Князь Владимир Мономах - часть 17
По мотивам романов:
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
= Статьи из интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
= «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
= «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911)
= «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
= Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2.
= «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
= «Русские цари. Рюриковичи. Романовы» - Борис Иванович Антонов (1941…)
= «Антаподосис» - (Воздаяние), т.5, гл.15 Лиутпранд Кремонский (920-972), средневековый итальянский дипломат, историк.
= «История» т.6.,гл.10,- Лев Диакон (950-992) - византийский писатель, историк.
= «Первый Рюрикович. Игорь Старый» Секретные материалы ХХ века.
= «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
= «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).
= «Азм Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….)
= «Сказания о Русской земле» - Нечволодов Александр Дмитриевич (1864-1938).
= «Князь Рюрик и его потомки» - Коган Валентин Маркович (1925-2006 ), Домбровский-Шалагин Владимир Иванович (1940….)
= «Владимир Святой» - Карпов Алексей Юрьевич (1960…)
= « Святополк Окаянный» - Александр Майборода ( 1954 … )
= « Черниговская династия 1054-1146» - Димник Мартин
= «Кровью омытые» - Борис и Глеб Тумасов Борис Евгеньевич (1926-2017).
= Чесноков Константин Иванович. Подробная биография князя Владимира Всеволодовича Мономаха
= «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна – королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха» - Антонин Петрович Ладинский (1890-1961).
= Русские Князья от Ярослава до Юрия…» - Павло Загребельный
(1924-2008).
**********************************
Детство Владимира Всеволодовича.
Владимир Мономах появился на свет в 1053 году. Его отцом был переяславский князь Всеволод Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого. Матерью Владимира была, предположительно, дочь византийского императора Константина IX Мономаха. В дальнейшем Владимир взял себе прозвище рода матери, которое в переводе означает «единоборец».
Отец Владимира с ранних лет приучал старшего сына к суровой жизни, воспитывая в мальчике самые главные для будущего правителя и полководца качества: отвагу, бесстрашие, целеустремлённость, решительность.
13-летний Владимир был уже опытным охотником, вместе с отцом он ходил в далёкие походы, развивая свой полководческий талант, воевал против половцев. В этом же возрасте (с1066 года) он приступил к самостоятельному княжению в Ростово-Суздальских землях, приобретая свой первый опыт государственного правления. С 1073 до 1078 года он княжил в Смоленске.
Правление
В 1078 году его отец, Всеволод Ярославич, стал великим киевским князем, а Владимиру Мономаху достались во владение черниговские земли. Он стал правой рукой отца, во всём помогая ему.
После смерти отца в 1093 году Владимир в качестве его преемника имел право взойти на киевский престол. Однако в те времена существовало особое правило преемственности, согласно которому править Киевом мог старший из братьев, Рюриковичей. А им был двоюродный брат Владимира - Святополк Изяславич. Мономах, не желавший проливать кровь ради власти, уступил трон брату, а сам остался княжить в Чернигове.
В последующие годы князь Владимир сделал очень многое для защиты Руси от регулярных набегов кочевников. Вместе со своими сыновьями он без устали сражался с внешними врагами, освобождая русские земли от кочевников.
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в успешной борьбе с половцами, что позволило на долгие годы избавить южные и восточные границы Древнерусского княжества от половецких набегов, а также усилиями по концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.
Так в 1116 году после второго похода русских дружин против половцев, в верховья Северского Донца, последние откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное Мономахом против них войско за Дон (в конце его правления) не нашло их там.
Хочу добавить, что стараниями Мономаха в союзе со Святополком в 1097 году был организован и созван съезд русских князей в Любече, целью которого было не только наведение порядка в системе престолонаследия, но и, что не менее важно, приостановление братоубийственных войн среди них.(Подробнее – см. ч.16 « Русь после Ярослава Мудрого»)
Владимир Мономах, биография которого стала олицетворением освободительной борьбы Руси против враждебных племён, стал пользоваться большим уважением в Европе и Византии.
Так, византийский император преподнёс князю Владимиру в знак особого расположения щедрые дары: шапку, древние бармы, скипетр и державу. В дальнейшем, эти предметы стали символами державной власти на Руси в течение сотен лет.
