Женщины в эрмитаже
«Восьмое марта — праздник славный,
А я так сухо поздравлял
Свой коллектив из женщин ладных,
Достойных всяческих похвал...» —
Такие мысли в Эрмитаже
Надолго отняли покой —
«Когда теперь свой грех улажу,
Очищу мусор за собой?».
КОМАНДИРОВКА В ЛЕНИНГРАД.
Конец годов семидесятых...
Минздравом послан в Ленинград
Оценку дать энтузиастам,
Реабилитации отряд.
Они проектом многотрудным
Сумели всё-таки пробить
Постройку учреждений чудных —
Восстановительных больниц.
Я, как эксперт, к тому ж столичный,
Оценку лучшую им дал;
В Рай, в Коммунизм пробился лучик,
Реабилитологов позвал...
Не спорю, сразу усомнился:
От куда средств возьмёт страна:
Аппаратуру специалистов?
Тут миллиардная строка...
Геополитикой не дело
Врачебный ум переполнять —
В музей шагнул поутру смело,
Что Эрмитажем называть.
ЗАЛЫ АНТИЧНОСТИ.
И вот скольжу по вернисажу,
Виденьем, сказкой упоён,
Изяществом обескуражен,
Людским талантом удивлён.
Вонзался отблеск просвещенья
От каждой статуи в мозги,
Восторг и возглас восхищенья,
Где мрак и не видать не зги.
Мужские торсы и фигуры,
Как ортопеда, крутизной,
И, как адепта физкультуры,
Отчасти привлекли собой.
Поверьте, женские натуры
Гораздо больший смысл несли;
Слетались размышленья, думы;
В воображениях росли.
В лугах Эдема, благородства
Без возмутительных ветров,
Где нет понятий «продаётся»
И ложью вытканных ковров.
Венера, хрупкая Психея
Как будто движутся, живут;
Не нагота, а мысль владеет
Мотивом и деяньем тут.
Аглая, Талия с сестрою,
(Чьё имя Ефросинья, знать) —
Три грации горды собою,
Мечты способны вызывать.
Какая плавность, живость линий
При экспрессивности постой;
И даже на стопе мизинец
В информативности герой.
Царь Пётр из Таврии богиню
Доставил в хмурый Петербург —
Теперь глядим мы, рты разиня,
На то, что сделал демиург.
Я в мраморе свою невесту,
Жену и любящую мать,
Сотрудниц на рабочем месте
Увидел, лучше мог узнать.
Как я посмел Восьмого марта
Сухие строки написать,
Без восхищения, азарта
С трибуны вяло выступать?!
Спасибо кладу Эрмитажа
За просветительский багаж:
Создал, вручил без эпатажа
Искусством скроенный пейзаж!
ЗАЛЫ ЖИВОПИСИ.
Признаюсь, «Зимнего...» покои
Я посещал не один раз...
Решил: «Себя надо настроить
На женский образ в этот час».
В десятке залов живописных
Портреты дам обозревал,
Потом, немного поразмыслив,
Черты конкретные назвал.
Даже сквозь молодость кокетство;
Через туманы чувств и нрав
В глазах светился УМ, как средство
От плотских остреньких приправ.
Пикантность дам у Ренуара,
Джоджоне смелая Юдифь,
Особы правящего клана
Внушали нравственный мотив.
То запелённая по ушки,
То грудь открыта на показ,
Но воля есть; и «стать получше»
Себе же отданный приказ.
«Мадонна Литта» Леонардо,
Нагая Рубенса жена
Восторг вливали водопадом
За жизнь, которая свежа.
С других портретов милосердность,
Терпенье, гибкость, романтизм,
Сочувствие, проворством, нежность,
Смотрели, привлекали к ним.
ОТДЫХ В ИТАЛЬЯНСКОМ ПРОСВЕТЕ.
В ногах усталость заставляет
Присесть, немного отдохнуть.
Зал Итальянский позволяет
Остановиться, хоть чуть-чуть.
Под « Похищеньем сабинянок»,
Под «Геркулесом...», полным дум
Местечко найдено нежданно
Дозволенный к посадке стул...
Все экспозиции пленяют,
Массовка типами пестра;
Паркетный, женский пол сверкают;
Моя внимательность остра...
Ах, женщины на вернисаже!!!
Слабы писатели - отцы;
И части не опишут даже...
Небрежны у иных мазки...
Вот в грусти проплывает дама...
Джузеппе Кристи взор привлёк
(Иосиф там на смертном одре),
Фасон у платья её строг.
Такая сразу не подпустит:
Эмоций ущемлён поток;
И утончённость правит вкусом;
В руке надушенный платок.
Она добьётся своей цели,
Сжав волю и покой в комок.
(Как несуразности посмели
Нахальный пробовать наскок?)
А вот: подвижна и воздушна ...
Не женщина, а мотылёк;
Легка, немного простодушна;
Ей улыбается денёк.
Другая, точно, ленинградка.
Суха, воспитана, тверда;
Волос серебряных укладка;
Суровым правилам верна.
Ещё в то время петербуржку
Была возможность повстречать,
С налётом важности буржуйской
Благопристойность наблюдать.
Хоть и в летах, но в русле моды;
Палата знаний и ума;
И в коммуналке ждёт хоромы,
Долготерпимости полна.
Вот невских берегов творенье!
Голубоглаза и стройна,
Хрупка, прозрачна; появление
Ее, как ранняя весна.
А я женат... В командировке...
Безденежье как тормоза.
От реноме как-то неловко...
Мужская просится слеза.
МАЛАХИТОВЫЙ ЗАЛ.
Моральный облик, чуть смущённый
В зал Малахитовый пошёл,
Где цвет элитных дам дворцовых
В чертог царицы был введён
Когда-то в мощности имперской,
Напротив крепости, Невы,
На буме славы самодержской
И умилительной молвы...
Тут «Временная власть» струхнула,
Когда «Авроры» грохнул залп,
Сдала Россию, не смекнула,
Чем завершится тот азарт.
КОДА.
Апрель глазурью голубою
Раскрасил небо и Неву,
Довольный, видимо, собою
Подставил солнцу ширь вовсю.
Посланцем Ладоги степенно
Плыл горделиво белый лёд.
Страна дышала бодро смело
И величаво шла вперёд.
2025 год.
Свидетельство о публикации №125040507906