Вячеслав Гришанов. Рецензия на книгу В. Астафьева

                Рецензия на книгу Виктора Астафьева
                «Земля МиражиЯ».



Обращаясь к литературному творчеству Владимирского поэта Виктора Астафьева, я буду говорить о книге стихов «Земля МиражиЯ», вышедшей в издательстве «Транзит» в 2023 году. Любезно подаренная мне автором, она не осталась без моего внимания. Перечитывая книгу страницу за страницей, я старался не только понять автора – как критик, но и как читатель, проникнуться тем потоком сладкозвучных слов и рифм, что звучали приятно и ладно. Возможно, это происходило потому, что стихи были не только чисты, ясны и изящны своей простотой, но и то, что от них исходила откровенность автора, его многоплановость.
Что касается откровенности, или, как ещё принято говорить, – исповедальности, то она – затрагивает многих поэтов, в этом нет ничего удивительного. Поэты тоже люди: они находятся в эпицентре социальных, экономических и политических событий. Так что это нормально, когда через личные переживания, страдания, поэты делятся – если можно так выразиться – глубинами человеческого духа. По-другому, к сожалению, в творчестве не бывает, ибо каждое слово, каждая строчка рождается через муки… с этим всё понятно. А вот что касается многоплановости, то я должен сказать, что этой особенностью обладает не каждый поэт, так как это требует особого мышления и видения мира.
Виктор Астафьев, как мне показалось, тот поэт, который не просто обладает этой особенностью, но и тяготеет к ней. Его волнует всё – от «Апографа карантинной летописи» до глобальных политических, философских и климатических проблем. В его стихах нет мелочей. События жизни для него исчерпываются не странами и не континентами, а взаимодействием общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Как истинный Поэт, он не только слышит общество и природу, акцентирует на недостатки, но и старается привнести в эту жизнь своими строками неповторимую красоту, поэтичность и душевность.

«Смотрю в окно - настала осень,
рассветный сумрак всё длинней,
сентябрь стремительно уносит
тепло и радость летних дней…»

Тонкость подмеченных событий не просто заключены в действия, но и направлены автором в неизведанность, притягивая, как магнитом, к продолжению начатого:
«К земле поближе никнут травы,
прозрачней лес, светлее даль,
над миром властвует по праву
теперь осенний календарь.»

Должен отметить, что для Виктора Астафьева характерны не только наблюдательность, но и странничество. Будучи геологом, он прошёлся не только по разным землям, но и по вселенной человеческого духа, насыщаясь и проникаясь всеми проявлениями жизни. Не исключено, что благодаря этому в его характере выработался созерцательный взгляд на многие духовные и общественные проблемы, где в вихре событий он видит для себя не только «синий цвет небес», но и нечто более важное, то, что может «упорядочить, изменить этот мир к лучшему». Фраза: «Ветшают дни, проходит человек…» – не для него. А всё от того, что он не боится своих мыслей, что подвержены образности, идейности и чувствительности. «Будут мысли, будут и стихи» – вот его кредо. Возможно, от этого, он представляет свои строки «легионами», которые в любой момент могут принести человеку пользу, помочь ему в трудную минуту.
Он пишет:
Казалось мыслей - легион,
не угнетает дел докука,
ищи слова, вставляй в пеон
и сгинет тяжкая порука...

Обладая необычайно смелым, дерзким, изобретательным умом, Виктор Астафьев бесстрашно, по-мальчишески, бросает вызов времени. Для него оно ничто иное, как последовательность мыслей.

Жизни кружево
расплелось,
Мир простуженный -
снова врозь.
Время катится
мимо нас,
Глупо каяться
 про запас.
Вот мы, грешные,
в наготе,
Вроде прежние,
да не те…

Распластав свои мощные поэтические крылья, автору остаётся мало места в этом «неутомимом ненастье», которое мешает не только жить, но и найти «потерянное счастье». Но это вовсе не значит, что его душа смирилась, потеряв образные качества. В нём как жило, так и продолжает жить поэтическое восприятие. Во всей этой «тесноте», он пишет: «Огонь надежды не угас…» И в этой надежде он всячески пытается найти не только себя, не только творческий вымысел, но и дар одухотворения, глубокое понимание того, что его окружает…
Этот город чужой,
для меня до сих пор незнакомый,
я сюда налегке,
и надолго едва ль задержусь,
только как отыскать мне дорогу к родимому дому
в край любимый,
далёкий с коротким названием Русь…
Ощущая в себе мощные внутренние ритмы, Виктор Астафьев подобно передовому вестнику показывает не только свой взгляд на мир, на его явления, но и выступает неким философом, которого интересует процессы и события.