(Есть сведения, что это не более чем легенда, но факт остаётся фактом – есть «Шапка Мономаха», которой венчали на царство всех русских царей и императоров, и есть остальные символы державной власти).
Великое княжение:
Киевский князь Святополк Изяславич покровительствовал ростовщикам, которые, пользуясь этой высокой защитой, обирали бедняков и обращали их в рабство за неуплату долгов, что вызывало негодование и нелюбовь к нему простого народа. Поэтому, после смерти Святополка в 1113 году, в Киеве началось мощное городское восстание. Были разграблены дворы тысяцкого (главного городского чиновника) Путяты и богатых ростовщиков.
Ситуация разрешилась приглашением (в нарушение порядка наследования) на киевский престол Владимира Мономаха, который пользовался у бояр, также как и у простого народа, большой популярностью как в силу его личных качеств, так и победами над половцами. Княжил в Киеве Мономах с 1113 по 1125 год до самой своей смерти.
Консолидация русских земель.
Владимир Всеволодович объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и, поначалу, Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны Минского князя Глеба Всеславича и Волынского князя Ярослава Святополчича закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и погибли.
Победы над мятежными князьями ещё более укрепили положение и авторитет Владимира Мономаха…
Демонстрацией единства сильнейших князей Руси (Черниговских князей Давида и Олега) под верховенством Владимира Мономаха стало торжественное перенесение (в присутствии митрополита Никифора I и других представителей духовенства 2 мая 1115 года) мощей страстотерпцев Бориса и Глеба из деревянной церкви, в каменную, возведённую в Вышгороде под Киевом.
Другие русские князья Рюриковичи признавали власть Мономаха, уважая его лидерские качества, а также опасаясь мощи его войска и, признавая его личную популярность.
Древнерусское государство при Владимире Мономахе, как и при Ярославе Мудром, вновь стало единым: все беспрекословно подчинялись киевскому князю.
Важнейшим элементом внутриполитической программы Владимира Всеволодовича стало урегулирование вопроса наследования Киевского престола для обеспечения единства русских земель. Его замысел сводился к сохранению этого княжения в руках старшего сына, Мстислава Великого и его потомства.
Для осуществления своего плана он в 1117 году перевел его из Новгорода под Киев, в Белгород, настояв одновременно на заключении соответствующего договора между Мстиславом и следующим по старшинству Владимировичем - Ярополком.
Эти преобразования и вызвали возмущение Волынского князя Ярослава Святополчича, поскольку именно к нему Киев должен был перейти по традиционному праву. Владимир Мономах сумел подавить восстание Ярослава и провести в жизнь свой замысел.
После смерти Владимира Мономаха, киевским князем стал Мстислав Великий, который правил там до самой своей смерти в 1132 году, продолжая проводить политику своего отца по сохранению единства русских земель.
После смерти Мстислава Великого на Руси начался стремительный обратный процесс раздробления Руси на обособленные княжества.
Внешняя политика Владимира Мономаха.
Внутренняя стабилизация Руси при Владимире Мономахе сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. В 1112 году Мономах выдал свою дочь Евфимию за Венгерского короля Кальмана, но вскоре, брак был расторгнут по инициативе венгерской стороны…
Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых, (Иштван II и Болеслав III Кривоустый), поддержали Волынского князя Ярослава. Конфликт завершился гибелью последнего в 1123 году.
В конце XI - начала XII века на Руси появился византийский самозванец лже-Диоген, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена.
Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу», он поддержал его выступление против императора Алексея 1 Комнина и пошёл войной против Византии – последней, кстати, в истории взаимоотношений двух государств.
Основной же причиной этой войны, скорее всего, была борьба за влияние в Нижнем Подунавье, которое стало особенно важно для Руси после потери Тмутараканского княжества в конце XI века.
При поддержке Мономаха и половцев лже-Диогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц, посланных византийским императором Алексеем I.
Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в интересах сына лже-Диогена и его дочери, Марии, своего внука - Василия. С целью удержать в своей власти города на Дунае был организован новый поход… Во главу войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».
Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол (ныне город Силистра в Болгарии) – главную имперскую крепость; взять её не удалось и войско вернулось обратно.
Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I(15 августа 1118 года), русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: дочь Мстислава Великого (внучка Мономаха) стала женой сына византийского императора Иоанна II – Алексея П.
Тогда же Владимир Всеволодович заложил в Киеве церковь во имя Иоанна Предтечи, в которой, предположительно, была положена доставленная из Константинополя реликвия - Перст Святого Иоанна Крестителя.
Внутренняя политика Мономаха:
За годы своего правления он успел провести много важных реформ.
Важнейшим событием внутренней политики во время правления Владимира Мономаха стало принятие нового закона о ростовщичестве под названием «Устав Владимира Мономаха», или по-другому «Устава о резах», то есть ссудных процентах. Теперь закон запрещал обращать людей в рабство за долги, а ссудные проценты были значительно снижены и составляли не более 20% от суммы долга. Этим законодательным актом была ограничена грабительская деятельность ростовщиков, что отвечало интересам низших слоёв населения, и значительно облегчало их жизнь.
«Устав Владимира Мономаха» стал частью «Русской Правды». Дополненный этим Уставом, Свод Законов Древнерусского государства приобрёл более полный и завершённый вид. Таким образом, в XII веке при Владимире Мономахе сформировалась Пространная редакция «Русской Правды».
При Мономахе началось масштабное строительство храмов, крепостей и укреплений. Были воздвигнуты Успенский собор и Спасская церковь - памятники архитектуры, сохранившиеся до наших дней.
Личная жизнь:
У Владимира Мономаха было три жены и множество детей. Первой его супругой стала Гита Уэссекская — английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. От второй супруги у князя было трое детей, в том числе Юрий Долгорукий, что считается очень спорным фактом. О третьей супруге Владимира (предположительно дочери половецкого хана) практически ничего не известно.
В первом браке (1074 год) Владимир имел следующих детей:
Мстислав Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125 года.
Изяслав (1077/1078-1096), князь курский.
Святослав (?-1114), князь смоленский (до 1113) и переяславский
Ярополк (1082-1139), князь переяславский и великий князь киевский с 1132 года.
Юрий Владимирович Долгорукий (родился 1093 ?– умер 1157), князь ростовский, суздальский, великий князь киевский в 1149-1150, повторно 1150 по 1151 и с 1155 по 1157 годы).
Вячеслав (?-1154), князь смоленский, туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, и с 1151 по 1154 год.
После смерти Гиты, через год князь женился во второй раз (около 1099 года; супругу звали Ефимия, считают, что она была гречанкой,- умерла в 1107 году).
От неё он имел следующих детей:
Мария (Марица) (1100 ? - ум.1146/1147), была замужем за лже-Диогеном,
Евфимия (род. ? – ум. 1139), вышла замуж за Кальмана I, короля Венгрии
Агафия, (род.? – ум.? ) вышла замуж за Всеволодко городенского;
Роман (род.? - 1119), князь волынский.
Андрей (1102—1141), князь волынский, князь переяславский.
Третья супруга - после смерти Ефимии (точная дата заключения брака неизвестна) - дочь половецкого хана (умерла в 1127 году).
Известно, что Владимир Мономах активно использовал династические браки своих отпрысков для укрепления положения Руси на международной арене.
Владимир Мономах ушёл из жизни, оставив после себя сильное государство с развитой экономикой и культурой.
Он умер 19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году жизни, вблизи родного Переяславля, на Альте, «у милое церкве, юже созда потщаньем многым» — то есть у выстроенной им церкви святых Бориса и Глеба. Тело князя было перенесено его сыновьями и боярами в Киев и погребено в киевском Софийском соборе, рядом с телами его отца Всеволода и брата Ростислава.
Литературное наследие.
Владимир Мономах вошёл в историю как выдающийся писатель; в конце жизни он написал «Поучение детям» ; автобиографичное произведение, которое повествует о его военных походах на половцев и усобицах с другими князьями. «Поучение» написано в форме призыва к потомкам соблюдать нормы христианской морали; он заповедовал детям жить в мире друг с другом, проявлять уважение к чужестранцам, помогать нищим, стремиться к новым знаниям, трудиться не покладая рук на благо отечества.
