлениям в XVIII в. В 20—40 гг.
 XVIII в. наблюда-
ется широкое движение крестьян духовных вотчин
Тобольской
епархии.
59
По мнению М.В.Побережникова, волнения
 архиерейских кре-
стьян, направленные преимущественно против
 произвола адми-
нистрации, были менее остры по сравнению с
выступлениями
государственных крестьян104
.
Н.В.Горбань в работе «Движения крестьян духовных
 вотчин
Тобольской епархии в XVIII в.» приводит сведения
 о жестоком
обращении с крестьянами архимандрита Иакинфа,
 эконома ар-
хиерейского дома, и даже самого тобольского
 митрополита
Павла II. Жестокость Павла в обращении
с крестьянами стала из-
вестна в Петербурге царице Екатерине II. Иакинфа
 назвали «кро-
вожаждущим». Архимандрит не был ученым монахом,
 но в тече-
ние ряда лет был близок к тобольским
 митрополитам. При Павле II
он, кроме исполнения должности эконома Тобольского митропо-
личьего дома управлял всеми делами Тобольской духовной кон-
систории. В тюрьмах при архиерейском доме сидели десятки кре-
стьян, которые подвергались всякого рода пыткам и истязаниям.
Чинились жестокие наказания кнутом, плетьми и кошками. Все
попытки жалоб заканчивались плачевно: жалобы рассматривал
сам митрополит, а светская власть не принимала никакого уча-
стия. Весь этот произвол привел к тому, что крестьяне начали
борьбу с ним105
.
Формы выступлений монастырских крестьян во многом сов-
падали с формами борьбы пашенных и приписных крестьян. Од-
ним из наиболее распространенных способов были побеги106
.
Бежавшие крестьяне либо шли к местным светским властям с
просьбой о выводе их в государственные крестьяне, либо скрыва-
лись по глухим местам. Монастыри проявляли настойчивость и
упорство в отыскании и возвращении беглых крестьян. Специ-
альные агенты выслеживали беглецов спустя много лет после по-
бега и не только возвращали беглых, но и закрепощали пород-
нившихся с ними за это время свободных людей107
.
В 1746 г. были найдены 47 семей беглых крестьян Тобольского
Знаменского монастыря, большая часть из них была записана в
ямщики. Почти все семьи породнились со свободными крестья-
нами, и монастырь потребовал «выводные деньги». Тем, кто не
хотел или не мог уплатить, разрешалось быть «за монастырем во
крестьянах»
108
.
60
В 1749 г. из вотчин того же монастыря в разное время сбежало
9 крестьян: «…Осип Козмин сын Ваулин а подлинно Развалов,
Сергей Сидоров сын Развалов, жена его Варвара, сын Гаврило,
Семен Леонтиев сын Заветрин, Ефрем Иванов сын Журавлев,
Михайло Дмитриев сын Корпыгин, Петр Борисов сын Ротмист-
ров, Родион Яковлев сын Горлов…»
109. Эти выступления можно
связать с изменением политического положения в стране.
В указе от 30 декабря 1701 г. предусматривалось: «Вотчинни-
кам им никакими угодьями не владеть, не ради разорения, но ра-
ди лучшего исполнения монашеского обещания, понеже древние
монахи сами себе трудолюбивыми руками пищу промышляли и
общежительно жившие, и многих нищих от своих рук питали,
нынешние же монахи не только нищих от трудов своих, но и сами
чуждые труды поядоша, и начальные монахи во многие роскоши
впадаше, а подначальных монахов в нужную пищу ведали и вот-
чин же ради свары, и смертные убийства, и неправые обиды мно-
гим твориша»
110
.
По указу от 16 января 1720 г. вотчины вновь были переданы в
ведение духовенства, а в 1721 г. был открыт Синод. Все эти изме-
нения в положении и управлении духовными вотчинами вызвали
у крестьян, по мнению исследователя, большие надежды на из-
бавление от тягла духовных крепостников111. Так, в 1726 г. кре-
стьяне села Воскресенского отказались выполнять распоряжения
приказчика Лузина. Волновались и крестьяне Вагайской вотчины
Тобольского Знаменского монастыря. Они отказались выполнять
работу на монастырь112
.
