Козёл Отпущения

 (грустная сказка)

   Пообещали как-то люди Козлу, что если возьмёт он грехи человеческие на себя и станет Козлом Отпущения, то будет он жить с людьми вечно и они будут заботится о нём.
   Подумал Козёл, пожалел род людской и согласился.
   И отдали люди ему все грехи свои, а самого Козла отправили в пустыню - подальше от себя и с глаз долой.

   Скучно Козлу было в пустыне, да и голодно - ни травки сочной, ни веточки спелой.
   Но к людям обманутый Козёл возвращаться не спешил, да и не хотел - обиделся он на них за возложение на него грехов человеческих, за своё изгнание, за их несправедливое к нему отношение.
   И решил Козёл больше никогда-никогда с людьми не жить, не общаться с ними и обходить их дальней стороной.  Так и стал он в гордом одиночестве бродить по Свету Белому.

   Бродил он, бродил и встретил Серого Волка.
- Вот и обед мой, - обрадовался Серый Волк, - волчата мои с Волчицей теперь сыты будут.
- Если съешь меня, - отвечает ему Козёл Отпущения, - то все грехи человеческие, что люди на меня напрасно возложили, на тебя перейдут, на волчат твоих с Волчицей и на весь твой Лес, где вы все живете, и на всех зверей лесных.
   Испугался Серый Волк и убежал:  не нужны ему грехи человеческие - своих грехов, волчьих предостаточно.  Да и лес, какой есть, пусть такой навсегда и остается.

   Идёт дальше Козёл и встречает Льва - Царя зверей.
- Вот и обед мой, - обрадовался Царь зверей, - львята мои с Львицей теперь сыты будут.
- Если съешь меня, - отвечает ему Козёл Отпущения, - то все грехи человеческие, что люди на меня напрасно возложили, на тебя, Царь, перейдут, на львят твоих с Львицей и на саванну, где ты живешь и на джунгли с тиграми.
   Испугался Лев - Царь зверей - и убежал:  не нужны ему грехи человеческие - своих грехов, царских да львиных предостаточно. Да и саванна, какой была, пусть такой навсегда и остается.

   Пошёл дальше Козёл и вышел к широкой-широкой реке, у которой нет ни моста, ни брода.  И только Крокодил с крокодильчиками плавают.
- Вот и обед мой, - обрадовался Крокодил, выскочив на берег, - крокодильчики мои с Крокодилихой теперь сыты будут.
- Прежде чем, съесть меня, - отвечает ему Козёл Отпущения, - лучше перевези меня на другой берег.  А пока перевозить будешь, я тебе что-то скажу, а уж после сам решишь - съесть меня или не съесть.
- До другого берега далеко будет, - отвечает ему Крокодил, - говори, что хотел сказать, да покороче, пока до середины реки не доплыли.  А, как доплывем, так я тебя там утоплю и съем.
- Хорошо, - ответил Козёл, - слушай.
   Залез Козёл Крокодилу на спину, и они поплыли.
- Если съешь меня, Крокодил, - заговорил Козёл Отпущения, - то все грехи человеческие, что люди на меня напрасно возложили, на тебя перейдут, крокодильчиков твоих с Крокодилихой и на реку, где ты живешь, и на всех ее обитателей.
   Испугался Крокодил слов Козла, но виду не подал и перевёз его на другой берег.  Молча, в реку нырнул:  не нужны ему грехи человеческие - своих грехов, крокодильих предостаточно. Да и река, какой была, пусть такой навсегда и остается.

   Идёт дальше Козёл, совсем в своём изгнании отощал, но виду не подает - бодрится и вдруг заметил много-много орлов, которые над ним в небе кружат.
- Что вы хотите? - спрашивает их Козёл.
- Ждем смерти твоей, - отвечают орлы, - чтобы склевать тебя.
- Не дождетесь, - отвечает Козёл, - я хоть и ослаб немного от пройденного пути, но не умру, так как несу в себе грехи человеческие.  А грехи человеческие бессмертны.  Но знаете ли вы об этом?
- Нет, ничего мы о грехах человеческих не знаем, - ответили орлы.
- Так знайте, - говорит Козёл Отпущения, - склюёте меня живого или мертвого, то все грехи человеческие, что люди на меня напрасно возложили, на вас перейдут, на птенцов ваших, на небо это огромное и на всех его обитателей.
   Испугались орлы и разлетелись в разные стороны:  не нужны им грехи человеческие - своих грехов, орлиных предостаточно. Да и небо, каким было, пусть таким навсегда и остается.

   Долго ещё бродил Козёл по Белому Свету, пока не дошел до Моря Синего.
   Стоит он на берегу Моря Синего и думает:
- Куда идти?  Налево или направо?  Дальше земли нет, а назад к людям не пойду.  Не хочу.
   И видно было по Козлу, что не понимает он сам себя:
- Почему я такой?  Почему я взял грехи человеческие на себя?  Почему никто - ни Волк, ни Лев, ни Крокодил, ни орлы не захотели съесть меня и взять на себя грехи человеческие, а решили оставаться только со своими звериными грехами?
   И тогда, подумав ещё, Козёл Отпущения сделал свой козлиный вывод:
-Наверное, я самое добродушное, безгрешное и доверчивое в мире существо.  Поэтому люди без моего позволения и воспользовались моей добротой.  Но где, же моя козлиная сила воли?

   И тут его козлиные мысли были прерваны - из Моря Синего на берег после тяжелого трудового дня вышли тридцать три голодных богатыря и, увидав Козла, закричали:
- Вот и обед наш.  Далеко ходить не надо.
   Посмотрел Козёл Отпущения на богатырей и понял, что его жертва ничего в людях не изменила - освободишь людей от грехов, а они новые вершить будут.  Тут и лопнуло его козлиное терпение.  Не стал убегать от них Козёл, и не стал ничего говорить им, а по своей доброй козлиной воле отдался на съедение людям так же просто, как когда-то принял грехи человеческие.

   Всё возвращается на круги своя.  И все грехи, что нёс в себе Козёл Отпущения, вернулись к людям, ко всем тем, кто когда-то их породил и взвалил на Козла.
   Каждый грех нашел своего хозяина, потому как были они человеческими, так человеческими и остались.  И никуда им от людей не деться.  Да и людям от грехов своих не избавиться, как бы кто не пытался.
   И поняли тогда люди, что не родился ещё тот Козёл, который будет безропотно и вечно нести их грехи на горбу своем, прокладывая для кого-то дорогу рогами и копытами, и что грех свой не перекладывать на другого нужно, а искупать должно самому.
   Но за много-много веков люди забыли, что случается с их грехами и придумали новый способ, как облегчить своё существование в плане душевном - бегут излить душу свою к соседу или идут в церковь к попу на покаяние.  И ведь, не поверите, многим от этого становится легче жить, и совершать новый грех, и снова каяться и грешить снова.
   И многие сожалеют о том Козле, которого некогда съели и, думают, а не пора ли нам нового Козла Отпущения выбирать или выращивать.
 
   Так что скажете, люди, нового Козла Отпущения подберём или назначим?  А потом в страхе будем ждать, когда лопнет козлиное терпение и с новой силой наши грехи нам же на головы и повалятся?
   Или, может, сами грехи свои искупать и исправлять станем, не перекладывая их на чужие головы, плечи и спины?
   Ведь на козлиных рогах и копытах в рай не въедешь…
   Что скажете, человеки?

Июнь 2017 г


Рецензии