Сорока на виселице Веркина
Если говорить о том, на что эта книга похожа, то для меня это скорее не Чагинск в космосе – хотя многое там есть от "снарк,снарка" – но космическая одиссея. Причём и классическая, и в духе джойсовского "Улисса", плюс "Сталкер" Тарковского – смешать, но не взбалтывать. Текст именно слоями лежит, поворачиваясь то одной гранью, то другой. И я бы не сравнивала роман с прозой Стругацких. Он совсем другой и по стилю, и по широте охвата тем. Больше скажу: последним, т.е. охватом, он мне напомнил "Братьев Карамазовых", когда в одном романе писатель собрал все темы, которые рассматривал до этого в разных своих вещах.
"Задача литературы – запутать читателя, сообщить ему иллюзию причастности, обвести вокруг пальца. Для этого она и была придумана."
Сорока на виселице
Автор Веркин Э. Н.
Издательство Inspiria
Год издания 2025
Переплет Твёрдый
Страниц 512
Чтец: Кирилл Радциг
Продолжительность: 18 часов 33 минуты
Лейбл: Inspiria Аudio
О чём?
О дерзновении. О крыльях и полёте. О гордыне гения. О конечности бытия и о том, что вырываться за пределы пространства и времени не то что небезопасно, а попросту не нужно. И наш жизненный поход, оберегаемый спасателями или ангелами иногда нужно вовремя прервать, для нашего же блага. Просто надо дождаться времени, когда воздух нас выдержит. Когда? Когда мы победим в себе зло.
"Но скоро все изменится. Вселенная изменится в миг, равный удару сердца, и воздух выдержит нас."
Ян работает на спасательной станции на Путоране, и ничто не предвещает, но его пригласят в Большое жюри и отправят на планету Реген, настолько далёкую, что добираться туда приходится аж через 8 векторов, переживая временную смерть и реанимацию все восемь раз.
Ян оказывается на незнакомой планете в герметичном обществе врача, девушки-библиотекаря, гения-физика, его оппонента и двух обычных сотрудников Института синхронной физики. Они собрались здесь в ожидании Большого жюри, которое должно дать добро на использование светлячкового сока. С его помощью можно стимулировать умственную деятельность. Зачем? Чтобы совершить прорыв в исследованиях синхронной физики, переживающей период стагнации.
Параллельно на Регене создают актуатор, прибор, способный перенести человека со скоростью мысли на невозможно далёкие расстояния. Он пока находится в стадии сборки, но уже сейчас воздействие его на психику человека разрушительно.
"Вечером мы запустим актуатор, а утром проснемся в объятиях иного, подлинного мира, существующий будет сброшен, как пыльный морок, как сухая змеиная кожа, тесная раковина, нелепый перламутр. Молчание прервется, Вселенная запоет голосами братьев…"
Что хорошо?
Да, здесь не будет так полюбившейся нам растебяки (только вечные сырники в столовке института), но всевозможные байки останутся – каждый из героев вспомнит какие-то истории, приключившиеся с ним в детстве или взрослом возрасте, а то и вычитанные в книгах. Останется и фирменный приём Веркина, когда герой слушает другого, а сам додумывает какую-то свою мысль или наблюдает за действиями других персонажей и их описывает.
Останутся сны и мысли героя, а также его улиссовские хождения, только на этот раз не на кладбище, а к актуатору, к реке Иртыш, в руины бывшего института. Кстати, одни из самых поэтичных страниц книги посвящены описанию осыпающихся мозаик в этих руинах. Красота является одной из главных составляющих синхронной физики.
На месте и мистика. Страшных историй будет несколько, одна "триллерней" другой: бессмертные медведи, чёрный корзинщик и два навигатора, отправленные в вечный полёт...
Жизненны и ярки архетипические для Веркина герои: наблюдательный рассказчик Ян, дерзкая девушка-библиотекарь Мария, друг-соперник Уистлер и независимый кот Барсик (то ли искусственная, то ли настоящая пантера, которая то и дело теряется и находится).
Не удержусь от большой цитаты про библиотеки:
"– Библиопаника? – переспросил я.
Мы пробирались через книжные завалы к лагерю Уистлера, Мария рассказывала про библиопанику. Вернее, про библиопаники.
– Неврозы, связанные с книгами. Библиофилам со стажем кажется, что книги начинают с ними разговаривать, нашептывать, вызывать образы… Это, кстати, известный феномен – запойные читатели часто не отличают свои мысли от мыслей, почерпнутых из книг. А потом они замечают, что книги сами выбирают себе места на полках, меняют места, порой вовсе исчезают, выставляются из рядов – ищут читателя. И что есть особые книги, властные, ведущие… Одним словом, спектр проявлений чрезвычайно широк. Особенно опасны книги при их большом скоплении…"
Понравились и второстепенные герои, которые на самом деле занимают достаточно много пространства в книге. Каждый из них не просто рассказывает важную историю, но открывает дискуссию по самым острым проблемам развития человечества.
"Законы природы – необходимые оковы, удерживающие зло от распространения"
"Эволюция универсальна. Любой объект, способный к движению, способен и к изменению".
"Если есть скорость света, то есть и скорость тьмы"
Старение и бессмертие: благо или наказание? А если бессмертие – это просто гельминтоз? Как вам такое?
Смерть и воскрешение: если душа умирает, то что за тело воскресает в результате? Тот ли это человек, который ступил на борт космолёта на Земле? И что испытывает душа, пережившая смерть и воскрешение?
Есть ли другая жизнь в космосе, и если есть, то нужно ли нам об этом знать, нужно ли стремиться к контакту? Зачем человечеству космос, новые миры и планеты – так ли нужна (и безопасна) экспансия?
Наконец, где наши крылья, "которые так нравились мне"? Летаем ли мы или утратили волю к полёту? Чего мы хотим, к чему стремимся? Какое наше самое заветное желание? Может быть, актуатор активирует именно его – пробуждает ту сущность человека, которую он мастерски прячет даже от самого себя?
Если вы думаете, что вопросов здесь слишком много, то вам нужно знать: я не все озвучила. Весьма возможно, что для вас важными покажутся совсем другие. Книга настолько объёмна и будто безразмерна, что вскрывает всё новые и новые области для рассмотрения и обсуждения. Как актуатор: никто не может увидеть его целиком, в полном великолепии. Но чувство прекрасного при взгляде на него неизбежно возникает.
Что же касается сороки на виселице, то тут у нас богатейшее поле для интерпретаций:
"– Синхронные физики – самая суеверная раса ученых. Например, ни один уважающий себя синхронист не пройдет под деревом, на котором сидит сорока"
Кирилл Радциг великолепно озвучивал и "снарк снарк", и с "Сорокой" справился на пятёрочку – кто бы сомневался! Так что смело берите аудио, не пожалеете. За что я люблю его озвучку, он хорошо передаёт голосом характеры героев, но при этом не кривляется, не кричит и не перегибает палку. Всё спокойно и по делу.
Что не так?
Те, кто ждали чего-то лёгкого и весёлого, динамичного и фантастичного, будут разочарованы. Это не та привычная фантастика о покорении космоса и приключениях супер-героев, к которой мы привыкли. Не космос, а человек стоит в центре сюжета – во всём величии его несовершенств.
И напоследок – цитата о снах и море:
"Мама тоже никогда не видела моря, но знала его голос, он жил в подаренной дедом рогатой раковине, мама говорила, что если слушать этот голос вечером, то сны будут самые счастливые, про то, что хочется увидеть."
Читали? Обсудим?
Свидетельство о публикации №125031904350