Расходы, связанные с Семилетней войной, приводят к введе-
нию подушных денег с монастырских крестьян. В первой поло-
вине 1761 г. с крестьян Тобольского Знаменского монастыря со-
брали «…денег с 2 140 душ по 35 коп. с души, итого 749 руб., да на
оное число плакатных на рубль по 2 коп. с души, итого 763 руб.
98 коп.»
113
В период проведения секуляризации в 1762 г. вместо всех по-
винностей сверх подушного семигривенного оклада был введен
рублевый оклад114. После отмены секуляризации было предостав-
лено на усмотрение церковных властей решение сохранить руб-
левый оклад или вернуть прежние повинности. Церковные фео-
далы оставили рублевый оклад и восстановили традиционные
61
крестьянские повинности: «…и ныне надлежит с них крестьян и
впредь пятинный хлеб собирать ежегодно в дом митрополитан-
ский и монастыри…»
115
.
М.М.Громыко находит этому подтверждение в описи хлебных
запасов Тобольского Знаменского монастыря в декабре 1757 г. и
ноябре 1764 г. «Пятинный хлеб» составлял подавляющую часть
запасов до и после реформы 1764 г.116
Данные из фондов духовной консистории позволяют судить об
эволюции положения крестьян на протяжении исследуемого пе-
риода. Еще В.И.Семевский в своем исследовании о крестьянах
XVIII в. отмечал, что имеется очень мало указаний на побеги кре-
стьян церковных вотчин. Кроме того, архиерейские владения раз-
личались по почвенно-природным и природно-климатическим
условиям, что отражалось на благосостоянии крестьянского хо-
зяйства. Поэтому в архиерейских вотчинах не было крупных вы-
ступлений.
По нашему мнению, фактически все приводившиеся Н.В.Гор-
бань и М.В.Побережниковым примеры можно отнести к пассив-
ным проявлениям антифеодальной борьбы (прошения, побеги,
отказ от работ). Массовые выступления носили исключительный
характер и зафиксированы в 60-е гг. XVIII в. во время начального
этапа и накануне секуляризаций церковных имений (при Пет-
ре III).
Так, в 1760 г. вновь произошло волнение крестьян Тобольского
Знаменского монастыря. Была составлена челобитная, где кресть-
яне жаловались на архимандрита Порфирия: «…он себя приказы-
вал называть ваше высокопреподобие…во обители его расходы
увеличились, но он умел своим смыслом оны убытки награждать,
на имеющихся его монастыря крестьян сделки увеличивал всяки-
ми потребностями, то есть дровами, сеном, лесом, лыками и про-
чими которые излишние продавал и тем приход свои приумно-
жал. А потом на всякие потребные работы их же наряжал, а пяти-
ной хлеб, который подлежал на монастырь, выбирал с них весь
без доимки…». Челобитчики были жестоко наказаны: «…главных
челобитчиков, выбив кнутом, вырвали ноздри, послали на катор-
гу, из главных, которые подписывались при совете мирском, пять-
десят человек, тех так же выбили кнутом на публичном месте, а
остальных живущих в Вагайской заимке человек ста с три старших
62
десятого кнутом, а достальных по состоянию их лет били плеть-
ми и батогом…»
117
.
В начале февраля 1762 г. волнения охватили митрополичье се-
ло Воскресенское. Крестьяне получили копию указа от 12 октяб-
ря 1760 г., которым предписывалось «отныне им государственны-
ми крестьянами быть и платить только установленный оклад».
Крестьяне пришли в приказную контору и потребовали от упра-
вителя игумена Иезекиля прочесть им утаенный от крестьян указ.
Указ 12 октября 1760 г. был в свое время объявлен в церкви, но
крестьяне не верили заявлениям управителя и его толкованиям,
что дело идет о прибавке подушных денег на государственных
крестьян. Управитель дал им печатный указ. Они его сличили со
своей копией, но его толкованию и объяснению вновь не повери-
ли. Волнение продолжалось до 13 февраля 1762 г. По приказу
игумена удалось схватить 10 беглых ирбитских крестьян, у кото-
рых было отобрано обращение к крестьянам села Воскресенского
с призывом присоединиться к ним118
.