Это произведение состояло из трех частей: собственно «Поучения» (1099), «Летописи» походов и других дел (около 1117) и «Письма» к двоюродному брату - Олегу Святославичу (1096). Оно также вошло в Лаврентьевскую летопись. «Поучения» стали, по сути, политической программой Мономаха. Она была направлена на сохранение федеративного характера Древнерусского государства при широкой автономии и при сохранении общерусского единства.
В 1116 году по поручению Владимира Мономаха игумен Выдубицкого монастыря подготовил вторую редакцию «Повести временных лет», в 1118 году была подготовлена третья версия, а в 1119-м пресвитер Василий, близкий человек к Владимиру Мономаху, отредактировал и четвертую версию. Именно она дошла до наших дней в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.
Из Поучения «Владимира Мономаха»:
• Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
• Старых чти как отца, а молодых, как братьев
• Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою;
• Куда же ни пойдете и где ни остановитесь, напоите и накормите нищего; более же всего чтите гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то – непременно - пищей и питьем,- ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым;
• Бога ради, не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию.
После смерти Владимира Мономаха киевским князем (с 1125 по 1132годы) стал его старший сын Мстислав Великий. Новый князь отличался умом, честностью и личной храбростью, поэтому пользовался уважением среди других князей Рюриковичей. Он стал последним киевским князем, которому удавалось сохранять единство русских земель.
. В организации обороны русских земель против неприятеля и походов в половецкую степь преуспел князь Владимир Мономах. Его правление и правление его сына Мстислава в качестве киевских князей, стало последним большим периодом единства и могущества Древнерусского государства…
...Зима стремилась к завершенью,-
(Недолго ждать прилёта птиц)...
Застыла тишь в оцепененьи:
С времён тех, древних, Сотворенья -
Вокруг безмолвье без границ.
...На склоне лет дорогой зимней
В град стольный едет Мономах.
И сердце, утомившись, стынет:
Один остался, как в пустыне,
Но пред грядущим меркнет страх.
...Когда-то был хорош собою.
Как истинный христианин
Не спорил никогда с судьбою;
Доволен жизнью был земною:
С собою ладил до седин.
Не предавался праздной лени,
Трудился, не жалея сил,-
Был стоек к разным искушеньям,
Любовь, семья - ему священны.
Он был не скуп, но бережлив.
Берёг парчовую одежду;
Был скромен в пище и питье.
Опорой был Руси надёжной
Её строитель и художник,-
Он не ушёл в небытие.
...Любил трёх женщин князь Владимир;
От них имел семь сыновей.
Оставил след неизгладимый,
И был он Господом хранимый;
И стала Русь при нём сильней.
...Сел Мономах на «стол» в Чернигов,
А Киев брату уступил,-
Душою отвергал интриги:
От них урон Руси великий,
И понимал - важнее мир.
Он грады укреплял валами,
И новых много заложил;
А Русь прославил чудесами:
Так золотыми куполами
Русь расцвела. А он спешил…...
Мир, созерцая в умиленьи,
Дивился мудрости Творца:
Прекрасны жизни все мгновенья;
Под Господа благословеньем -
Мир, не имеющий конца.
...И в ожиданьи того часа,
Когда предстанет пред Творцом,
Осознавал он ежечасно:
Пришёл на землю не напрасно,
Державным став её лицом…
Пред ликом Высшего Владыки
Он скажет: «Мир ценил всегда.
Мир величавый, многоликий,
Прекрасный, в каждом своём миге»,-
Из сердца шедшие слова…
...Сыны безумны Измаила –
Не слышат вразумленья глас.
Текут бесчисленною силой,
В Руси найдя свои могилы,
Инстинкту алчности молясь.
И грабят города и сёла,
Сжигают нивы и поля;
Но одолела княжья воля:
Отвёл им «ПОБЕЖДЁННЫХ долю».
Воспрянет русская земля!
...Непобедимый как воитель,
Что беспощаден был к врагам,-
Руси он - Ангел и Хранитель,
Ещё Поэт, ещё Мыслитель,-
Он был Судьёй своим делам...
«Прищучил» половецких ханов,
Чтоб неповадно было им,
Лукавым злобным агарянам ,
На Свято - Русь, идя тараном,
Жечь христиан монастыри.
