Загадка-обманка. Для детей

  Кто? Работает головой,
  Тычет клювом словно иглою,
  Чтоб жучков отыскать под корой?
  Да к тому же красив сам собою.
  Он в лесу — санитар… даже врач!
  Ну, вы поняли? Это же … !
(Грач?)

                *  *  *

Сальников С. М. /ssm52/
Февраль 2025 г.

  Это я доработал на свой вкус стишок, который прочитал в Инете на сайте «Зайкина школа» в разделе «Загадки-обманки». Там было:
  Он в лесу один такой —
  С очень крепкой головой.
  Для деревьев лучший врач.
  Что за птица? Это…

  Просто показалось, что «Он в лесу один такой» воспринимается как «один единственный уникальный экземпляр», а ведь этих дятлов там «пруд пруди»… точнее, «дупло дупли».


Рецензии
Интересно, но не идеально. Знаки первой строки приводят в недоумение, путают смыслы больше, чем загадка.

Отгадай, кто такой? Он стучит головой...

Так понятно, зачем вопросительный знак. А тире после него - совсем не понятно.
Красив сам собой - избыточность местоимения "сам". А "санитар" леса уносит к волкам.
Для детей нужно писать намного понятнее, чем для взрослых. У малышей нет большого словарного запаса, нет знания метафор, нет чувства юмора.
Что касается дятла, то я тоже восхищаюсь птичкой, обходящейся без головной боли.

Нина Можная   25.03.2025 21:22     Заявить о нарушении
Благодарю за критику! Она говорит о неравнодушном отношении, о стремлении достичь совершенства даже в стихах для детей.
.
1) «Красив сам собою». Это же аллюзия к песне «По морям, по волнам» (Ты, моряк, красивый сам собою, Тебе от роду двадцать лет)
.
2) Волк — санитар леса. Однако и про дятла пишут, что он «лесной доктор» и «санитар леса». Потому что добывает насекомых-вредителей из-под коры деревьев.
.
3) Был у меня вариант типа «Кто стучит головой?». Но решил, что это неточно: дятел не стучит непосредственно головой, а стучит он клювом. Образ такой: Он тычет клювом, и, словно доктор иглою, делает уколы больным деревьям.
.
4) «Для детей нужно писать намного понятнее, чем для взрослых. У малышей нет большого словарного запаса, нет знания метафор, нет чувства юмора».
Ниночка, отсюда вывод — тексты для детей должны по чуть-чуть развивать в них эти качества. Эту загадку читал внучке, она отгадала и ей понравилось. А если б у неё возникли вопросы, то это удачный момент, чтобы удовлетворить её любопытство. А можно и на себя взять инициативу, и спросить у ребёнка, например, почему дятел — это санитар; почему в стихах его клюв сравнивается с иглой.
.
5) Сначала было так, вопрос стоял в конце длинного предложения «Кто работает головой, тычет клювом словно иглою, чтоб жучков отыскать под корой?»
Но показалось мне, что, начиная его читать, не знающий, что в конце будет вопрос, «свалился» на повествование: «Кто работает головой, (тот) тычет клювом словно иглою…», а в конце вдруг наткнётся на «?». Вот и придумал поставить вопрос вначале, продолжив далее через тире. Но вот тут соглашусь с Вами: необычное употребление тире — тоже вводит в недоумение.
.
Какие ж молодцы, в этом плане, испанцы, которые обрамляют свои вопросительные предложения с двух сторон: в их начале ставят перевёрнутый вопросительный знак.
А что? Это идея! Надо попробовать.
Попробовал — не получилось: Стихира вместо того знака поставила «;». Да, редактор Стихиры оставляет желать лучшего.
Ну, значит, просто уберу тире.
.
СПАСИБО!

Сальников Сергей Ссм52   28.03.2025 16:49   Заявить о нарушении
Позиция Серёженьки ясна! Моё дело прокукарекать, а там пусть хоть не рассветает!!!

Нина Можная   29.03.2025 20:09   Заявить о нарушении
Серёжина позиция такова:
Взялся прокукарекать — обеспечь рассвет!.. «А иначе зачем на Земле этой вечной живём?!»

Моё дело отшутиться, а там пусть хоть не хохочут вовсе.

Сальников Сергей Ссм52   30.05.2025 02:26   Заявить о нарушении
Смайлик!

Нина Можная   18.06.2025 22:14   Заявить о нарушении