21 и 22 февраля 1762 г. начались волнения в Тавдинской сло-
боде. Крестьяне заявили: «Мы де пятинного хлеба не повезем и
по указу трехсот четвертей в Тобольск гужом не везем же, дров
дву сот сажен костровых и тысячи сажен же пятичетвертовых не
добываем, уголья не сжем, смолы и прочих разных припасов не
исполняем же и ржи на муку пятьсот четвертей и пшеницы пять-
десят жернов покупать не будем и с ключей лес и камень не пла-
вим и во всех требованиях по вотчине касающихся отперлись».
Согласились платить подушный оклад и кормить лошадей архие-
рейского двора. Тавдинские крестьяне трижды посылали своего
агитатора крестьянина деревни Щучьей, в Покровскую слободу с
призывом поддержать их. Те откликнулись и составили «общий с
рукоприложением договор» об отказе от работ на архиерейский
дом. Писщик Николай Тюшев доносил эконому архимандриту
Иакинфу о том, что все покровские крестьяне взбунтовались и
отказываются «от всех дому митрополитанского работ и от вся-
ких случаев»
119
.
Волнения охватили к первой половине февраля все митропо-
личьи вотчины. В Усть-Ницынской слободе крестьяне достали за
дорогую плату копию того же указа и наняли читать его местного
дьячка Мухина. Впоследствии по приказу митрополита Мухин
63
был схвачен, отправлен в Тобольск и бит плетьми. Крестьянские
сходки закончились открытым выступлением 27 января 1762 г.
Крестьяне вызвали приказчика Григория Тюшева и подьячего
Петра Тихонова и приказали прочесть привезенную из Тюмени
копию указа. По прочтении копии крестьяне заявили об отказе от
работ и повинностей митрополиту, при этом они заявили приказ-
чику: «Нам де и тебя, приказчика, так и подьячего в слободе не
надо, поезжайте куда хотите, а править де у нас будет староста
Лашков с выборными не хуже вас». Крестьяне объявили, что не
будут работать на пильной и стеклянной фабриках, на мельнице и
в архиерейских покоях, отказались давать подводы, строить барку
и дощаник и выполнять другие работы.
Митрополитом в это время был Павел II Конюскевич (1758—
1768 гг.), экономом архиерейского дома — архимандрит Иакинф.
Владыка, чтобы самому успокоить и усмирить волнующихся кре-
стьян, решил произвести объезд архиерейских вотчин.
19 февраля 1762 г. он прибыл в Усть-Ницынскую слободу. По
сообщению приказчика Усть-Ницынской слободы Григория Тю-
шева эконому Иакинфу, на встречу с Павлом II вышло около 600
крестьян «и его преосвященству выговаривали, что де нас всеми-
лостивейшая государыня пожаловала от всех ваших тягостей, то
есть работ, подвод и пятины и протчих зделей и приказала быть в
однорублевом окладе». Переговоры с владыкой закончились тем,
что крестьяне решили отправить трех челобитчиков в Тобольск в
Сибирскую губернскую канцелярию искать освобождения от ми-
трополичьего дома, а сами отказались решительно от всех работ
до прибытия из Тобольска челобитчиков120
.
Пытался увещевать взбунтовавшихся крестьян новый управи-
тель Усть-Ницынской слободы иеромонах Вассиан, но безрезуль-
татно. 4 марта 1762 г. усть-ницынский священник Алексеев писал
архимандриту Иакинфу: крестьяне «состоят в зломышленном
своем деле, не выключая ни единаго, все несколько увещевали,
точно они безумные не восхотели сего разумети, но состоят яко
лютейшие звери в злом своем намерении». Из Ирбитской слобо-
ды, где производилась постройка митрополичьего дома, бежали с
работ вотчинные усть-ницынские и воскресенские крестьяне, ос-
тавив незаконченной постройку и прихватив с собой часть приго-
товленного лесного материала и хлебного провианта121
.
