Повторение слов в поэзии

Повторение слов в поэзии — стилистическая фигура, которая используется для акцентирования, ясности, усиления и создания эмоционального эффекта.
Некоторые виды повторов слов в поэзии:
1.Анадиплосис (стык или подхват) — повторение последнего слова или сочетания слов одной строки в начале или середине другой. Приём превращает отдельные фразы в цепочку мыслей, логично перетекающих одна в другую.
Пример анадиплосиса в народной русской поэзии: «Станем-ка, ребята челобитную писать, Челобитную писать, во Москву посылать. Во Москву посылать, царю в руки подавать».
Пример анадиплосиса в русской книжной поэзии: «Я на башню всходил, и дрожали ступени. И дрожали ступени под ногой у меня» (К. Бальмонт).
 2.Анафора — повторение букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений в начале соседних отрезков текста (предложений, строф и др.). С помощью этой фигуры достигается усиление напряжения в речи, подчёркивается какая-либо важная мысль, создаётся определённый ритм.
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
“Блажен, кто смолоду был молод,  Блажен, кто вовремя созрел…” (А. Пушкин)
“Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.”
(Г. Серебряков)
3.Рефрен (припев) — повтор одного и того же слова или выражения на определённом участке текста. Рефрен призван усилить эмоциональное напряжение, подчеркнуть пафос высказывания. В «Слове о полку Игореве» встречается рефрен: «О Русская земля! / Ты уже за холмом». Повторяющийся стих в поэме звучит дважды: первый раз перед победоносным сражением с половцами, а второй — во время поражения главного героя на поле боя.
В стихотворении Александра Пушкина «Зимний вечер» два раза встречаются строки: «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя; / То, как зверь, она завоет, / То заплачет, как дитя…» и «Выпьем, добрая подружка / Бедной юности моей, / Выпьем с горя: где же кружка? / Сердцу будет веселей».


4.Симплока — речевая конструкция, в которой повторяются начала и концы разных предложений, а середина меняется.
Примеры симплоки:
В русской песне: «Во поле берёза стояла, / Во поле кудрявая стояла». « Во поле» составляет анафору, «стояла» — эпифору, а их сочетание — симплоку.
Строки М. И. Цветаевой: «В мире горы есть и долины есть, / В мире хоры есть и низины есть, / В мире моры есть и лавины есть, / В мире боги есть и богини есть».
Стихи В. Ф. Бокова: «Море люблю с кораблями, / Небо люблю с журавлями». В этом примере начало и конец различаются, а середина в смежных фрагментах повторяется.


5.Эпифора — повтор слова в конце соседних стихотворных строк.
Примеры эпифоры:
«Мне нравится этот город. В нём уютно жить. В нём хочется остаться».
«Я верю в правду. Я живу ради правды. Я борюсь за правду».
«Он ушёл, но обещал вернуться. Он ушёл, но остался в наших сердцах».
«Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу»).
«Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом!»
«Вот на берег вышли гости Царь Салтан зовёт их в гости».
«Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь».
«Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела» (Б. Пастернак).
Также выделяют фонетические повторы:
1.повтор одинаковых гласных называется ассонансом, 2.согласных — аллитерацией.
Повтор одних и тех же слов на протяжении текста задаёт мотивную структуру произведения — цепочку ключевых образов, постоянно воспроизводящихся в тексте.
Лексический повтор — это стилистическая фигура, используемая в литературе для создания особого эффекта, подчеркивания важности или усиления выразительности высказывания.
Он может применяться в различных жанрах и стилях, как в поэзии, так и в прозе, позволяя автору акцентировать ключевые моменты текста, придавать ритмичность и создавать уникальную атмосферу.
Значение лексического повтора в литературе
Лексический повтор используется в литературе, чтобы достичь следующих эффектов:
1.Акцентирование внимания на ключевых идеях  или  темах произведения.
2.Придание ритмичности тексту, что делает его более музыкальным и запоминающимся.
3.Усиление эмоционального воздействия на читателя, делая чувства и переживания героев более ощутимыми.
4.Создание атмосферы или настроения, помогая читателю лучше погрузиться в мир произведения.
5.Укрепление связи между разными частями текста, облегчая восприятие и запоминание информации.
.
Примеры лексических повторов в классической литературе
Рассмотрим примеры, в которых русские писатели обращаются к этой фигуре:
Автор.Произведение. Пример лексического повтора
А.С. Пушкин «Медный всадник»: «И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...»
Л.Н. Толстой «Война и мир»: «И вот настал вечер. И вот настала ночь. И вот настало утро...»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Страх перед людьми, страх перед бедностью, страх перед одиночеством, страх перед болезнью. Страх, страх, страх.»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: «Всё погибло, всё померкло для меня; нигде не вижу света...
****”
Источник - Онлайн школа Skysmart:


Рецензии
Я любил тебя
зимой!
Я любил тебя
весной!
Я любил тебя
за что?..
Я любил тебя
за всё!

🥰

Алекс Русов 3   01.04.2025 13:22     Заявить о нарушении
Ловите прямо на лету. В школе, наверное, отличником были.
Сдоброй улыбкой.🙂

Екатерина Белоусова 2   01.04.2025 14:08   Заявить о нарушении
Разумеется!
Серебряная медаль!🥉
Можно было и золото! 🥇
Гонор помешал..
Не стал географию пересдавать.
У учительницы русского языка
и литературы был любимчик!
😉

Алекс Русов 3   01.04.2025 14:16   Заявить о нарушении