Был ли Божий Закон справедливым?
КАКОЕ-ТО время назад уголовные суды в одной из западных стран ошибочно признали двух мужчин виновными в убийстве и приговорили их к смертной казни. Когда судебная ошибка обнаружилась, адвокаты сделали всё возможное, чтобы добиться освобождения одного из мужчин. Но второму осуждённому не могли помочь даже самые лучшие юристы — к тому времени приговор уже был приведён в исполнение.
Поскольку от подобных ошибок не застрахована ни одна правовая система, Библия призывает: «Стремитесь к справедливости, и только к справедливости» (Второзаконие 16:20). Когда судьи следуют этому повелению, это служит защитой для всех граждан. Древний Израиль получил Закон от самого Бога, поэтому правовая система этого народа была основана на честности и непредвзятости. Давайте поближе познакомимся с этим Законом, чтобы убедиться в том, что «все его [Бога] пути справедливы» (Второзаконие 32:4).
«МУДРЫЕ, БЛАГОРАЗУМНЫЕ И ОПЫТНЫЕ» СУДЬИ.
Интересы граждан защищены лишь в том случае, если судьи компетентны, справедливы и неподкупны. Согласно Божьему Закону, именно такими должны были быть судьи в Израиле. В начале странствования израильтян по пустыне Моисею было дано повеление поставить судьями «способных и надёжных мужчин, которые боятся Бога и не думают о своей выгоде» (Исход 18:21, 22). Через сорок лет снова была подчёркнута необходимость в "рассудительных и опытных мужчинах,..". "Я велел вашим судьям: „Судите справедливо, разбирая дела ваших братьев, будь то спор человека с его братом или с чужеземцем. Судите беспристрастно. Выслушивайте и знатного, и простого. Не бойтесь людей, потому что вы судите от имени Бога" (Второзаконие 1:13—17).
Столетия спустя иудейский царь Иосафат повелел судьям: ««Думайте, прежде чем что-то сделать, ведь вы судите от имени Бога, а не от имени людей. Бог с вами, когда вы выносите приговоры. Пусть у вас будет почтительный страх перед Богом. Будьте ответственными, потому что наш Бог не терпит несправедливости, предвзятости и взяточничества»» (2 Летопись 19:6, 7). Таким образом царь напомнил судьям, что, если на их решения будут влиять предубеждения или жадность, Бог призовёт их к ответу.
Когда израильские судьи соответствовали этим высоким нормам, люди чувствовали себя защищёнными. В Законе Бога также содержался ряд принципов, которые помогали судьям принимать справедливые решения даже в самых сложных случаях. Что это за принципы?
ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОГО СУДА.
Хотя назначенные судьи должны были быть мудрыми и способными, им нельзя было полагаться на себя и на свой опыт. Бог дал принципы, которые помогали принимать правильные решения. Вот несколько указаний, данных израильским судьям.
Проведите тщательное расследование. Через Моисея Бог повелел израильским судьям: «Судите справедливо, разбирая дела ваших братьев, будь то спор человека с его братом или с чужеземцем» (Второзаконие 1:16). Судьи могли выносить справедливые приговоры, только если располагали всеми фактами по делу.
Поэтому Бог дал следующее указание тем, кто принимал решения: «выясните, тщательно расследуйте и расспросите об этом». Прежде чем начать судебное разбирательство, судьи должны были убедиться в том, что обвинение обоснованно (Второзаконие 13:14; 17:4).
Выслушайте показания свидетелей. Показания свидетелей были очень важны для расследования. В Божьем Законе оговаривалось: «Одного свидетеля недостаточно, чтобы обвинить человека в преступлении или грехе, какой бы грех тот ни совершил. Любое дело должно подтверждаться показаниями двух или трёх свидетелей» (Второзаконие 19:15). А вот какое требование предъявлялось к самим свидетелям: «Не распространяйте ложные слухи. Не помогайте виновному лживым свидетельством. Не следуйте за большинством, чтобы делать зло, и не извращайте правосудие, давая показания в угоду большинству» (Исход 23:1, 2).
Требуйте честности во время судебных заседаний. То, что за ложь в суде предусматривалось наказание, служило предостережением для всех участников судебного процесса. В Законе говорилось: «Судьи проведут тщательное расследование, и, если окажется, что давший показания — лжец и что он ложно обвинил своего брата, сделайте с ним то, что он замышлял сделать со своим братом. Искорените зло» (Второзаконие 19:18, 19). Поэтому, если человек лгал в суде, чтобы присвоить чужое имущество, с него взыскивали убытки в том же размере. Если он давал ложное свидетельство против невиновного человека, желая ему смерти, его самого лишали жизни. Это было мощным стимулом говорить правду.