64
Побывал митрополит и в Вознесенской слободе. Но личное
вмешательство митрополита не помогло. В итоге потребовалось
вмешательство светской власти. В 1762 г. архимандрит Иакинф
подал в Сибирскую губернскую канцелярию две челобитные (2 и
7 марта). В них он просил арестовать ряд митрополичьих кресть-
ян и «учинить крестьянам достойное на страх наказание». По
приказу губернской канцелярии прибывших в Тобольск челобит-
чиков арестовали. А в духовные вотчины были отправлены на-
рочные с указами к крестьянам о подчинении митрополиту и мо-
настырям. Это не помогло остановить волнения в архиерейских
вотчинах. 9 апреля казенный приказ митрополичьего дома обра-
тился в губернскую канцелярию с просьбой о присылке в архие-
рейские вотчины «надежной и большой команды пущих возмути-
телей и преслушников сыскав в Тобольск смирить довольным
публичным наказанием и к неотменному послушанию совершен-
но принудить». В вотчинах выступление крестьян поддержали
работные люди архиерейского дома122
.
Новые волнения возобновились осенью 1762 г., что было свя-
зано с возвратом церковных имений Тобольскому архиерейскому
дому. 20 октября в Преображенскую митрополичью вотчину при-
был приказчик Осип Калинин. Он зачитал указ о возвращении
вотчин архиерейскому дому, на что крестьяне ответили, что со-
гласны давать только рублевый оклад123
.
23 декабря 1762 г. митрополит Павел II отдал распоряжение по
всем архиерейским вотчинам: «за нынешний 1762 г. со всех кре-
стьян рублевый оклад собрать, а с будущего 1763 г. вместо того
рублевого оклада употребить крестьян в нужные по рассмотре-
нию властей монастырские работы и пятинный хлеб с них соби-
рать, и во всем по-прежнему поступать на таковом основании, как
доныне оные монастыри содержали». К владыке поступили доне-
сения от приказных людей, свидетельствующих о том, что кре-
стьяне разобрали хлеб, творят разорения и воровство, что от не-
досмотра и недостатка кормов пал скот124
.
За данный период от голода скота погибло: в Тавдинской сло-
боде — 54 лошади, в Усть-Ницынской — 15 лошадей, в Покров-
ской — 8 лошадей, в с.Воскресенском — 3 лошади и 56 голов ро-
гатого скота. В общей сложности погибло 56 голов крупного рога-
того скота и 80 лошадей. Духовные власти пытались добиться от
65
крестьян возмещения убытков и обратились к Сибирской губерн-
ской канцелярии с просьбой принять решительные меры125
.
Светские власти отписались промемориями, оправдывая раз-
дачу хлеба крестьянам необходимостью им помочь: «…паче же
вотчинные архиерейские крестьяне доведены были до такой
крайней нищеты и разорения, что не только на посев хлеба, но
многие и пищи у себя не имели, питались милостынею, а все де
то последовало им с приезду его преосвященства в Сибирь от
тяжких и несносных противу прежних лет работ и отягощения, о
чем они Сибирскую губернскую канцелярию непрестанные жа-
лобы преподносили».
В свою очередь духовная консистория обвинила светские вла-
сти в том, что они не способствуют наведению порядка в архие-
рейских вотчинах.
Крестьяне соглашались платить только рублевый оклад, ссы-
лаясь на упоминание о нем в указе. В ноябре 1762 г. крестьяне
митрополичьего села Преображенского подали челобитную в Си-
бирскую губернскую канцелярию. В ней указывалось, что «ми-
трополичий дом принудил ряд крестьян идти на работу в То-
больск обслуживать митрополита и казенный приказ, всех кре-
стьян принуждали к поставке сена, возке дров в Тобольск. Кре-
стьяне стали собирать рублевый оклад, но сборщики рублевого
оклада были схвачены и отвезены в Тобольск, а челобитчики аре-
стованы, избиты и содержатся в митрополичьем доме в разных
тяжелых работах». Выступление в селе Преображенском закон-
чилось тем, что из Сибирской губернской канцелярии прибыл
князь Чхеидзе с воинской командой и привел в повиновение ар-
хиерейских крестьян. Они дали две подписки: «первую, что
впредь его преосвященству и определенным от него приказчику
желают быть послушными во вснм», вторую — «чтоб кормчества
и укрывательства воров, также между собою судопроизводство не
происходило и посторонних пищиков ни за кой наем у них, кроме
определенного от его преосвященства, не было»
126
.
