Поучение Старца об одеждах Духа
«Чадо мое, душа ищущая, когда ты берешь в руки Книгу Жизни, Слово Божие, берегись облекать Его лишь в одежды своего разумения. Ибо так ты сошьешь Ему наряд по мерке своей малости, из ветхой ткани своих страстей и домыслов. И Слово покажется тебе то тесным, то колючим, то вовсе непонятным.
И даже когда мы смиренно внимаем духу святых отцов, чьи сердца были сосудами благодати, мы видим свет Истины сквозь призму их опыта, в их дивных, но все же человеческих ризах мудрости. Мы греемся у их огня, но не сам Огонь Неопалимый объемлет нас.
Но Слово живет и дышит Духом Святым. Сможешь ли ты, душа, воспринять Его не через чужие ризы, но в Его собственном, несказанном, сияющем облачении – том, что любезно Самому Духу? Сможешь ли выдержать свет Его славы, не прикрываясь ничем?»
И спросили старца ученики его, осененные трепетом: «Отче святый, поведай нам, что же это за одеяния Духа, в коих Слово Его является воистину?»
Старец улыбнулся кротко, и улыбка его была словно луч утреннего солнца на чистом снегу:
«Одеяние это, чадо, одно, и имя ему – Любовь. Но не та любовь, что мир сей знает – переменчивая, требующая, часто слепая, как мотылек, летящий на пламя свечи. Но Любовь чистейшая, жертвенная, тихая, та, что не ищет своего, все покрывает, всему верит, – Любовь Божественная, исходящая от Отца и Сына во Святом Духе.
Взгляни на Пречистую Деву. В сие светоносное одеяние Любви была Она облечена смирением и чистотой Своей, когда стала Вместилищем Невместимого Бога. В этой Любви, как в нетленном чертоге, Она приняла Слово.
И в Ней, в этой Любви совершенной, родился Тот, о Ком сказано: «В Нем жизнь была» (Ин. 1:4) – сама Жизнь Вечная, Источник всякого живота.
Посему, чтобы узреть Слово в Его истинном Божественном свете, надобно самому прежде всего стремиться облечься в эту Любовь, как в ризу брачную. И уже в Ней, согреваясь Ее теплом, очищаясь Ее светом, как бы в духовном чреве Ее смирения и чистоты – родиться для Духа. И тогда, взирая на мир и на Писание глазами Христа, Сына Ее и Бога нашего, – ты начнешь внимать Его Слову сердцем, омытым Любовью. И оно откроется тебе не как буква мертвящая, но как Дух животворящий, облаченный в сияние вечной Любви».
Старец помолчал, словно вслушиваясь в тишину, из которой рождаются слова Истины, и продолжил тихим голосом:
«Да, чадо, ты верно подметил. Путь к Богу – не здание, что строится по чертежам ума, не система, которую можно освоить и разложить по полочкам разумения. Мудрость книжная, размышления глубокие, стройные мировоззрения – все это может быть полезно, как путник готовит посох и суму перед долгой дорогой. Но сама Дорога и встреча на ней – не в его власти.
Мы можем читать о Свете, рассуждать о Его природе, даже спорить о Его оттенках. Но это все равно что слепорожденному описывать солнце. Пока Он Сам не коснется очей души – не прозреешь.
Потому и сказано: знание Божественное обретается не через хитросплетения ума, но через живой опыт сердца. И опыт этот приходит не по расписанию, не как награда за усердие в науках. Он приходит вдруг. Внезапно. Как молния в тихую ночь. Спадает с глаз пелена – та самая, что соткана из наших мнений, привычек, самодовольства – и душа зрит нечто Несказанное. И в этот миг, когда душа замирает в изумлении и трепете, – Христос входит. Не как гость ожидаемый, но как Хозяин, возвратившийся в Свой дом.
Да, наш ум может приуготовлять путь Господу. Смирять гордыню, очищать мысли, как слуга убирает горницу перед приходом Царя. Он может, как ты сказал, смазывать елеем веры и покаяния петли дверей сердечных. Но не ум наш отворяет эти двери! Отверзает их Тот Единый, Кто долго стоял снаружи и стучал (Откр. 3:20), ожидая лишь малейшего нашего согласия, лишь тихого вздоха: «Да, Господи, войди». И вот Он входит… вдруг.
И перед этим Божественным «вдруг», перед этим касанием вечности, воистину бессильны все наши «развернутые концепции и целостные мировоззрения». Они хороши были до, как леса вокруг строящегося храма. Но когда Храм освящен присутствием Божиим – леса убирают. Концепции не могут ни вызвать это «вдруг», ни удержать Его, ни объяснить до конца. Они могут лишь смиренно умолкнуть перед Тайной.
Ты упомянул мудрецов иных земель, что ценили это «вдруг» и искали его через вопросы, разбивающие оковы привычного мышления. И порой, говорят, отблеск Истины касался и их ищущих душ. Ибо Бог наш нелицеприятен и семя Его слова может прорасти и на камнях, если есть хоть капля живой воды искренности.
Но в полноте Своей этот опыт явлен нам, христианам. Это не просто «вдруг» озарения, но «вдруг» личной Встречи. Встречи с Живым Христом, Который не просто открывает нечто, но Сам становится жизнью нашей души. Это не проблеск истины, но вхождение самой Истины и Любви в сердце.
Потому, чадо, готовь душу свою. Читай, молись, смиряйся, твори добро. Смазывай петли сердечные. Но не уповай на силу своего разума или знаний. Будь всегда готов к этому «вдруг». Жди Его не как должник ждет уплаты, но как невеста – Жениха. И когда Он постучит и войдет – отбрось все свои «концепции» и просто припади к ногам Его в Любви и благодарении. Ибо в этот миг начнется подлинное, некнижное богословие – богословие сердца, озаренного Его присутствием».
Свидетельство о публикации №125040105591