«Сейчас прикину, что там, на кону,
 Чего я стою, по поверьям древним:
–построил дом в ненужной никому,
забытой Богом и людьми деревне;
– раскинул сад, конечно, там, где дом;
–живу в трудах, стихами душу тешу,
Не оставляя мысли на «потом»,
Коль быт с мечтами густо перемешан…»

Или вот ещё: «Как жить, когда в душе разброд,
Терзанья и шатания,
И каждый новый поворот
Качает мироздание?..

Астафьеву, как поэту, мало быть запрограммированным на любопытство, на нечто привычное для домашнего мирка, его влекут процессы и события. Предметы и отношения, вещи и законы. Его в равной степени волнует радость, красота и боль в этом мире. Задавая себе вопрос, он пишет:

«Наш век циничен и суров,
но было ли такое время,
чтоб миром правила любовь
и христианское смиренье?..»

В простых, казалось бы, незаметных вещах, он выражает не только новизну ощущений, но и некое своеобразие очень чувственных, «тонких» моментов, на которые люди не всегда обращают внимание, поскольку, как они считают, от этих мелочей мало что зависит в жизни. Но этот подход не для Виктора Астафьева: он, как Поэт, не только видит «невидимое», но и слышит «неуслышанное» зная, без этого оскудеет душа человека.

«Внезапно лопнула струна –
Ещё одна отметина,
Но полусонная страна
Потерю не заметила…»

Прочитав эти строки, можно сказать только одно: «Мудрость поднимает завесы и открывает двери. Она выводит на путь». Уверен, если бы человечество видело такие «отметины», то мир был бы совсем другим, более счастливым и цивилизованным.
Озабоченный многими проблемами и заботами, Поэт не стремится к тому, чтобы быть беззаботным, ибо это не свойство его характера. Для него важна не тонкая связующая нить с внешним миром, а соотнесение, то есть установление соотношения между чем-либо.

«Кто там на счётах ворожит,
С улыбкой двигая костяшки?
На сквозняке душа дрожит,
А тело, кутаясь в рубашку, –
Свой драгоценнейший запас,
Приобретённый при рожденьи, –
Вдруг ощущает мнимость масс
И бесполезность всех движений…»

Хорошие стихи, как правило, трудно начинаются и трудно заканчиваются. Рождённые, они нуждаются в печати. Я рад, что на свет появилась тоненькая, но очень содержательная книга стихов Виктора Астафьева. Хорошо изучив творчество Поэта, я бы много ещё мог написать о нём, о его беззаветном служении поэзии, о приверженности к просветительскому разуму. Думаю, наступит время и у меня будет ещё такая возможность. Я уверен: поэтический «Сад» замечательного Поэта Виктора Астафьева будет не только продолжать цвести, но и обильно плодоносить, радуя нас щедрыми поэтическими плодами.
Хочу закончить рецензию словами известно литературоведа, критика – Виктора Шкловского: «Блажен, кто переступает через все концы».

P\S « Моцарт знал, что – не Бог. Что его музыка – лишь приблизительное, посильное, земное воспроизведение тех божественных звуков, которые ему слышны, что исполнение его несовершенно, но это не останавливало его сочинять музыку».
Вячеслав Гришанов
- поэт, писатель, художник, литературный критик.


Рецензии
Каждое слово в точку!Вдохновения Вам,Виктор Никитович.

Наталья Шармагий   04.04.2025 07:56     Заявить о нарушении
Благодарю, дорогая Наташа!
Всего Вам доброго!
Виктор

Виктор Никитович Астафьев   09.04.2025 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.