Окончательно усмирить крестьян не удалось. В декабре 1762 г.
вновь возникли волнения крестьян села Воскресенского. Бунт
подняли 12 человек во главе со старостой Петром Бухаровым,
затем число участников достигло сотни. Крестьяне духовных вла-
стей не слушались, хлеб в Тобольский архиерейский дом поставлять
66
отказались, никаких работ не выполняли. Это наблюдалось в
Усть-Ницынской, Тавдинской и Покровской слободах127
.
Выступление продолжилось на следующий год. Подтвержде-
ние этого находим в переписи вотчин и крестьян архиерейского
дома за 1763 г., где сообщается о том, что в июне этого года в село
Преображенское прибыл архиерейский служитель Иван Бурмакин
и «стал наряжать крестьян на запор лесом Абалацкого озера».
Крестьяне согласились на полевые работы в счет рублевого окла-
да. Тобольский архиерейский дом нес недостачи по сбору рубле-
вого оклада: на апрель 1763 г. они составили 2 643 руб.128
Новые волнения во всех митрополичьих вотчинах произошли
после попытки духовных властей взять пятину у крестьян. 25 ав-
густа 1763 г. в село Преображенское прибыл посыльный из ми-
трополичьего дома иеромонах Венедикт, для того чтобы соста-
вить опись имеющегося у крестьян на их полях хлеба. Крестьяне
его не пустили и объявили, что «…де по указу велено с них кре-
стьян собирать рублевые деньги или за оные заработать, а пятин-
ного де хлеба собирать не велено и не дадут, почему для освиде-
тельствования и описания, коль допустили, целовальников не да-
ли». Митрополит с помощью светских властей добился усмире-
ния крестьян129
.
Аналогичные выступления можно было наблюдать на всей
территории епархии. Например, в вотчинах Верхотурского Нико-
лаевского и Далматовского Успенского монастырей130
.
В заключение отметим, что накануне секуляризации Тоболь-
ский архиерейский дом был крупным земельным вотчинником.
Приведенные данные о хлебных запасах, количестве скота и раз-
мерах торговли свидетельствуют об устойчивом характере сель-
скохозяйственного производства во владениях Тобольского ар-
хиерейского дома и прочной связи с рынком. Как видно, количе-
ство лошадей преобладало в связи с тем, что экономика архие-
рейских вотчин была подчинена хлебопашеству (зерновому про-
изводству).
В вотчинах Тобольского архиерейского дома находились раз-
личные группы феодально-зависимого населения (крестьяне, бо-
были, половники и др.). Их положение различалось по имущест-
венному цензу. В церковной литературе давалась идеалистиче-
ская картина быта архиерейских крестьян. Они несли различные
67
повинности, а их рост приводил к стихийным выступлениям.
В советской литературе слишком преувеличивался их уровень.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что эти выступления
носили ограниченный и узколокальный характер.
Примечания
1
 Кабузан В.М. Троицкий С.М. Движение населения в Сибири в XVIII в. //
Сибирь XVII—XVIII вв. Новосибирск, 1962. С. 153.
2 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). М., 1946.
С. 33.
3
Государственный архив Тюменской области «Государственный архив» (да-
лее — ГУТО ГА) в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 1. Л. 17—18.
4
 ГУТО ГА. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 10—12 об.
5
 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин Тобольской епархии в
XVIII в. // Уч. зап. Омск. пед. ин-та. 1949. Вып. 4. С. 86, 92—94.
6 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). С. 84.
