Имя мне Красный - эссе на роман Орхана Памука
Эпиграф от Бруны
Имя мне КРАСНЫЙ
Я – жизни кровь,
Я – тайна страсти,
Смерть и любовь.
Красный я, краски
Цвет – киноварь,
Пламя дракона,
Солнца алтарь.
Я – Красный, кровь-боль
Помнит мой миг,
Тот, кто нечист, - злом
Пишет свой мир.
Только я – Красный,
Тьму бьёт мой свет
Красный - жизнь-праздник.
Вечный сюжет.
Роман Орхана Памука "Мое имя - Красный" (1998), получивший Нобелевку, и прост, и сложен. Читать его легко, потому что повествование ведется от лица самых разных персонажей: художников, женщин, и даже собаки, шайтана, красного цвета, что вносит в действо мистический аромат Шираза и «Сказок тысячи и одной ночи». Действие разворачивается в Стамбуле XVI века, когда османская живопись, основная задача которой сводилась к оформлению книг – историй Корана, биографий правителей, и главным достоинством которой являлось отсутствие стиля художника, а высшим достижением – искусство копирования традиционных миниатюр. Однако в это время западная живопист проникает на Восток, и смущает умы творцов-художников новыми возможностями: перспективой, портретом с полным сходством между человеком и изображением. Для тонкого востока – это крамола, дьявольские козни, наваждение.
- Рисунок – это безмолвие разума и музыка для глаз.
- Рисовал он как все и точнее всех повторял манеру старых мастеров – потому и был самым великим художником.
- Помнить – значит знать, что ты видел. Знать – значит помнить, что ты видел. Видеть – значит знать, не вспоминая.
- Высшая похвала художнику, когда смотря на его рисунок, ты хочешь рисовать сам.
Название романа тоже символично, потому что красный цвет амбивалентен, то есть в нем есть противоположность: жизнь, любовь, огонь – и кровь, война, боль, смерть.
Именно потому цвет обретает голос на страницах романа, как действующее лицо.
- Я счастлив, что я красный! У меня нутро горит, я сильный, я заметный, я знаю, что меня трудно пересилить.
- Жизнь прекрасна! Понаблюдайте за мной: видеть – это восхитительно! Жить – значит видеть.
Чтобы понять это произведение, нужно понимать традиционное восприятие красного цвета в исламе: восточная миниатюра использует красный символически, в соответствии с каноном, для определенных деталей. И здесь возникает конфликт с западной традицией, стремящейся к реалистическому изображению красного, как элемента видимого мира.
Можно утверждать, что роман пропитан красным: красный ковер в комнате, где происходит убийство; кровь, описываемая как "чистая красная краска"; воды реки Тигр, окрашенные красными чернилами от уничтоженных книг. Красное на красном.
Взаимодействие с цветом у каждого из персонажей своё. Кто-то его видит, кто-то использует в рисунке, кто-то противится его присутствию, кто-то вступает во взаимодействие.
- Красный цвет одного рисунка... испугал меня. Чья-то рука... непонятно зачем окрасила все в странный красный цвет, и весь мир на рисунке целиком погрузился в красное.
- Если бы мы могли прикоснуться к нему кончиком пальца, было бы ощущение железа или меди. Если бы взяли в руку, обожглись бы.
Многослойность смыслов и подтекстов, парафразы из древних сюжетов, оплодотворённые реальной историей живых людей, поиск убийцы и философские размышления на тему искусства, красоты, живописи, мастерства – все это похоже на мозаику восточной мечети, сквозь витиеватые и орнаментальные окна которой, проходит солнечный луч.
Свидетельство о публикации №125033003277