...А у князей свои забавы:
«Богаче кто, и кто знатней»,-
Ему всё это не по нраву.
Обидно, горько за державу,
За неразумье сыновей:
Не понимают, что их распри
Являют радость для врагов.
А вспыхивающие страсти
Лишь накликают в Русь напасти –
Сетей страшнее и оков.
Князья задиристы, суровы,
Непредсказуемы порой,
Увы,- всё это так не ново:
И в мутных водах их уловы
Не отличались чистотой...
Интриги вспомнил василевса :
(Был вероломен и жесток).
И братья врозь; не ладят вместе -
Как может, каждый куролесит,-
Не утешителен итог.
...И, завершая путь последний,
В Переяславль едет князь,
Чтоб в усыпальнице семейной
Наедине благоговейно
Остаться, Господу, молясь.
...Он вспомнил детство; мать-гречанку,
Слова–напутствия отца:
«День начинай свой спозаранку,
Дела верши не «наизнанку»,
И радуй всякий раз Творца»...
И, мысленно окинув годы,
Он будто вновь осознавал:
На ниве жизни нету брода,
И нет мощёных переходов,
Но в ней высок борьбы накал...
Он, подведя итоги жизни,
Созвал на встречу сыновей;
В напутствие надежду втиснув,
Велел беречь свою Отчизну –
Деяний нет для них важней...
Он завещал им жить в согласьи,
Не допускать глухой вражды,
И выполнять его наказы:
"Забыть все пагубные страсти,
Поднявшись выше суеты...
Объединив свои усилья,
Врага возможно одолеть.
В страны ЕДИНСТВЕ – её сила,-
Русь волей Господа хранима:
Так было встарь – так будет впредь!
Чужим не верьте обещаньям:
В их складках прячется обман.
Врага тлетворное дыханье.
А их притворные стенанья
«прочны», как утренний туман».
Их призывая к дружбе вечной,
Он им оставил свой завет:
«Меж братьями не гожа сеча;
Жизнь человека быстротечна,
С тех пор как существует свет»...
...Усердьем князя Мономаха
Тишь возлегла вокруг границ:
С Литвою – дружба, также с ляхом;
И не пошли усилья прахом:
Хан половецкий падал ниц.
...Такой оставил Русь-державу,
Предпочитая в мире жить.
Добыл он добрую ей славу.
Её хранитель - он по праву.
Явился в мир, чтоб ей служить...
...Пришедшие в сей мир «на время»,
Путь держат к своему концу.
Решил он многие проблемы.
Но вот и он «оставил стремя»,
И в путь отправился...к Творцу...
...Едва о смерти князя вести
Разлились вешнею водой,
Проснулись в ханах половецких
Все чувства алчности и мести,
А также дух их боевой.
...Шла Русь сквозь испытаний вехи,
Что ей Господь предначертал.
И чтоб жила она вовеки,
С пути сметая все помехи,
Ей «МОНОМАХОВ» даровал...
Продолжение следует:
=============================
С признательностью Николаю Вершинину
за отклик-характеристику Владимира Мономаха:
...Прочитал всё Ваше вмах -
Тут Владимир Мономах!
Сила, Мудрость, Дух Величья,
Боевитости, Приличья,
И радение за Русь
Я отметить тут берусь!
МАСТЕРСТВО ВАШЕ ОТМЕЧУ,
И ПОЭЗИЮ ЗАМЕЧУ,
КАК ОСОБУЮ ВОЛНУ,
ТУ - ЗАВЕТНУЮ, ОДНУ,
ЧТО ПОНЯТЬ ВСЁ ПОМОГАЕТ!
ЧИТАВШИЙ - СМЫСЛЫ ПОСТИГАЕТ...
==============================
Свидетельство о публикации №125040807083
Только для российских правителей 20-го века главные примеры Иван Грозный и Пётр Первый.
С интересом, вниманием и удовольствием прочитал вашу очень важную версию и поэму о Владимире Мономахе.
ДЛя меня это очень полезное чтение,Женечка.
Александр Басейн 31.05.2025 21:46 Заявить о нарушении
Мира и добра, здоровья и благополучия желаю. Всех благ.
Евгения Грекова 2 02.06.2025 19:18 Заявить о нарушении