7 Громыко М.М. Русское население и земледельческое освоение. Новоси-
бирск, 1965. С. 173.
8 Хозяйство и быт Западно-Сибирского крестьянства в XVII — начале XIX в. /
Отв. ред. В.А.Александров. М., 1979. С. 251—252.
9 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 280. Л. 10
10 Там же. Д. 3. Л. 103—139 об.
11 Там же. Л. 89—102.
12 Там же. Д. 946. Л. 2.
13 Громыко М.М. Русское население и земледельческое освоение. С. 172.
14 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 69 об.—70.
15 Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив
Тюменской области» (далее — ГУТО ГАТО). Ф. 47. Оп. 1. Д. 3670. Л. 30—55.
16 Государственный архив Свердловской области (далее — ГАСО). Ф. 286.
Оп. 1. Д. 1. Л. 31—32.
17 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 18, 71.
18 Шорохов Л.П. Общерусские черты и местная специфика в возникновении
и развитии церковно-корпоративного землевладения в Сибири в XVIII в. // Сибирь
в прошлом, настоящем и будущем. Новосибирск, 1981. Вып. 1. С. 46, 78—79.
19 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 20. Л. 51—51 об.
20 Описание документов и дел Св. Синода. Т. 2. С. 638.
21 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 14. Л. 1а, 8—9, 15 об.
22 Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 2. Д. 478;
ГУТО ГАТО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 4793. Л. 2—20; ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156.
Оп. 1. Д. 26. Л. 56; Д. 203. Л. 2—7 об.
23 Громыко М.М. Русское население и земледельческое освоение Западной
Сибири. С. 83.
24 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 17, 71.
25 Наш край в документах и иллюстрациях. Екатеринбург, 1966. С. 441—442.
68
26 Шорохов Л.П. Общерусские черты и местная специфика в возникновении
и развитии церковно-корпоративного землевладения в Сибири в XVIII в. С. 46.
27 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 17—17 об., 69.
28 Там же. Оп. 1. Д. 26. Л. 50 об.
29 Пузанов В.Д. Военная политика русского государства в Западной Сибири
(конец XVI — начало XVIII в.). Сургут, 2011. С. 187.
30 Абрамов Н.А. Тюмень: из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.
С. 427.
31 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. Л. 19—20.
32 Наш край в документах и иллюстрациях. С. 455.
33 Российский государственный архив древних актов (далее — РГАДА).
Ф. 214. Кн. 1605. Л. 90—116.
34 Календарь Тобольской губернии на 1890 г.Тобольск, 1891. С. 35—37.
35 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Д. 26. Л. 56; Ф. 70. Д. 9. Л. 72—73 об.;
Д. 10. Л. 37.
36 Там же. Ф. 70. Оп. 1. Д. 8. Л. 2—42 об.; Д. 18. Л. 1—10.
37 Там же. Д. 3. Л. 76—102 об.
38 Там же. Д. 10. Л. 62—64 об., 94.
39 Там же. Д. 15. Л. 7—85.
40 Там же. Ф. 156. Оп. 2. Д. 579. Л. 20—22.
41 Громыко М.М. Русское население и земледельческое освоение Западной
Сибири. С. 167, 169.
42 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 633. Л. 96 об.—97.
43 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). С. 283—284.
44 РГАДА. Ф. 214. Кн. 735. Л. 8—48; Кн. 686. Л. 131; Кн. 1086; ГУТО ГА
в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 1. Л. 17—18; Д. 86. Л. 12—15.
45 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин Тобольской епархии в
XVIII в. С. 90.
46 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). С. 287, 291.
47 РГАДА. Ф. 214. Кн. 474. Л. 665.
48 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин Тобольской епархии в
XVIII в. С. 232—241.
49 400 лет Тобольску: Сборник документов и материалов. Свердловск, 1987.
С. 42.
50 РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 101. Л. 135—136.
51 Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982. С. 280.
52 Громыко М.М. Западная Сибирь. Новосибирск, 1965. С. 222—228.
53 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 4. Л. 36—36 об.
54 Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 192—194.
