Хлебное место
(Шурченко)
http://stihi.ru/2025/03/26/2936
Батон за батоном, по весу и рангу
В лотках расположены строем буханки
Так было, до зорьки я хлеб разгружал
Лотков этак сорок и в школу бежал
А в семь открывалась та хлебная лавка
И люди стояли, и не было давки
Горячий - всегда с нетерпением ждали
На корке хрустящей мальцы отрывались
И зависть порою была очевидной
Когда кто-то хавал пампушки с повидлом
Одну за другою, и было им мало
А нам на ржаную порой не хватало
Мы рылись в карманах свой телогрейки
Чтоб там отыскать две медяшки-копейки
И счастливы были, когда находили
Так было. И мы это всё не забыли
Завоз хлеба в наш магазин был всегда в одно и тоже время с 5-30 до 6-00.
В "Хлебном" работала старшая сестра моей мамы - тётя Сина, иногда она болела (ей нельзя было поднимать тяжелое), тогда она просила маму помочь ей принять хлеб.
Осенью и зимой было темно и мама боялась идти одна и тогда она просила меня, десятилетнего пацана, проводить её до "Хлебного" и помочь ей в приеме хлеба. Приходилось вставать и идти. Мне очень нравилось это делать, т.к. запах горячего хлеба был волшебно-манящим.
Машина с хлебом подъезжала к приемному окну. Водитель хлебовозки сначала передавал тёте Сине какие-то бумажки, та расписывалась в них, одну оставляла себе, а остальные возвращала водителю и тогда начиналось волшебное действо. Водитель железным крючком , похожим на кочергу, выдёргивал из машины лотки с хлебом и ставил на металлический стол в окне магазина, я передвигал лоток по столу к маме, а та устанавливала лотки с хлебом на специальные деревянные стеллажи-этажерки. Я одновременно громко произносил название хлеба находившегося в лотке и сколько лотков хлебных изделий водитель подавал мне. Главное было не сбиться со счета и не перепутать название.
Самый вкусный запах почему-то шёл не от батонов, рогаликов с маком, шанежек с присыпкой, или пампушек с повидлом, а от белого пшеничного хлеба с хрустящей, яркой, солнечной коркой за 28 копеек. На втором месте всегда были лотки с серым хлебом за 18 копеек, таких лотков было больше всего. Иногда во время разгрузки от шанег с творожной присыпкой отскакивала сладкая творожная крошка, она вываливалась из лотка и оставалась на железном столе во время передвижения его в сторону мамы, это бы мой приз, но брать его сразу было нельзя, т.к. я громко считал и боялся подавиться этой крошкой. Разгрузка заканчивалась, лотки с хлебом стояли в магазине ровными рядами на деревянных стеллажах-этажерках, тетя Сина их ещё раз пересчитывала и кричала водителю:
- Всё!!!
Это значило, что я мог собрать в ладошку с железного стола случайно отлетевшие во время выгрузки корочки и крошки и распорядиться ими по своему усмотрению.
После разгрузки мы с мамой были первыми покупателями. С двумя булками горячего серого хлеба в руках я шёл домой и был счастлив, у меня была возможность погрызть свежую, хрустящую хлебную корку, мама шла рядом, улыбалась и не возражала. А к восьми нам надо было успеть в школу. В ту пору мама работала в школьной библиотеке.
Вернувшись из школы я должен был снова бежать в "Хлебный", зажав в руке один рубль, туда же к обеду, привозили свежее молоко в больших сорокалитровых флягах. За то, что мы помогали утром в разгрузке хлеба тётя Сина нам наливала в наш бидончик три литра молока, стоило оно 84 копейки. На оставшиеся 16 копеек мне иногда разрешали купить сто грамм халвы или двести граммов фиников. Тогда я был особенно счастлив.
Мама говорила:
- Заработал!
Сладостями я всегда делился со старшими братом и сестрой. У них были свои семейные обязанности: убрать во дворе снег, наколоть дров, растопить печь, навести в доме порядок...
За то у меня почти всегда была свежая хрустящая хлебная корка.
Свидетельство о публикации №125041000959
Елисей Липатов 15.04.2025 09:45 Заявить о нарушении
Успехов тебе в учёбе и в творчестве, здоровья тебе и твоим близким!
Саныч Виктор 15.04.2025 15:23 Заявить о нарушении