Судите беспристрастно. После того как были рассмотрены все имеющиеся доказательства, судьи совещались, чтобы вынести приговор. На этом этапе было особенно важно помнить следующее повеление из Божьего Закона: «Не поступайте несправедливо на суде. Не будьте предвзяты: не отдавайте предпочтения ни бедному, ни богатому. Судите ближнего по справедливости» (Левит 19:15). В каждом деле судьям нужно было выносить непредвзятое решение, не обращая внимания на социальный статус человека и не поддаваясь эмоциям.
Эти принципы, ясно изложенные много веков назад в Божьем Законе, применимы и в современных судах. Следуя им, можно избежать многих нарушений и судебных ошибок.
НАРОД, У КОТОРОГО БЫЛА СПРАВЕДЛИВАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.
Моисей задал израильтянам важный вопрос: «у какого великого народа есть такие же справедливые законы и заповеди, как законы, которые я даю вам сегодня?» (Второзаконие 4:8). И в самом деле, такой судебной системы не было ни у одного другого народа. Под правлением царя Соломона, который в молодые годы старательно соблюдал законы Бога, люди «жили безопасно», в мире и достатке, они «ели, пили и веселились» (3 Царей 4:20, 25).
К сожалению, со временем израильтяне отвернулись от Бога. Через пророка Иеремию Бог сказал: «Они отвергли слово Господа — в чём же их мудрость?» (Иеремия 8:9). В итоге Иерусалим стал городом, «виновным в пролитии крови», наполненным мерзостями. В конце концов он был разрушен и 70 лет оставался в запустении (Иезекииль 22:2; Иеремия 25:11).
Пророк Исайя жил в непростой период истории древнего Израиля. Пережитое побудило его высказать важную истину о Боге и его Законе: «Когда ты судишь землю, Живущие на ней учатся праведности» (Исайя 26:9).
Как же рад был Исайя, когда Бог побудил его записать пророчество о правлении Мессианского Царя, Иисуса Христа: «Страх перед Богом будет ему в радость. Он не станет судить лишь на основании того, что видит, И выносить решения лишь на основании того, что слышит. Он будет справедливо судить бедных И выносить решения на благо кротких людей. Словно розгой, он будет бить землю своими словами И убьёт неправедных своим дыханием» (Исаия 11:3, 4)! Какое прекрасное будущее ждет подданных Мессианского Царя — Правителя Божьего Царства! (Матфея 6:10).
ПОЗВОЛЯЛ ЛИ БОЖИЙ ЗАКОН МСТИТЬ?
Библейское выражение «глаз за глаз, зуб за зуб» вызывает немало споров (Исход 21:24). По мнению некоторых, эти слова показывают, что Бог разрешает мстить. Однако такой взгляд противоречит Божьему повелению: «Не мстите, не затаивайте злобы на соплеменников. Любите ближних, как самих себя» (Левит 19:18). Как же тогда следует понимать выражение из книги Исход?
В Исходе 21:22 описывается ситуация, в которой двое мужчин дерутся и один из них ударяет беременную женщину, что вызывает у неё преждевременные роды. Если мать и ребёнок оставались в живых, муж пострадавшей женщины не имел права предпринимать какие-либо действия против обидчика. Но тот, кто ударил женщину, должен был «возместить ущерб, заплатив столько, сколько... [потребовал] с него муж этой женщины, и должен [был] отдать это через судей». Стоит отметить, что именно судьи требовали, чтобы обидчик заплатил штраф мужу пострадавшей. Если женщина или ребёнок погибали, опять же именно судьи приговаривали виновного к смерти.
В этом случае суд, а не пострадавшая сторона приводил в исполнение приговор «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб...» (Исход 21:23, 24). Этот принцип напоминал судьям, что наказание не должно быть ни чрезмерным, ни недостаточным. Библеист Ричард Эллиот Фридман сказал: «Суть этого выражения в том, что наказание всегда должно быть соразмерно преступлению и тяжесть наказания никогда не должна превышать тяжести содеянного».
Откуда же тогда появилось представление о том, что Божий Закон позволяет мстить? Обратим внимание на слова Иисуса Христа из Матфея 5:38, 39: «Вы слышали, что сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб». А я говорю: не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». Очевидно, ко времени Иисуса «закон возмездия» был включён религиозными учителями в устное предание, в котором он стал истолковываться как разрешение на мщение. Однако Иисус чётко показал, что это учение не основано на Божьем Законе, данном Израилю.
Свидетельство о публикации №125041003771