55 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 18. Л. 4—9.
56 Греков Б.Д. Монастырское крестьянство XVI—XVII вв. Л., 1924. С. 734.
57 РГАДА. Ф. 214. Кн. 151. Л. 40; Кн. 1086. Л. 12—50, 43—46; Ф. 280. Оп. 1.
Д. 734. Л. 20; Оп. 6. Д. 924. Л. 5 об.; ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 86.
Л. 23—24; 45—47; Д. 9. Л. 45—47, 80—92 об.
69
58 Дьяконов М.А. Бобыли в XVI—XVII вв. СПб., 1896. С. 6, 32; Дьяко-
нов М.А. Очерки из истории сельского населения в Московском государстве
(XVI—XVII вв.) СПб., 1898. С. 206—240.
59 Греков Б.Д. Монастырское крестьянство XVI—XVII вв. Л., 1924. С. 734—759.
60 Панкратова А.М. Наймиты на Руси в XVII в. // Академику Борису Дмит-
риевичу Грекову ко дню 70-летия: Cб. статей. М., 1952. С. 207—209.
61 Прокофьева Л.С. Вотчинное хозяйство в XVII в. М; Л., 1959. С. 170.
62 Сахаров А.Н. Русская деревня в XVII в. М., 1966. С. 170.
63 Шапиро А.Л. Бобыльство в России XVI—XVII вв. // История СССР. 1960.
№ 3. С. 52, 60; Эволюция бобыльства в России XVIII в. // Ежегодник по аграр-
ной истории Восточной Европы: 1958. Таллин, 1959. С. 95.
64 Коньков Н.Л. Двинские черносошные бобыли // Историография и источни-
коведение истории северного крестьянства СССР. Северный археографический
сборник. Вологда, 1979. Вып. 7. С. 73—82.
65 РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 734. Л. 20; ГУТО ГАТО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 4769.
Л. 2; ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 15. Л. 1—7.
66 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 3, 104—106, 118, 120, 121—126.
67 Там же. Д. 9. Л. 80—92 об.
68 Там же. Д. 15. Л. 1—7.
69 РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 734. Л. 20.
70 Громыко М.М. Западная Сибирь. С. 490—491; Общерусские черты и мест-
ная специфика в возникновении и развитии церковно-корпоративного землевла-
дения в Сибири в XVIII в. С. 110.
71 РГАДА. Ф. 214. Кн. 3. Л. 96; Кн. 1320. Л. 1—580 об.
72 Греков Б.Д. Монастырское крестьянство XVI—XVII вв. С. 735.
73 Балюк Н.А. Крестьянское хозяйство Зауралья в конце XVI — начале
XIX вв. Тюмень, 2001. С. 38.
74 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). С. 391—392.
75 Громыко М.М. Русское население и земледельческое освоение. С. 488.
76 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 3. Л. 51—53, 61—62, 73—74 об.,
76—102 об.; Д. 10. Л. 52—56; Д. 43. Л. 104—106, 118, 120—122, 124—126 об.
77 Там же. Д. 3. Л. 51—53.
78 Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). С. 393.
79 Шорохов Л.П. Церковь в Сибири в конце XVI—XVIII вв. (Вотчинное зем-
левладение и политико-идеологические функции). Новосибирск, 1971. С. 110.
80 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 20. Л. 50.
81 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин. С. 90—96; Громы-
ко М.М. Западная Сибирь. С. 178—181.
82 РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 206. Л. 1—5; Д. 208. Л. 1—5; Д. 733. Л. 2—3 об.;
Д. 819. Л. 11—14; Д. 289. Л. 5 об.; Д. 935. Л. 5; ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156.
Д. 26. Л. 56—58, 69; Д. 146. Л. 6—10.
83 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 70. Д. 3. Л. 76—102 об.; Д. 10. Л. 62—64.
84 Там же. Ф. 156. Оп. 2. Д. 1082. 17 об., 74.
85 Там же. Д. 146. Л. 6.
86 Там же. Д. 431. Л. 40.
87 Там же. Ф. 70. Оп. 1. Д. 3. Л. 33; Д. 18. Л. 11—16.
70
88 Там же. Д. 4. Л. 49—50.
89 Громыко М.М. Западная Сибирь. С. 523.
90 Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II.
СПб., 1903. Т. 1. С. 206.
91 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 20. Л. 51.
92 Там же. Ф. 156. Оп. 2. Д. 431.
93 Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II.
С. 206.
94 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Д. 26. Л. 56.
95 Там же. Л. 10, 48, 56—58, 69.
96 ГАСО. Ф. 603. Д. 1. Л. 3, 13, 22, 44—45, 52; РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Д. 1.
Л. 17; ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 47. Оп. 1. Д. 2069. Л. 5—5 об.
97 РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
98 Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). СПб.,
1830. Т. IV. № 2161; Т. V. № 2650, 3419.
99 РГАДА. Ф. 1446. Оп. 1. Д. 41. Л. 2, 19.
100 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Прави-
тельственного Синода. СПб., 1879. Т. II. Ч. 1. С. 20—23.
101 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 3. Л. 7; Д. 9. Л. 63—64; Д. 18.
Л. 32—36;
102 ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 1. Л. 52.
103 РГАДА. Ф. 1446. Оп. 1. Д. 41. Л. 7.
104 Побережников М.В. Массовые выступления крестьян Западной Сибири в
XVIII в. Новосибирск, 1989. С. 11—13.
105 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин Тобольской епархии в
XVIII в. С. 232—241.
106 ГУТО ГАТО. Ф. 47. Д. 1944. Л. 21; Д. 2980. Л. 64; ГУТО ГА в г.Тобольске.
Ф.70. Д. 3. Л. 64—67; Ф. 156. Оп. 2. Д. 26. Л. 40—42.
107 Крестьянство в Сибири в эпоху феодализма. С. 281.
108 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 70. Оп. 1. Д. 3. Л. 1—5 об.
109 Там же. Ф. 156. Оп. 1. Д. 508. Л. 3.
110 ПСЗРИ. Т. IV. № 1818, 1829, 1886.
111 Там же. Т. VI. № 3659.
112 Побережников М.В. Массовые выступления крестьян Западной Сибири в
XVIII в. С. 34—35.
113 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 67. Л. 2— 4 об.; ГАСО. Ф. 603.
Оп. 1. Д. 1. Л. 52.
114 ПСЗРИ. Т. XV. № 11481.
115 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 324. Л. 1—1 об.
116 Громыко М.М. Западная Сибирь. С. 183—184.
117 Наш край в документах и иллюстрациях. С. 456—457.
118 ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 280. Л. 23, 33, 40—42; Д. 427.
Л. 1—3; Д. 633. Л. 147—149 об.; Д. 139. Л. 1—2.
119 Там же. Д. 280. Л. 5—7; Д. 635. Л. 47—49.
120 Там же. Л. 40—42.
121 Там же. Л. 10—10 об.
71
122 Там же. Д. 324. Л. 6—7.
123 Там же. Д. 635. Л. 13—13 об.
124 Там же. Д. 633. Л. 162—175 об.
125 Там же. Д. 946. Л. 2.
126 Там же. Д. 280. Л. 40—42.
127 Там же. Д. 393. Л. 1, 42.
128 Там же. Д. 34. Л. 1—2 об.; Д. 412. Л. 2—2 об.; Д. 385. Л. 2—4; Д. 633.
Л. 162—175 об.
129 Там же. Д. 628. Л. 1—2; Д. 411. Л. 42—43.
130 ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 5. Л. 31—31 об.; ГУТО

Нужно продолжить это изыскание. И, обязательно. 206\2016 г.


© Copyright: Владимир Девятков 2, 2017
Свидетельство о публикации №117062006188
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Владимир Девятков 2
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Владимир Девятков 2
Авторы   Произведения   Рецензии   Поиск   Магазин   Ваша страница   Кабинет автора   О портале    Стихи.ру   Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2025.   Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


© Copyright: Владимир Прокопьевич, 2025


Рецензии