Упоминание клавишных инструментов в лирике

УПОМИНАНИЕ КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ЛИРИКЕ
(тематический цикл)

1. ВЕСЕННИЙ БАЛЕТ

Снега нет давно,
Ни единой льдинки.
Настежь в сад окно –
Кружат балеринки:

В воздухе – балет –
Лепестки соцветий…
Солнцем день согрет
И скворцом воспетый.

Стынь – в небытие,
Сникли вьюг ОРГАНЫ…
Дарят гран-плие
На ветру тюльпаны.

…Нет зимы давно,
Есть – балет садовый:
Танец за окном –
Снежно-лепестковый.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/10/10/7268

Гран-плие (фр. grand plie) — глубокое приседание с максимальным
сгибом коленного сустава, при этом пятки слегка отрываются от пола.


2. ОБНАЖЁННАЯ МУЗЫКА

Обнажённой музыкой задождила осень,
Небо – бело-синее,тёмных КЛАВИШ просинь.
Солнца лик – под шляпою, за вуалью тучи.
Обнажённой девою, с голосом певучим,
Осень разыгралась, нотами дождинки.
До чего же странная – инеем слезинки.
Талия – как скрипка, у осенней девы...
Хоть и музыкальна, но грустны напевы.
...Обнажённой музыкой задождила осень.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2010/06/27/826


3. ВЕСЕННЯЯ ОТКРЫТКА*

Тает снег на всех дорожках,
С крыш несётся «кап» да «кап».
Лужа морщится ГАРМОШКОЙ,
Под окном – цветущий залп:

Это наши первоцветы –
Первый праздничный салют...
Птицы шлют весны приветы,
Почтальонами снуют.

День похожий на открытку,
Сочных красок акварель.
Солнце дарит всем улыбки,
Льётся песенно капель.

Капли радостно искрятся,
Что хрусталь они звенят.
Время с зимкой распрощаться...
Мир теплом опять объят!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2013/03/06/1284


4. В ТИШИНЕ ЛИСТОПАДА...

В тишине листопада –
Нотки сладкого сна,
А ресницы – ДИЕЗЫ-БЕМОЛИ.
В тишине листопада
Ночь погромче слышна,
У фантазий – большие гастроли:
Сновиденья – заветные роли.

В тишине листопада
С неба нотка-звезда
Вдруг на счастье кому-то сорвётся...
В тишине листопада –
Есть своя красота,
Что сердечным блаженством зовётся...
Даже спящий, нет-нет – улыбнётся.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2019/05/14/857


5. ОСЕННЯЯ СКОРБЬ

Листья опавшие сжались
Множеством скорбных сердец:
Тёплые дни распрощались –
Осени близок конец.

Птичьи свирели умолкли,
Ветер – печальный ОРГАН.
Души от ливней промокли...
Близится вьюг ураган.

Сжались опавшие листья
Множеством скорбных сердец,
Трудно свыкнуться с мыслью:
Осени близок конец.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2010/08/20/6795


6. СОРВИ С ДУШИ МОЕЙ ПЕЧАЛЬ...

Сорви с души моей печаль
И докажи, что любишь.
Ну, где же твой в кустах рояль?!
Меня молчаньем губишь.

Скорей любовь спеши, спасай:
Уж крылья отмирают!
Дари мне грешно-сладкий рай –
Влюблённым всё прощают.

Сорви с души моей печаль,
Срывая с нас одежды...
Пусть зазвучит любви РОЯЛЬ,
Играя песнь надежды.

Скорей любовь спеши, спасай,
Не доводи до комы!
И пусть течёт по венам май –
Прекрасных чувств истома...

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2009/12/31/2595


7. ЗИМНИЙ РАХМАНИНОВ!

Ночь – огромный кит гренландский,
День – рыбёшка мелких рек.
В ритме польки итальянской
Кружит-вьюжит первый снег.

Знать, Рахманинов незримый
За РОЯЛЕМ в небесах.
Первый снег неповторимый
Счастьем светится в глазах.

Он – как сахара щепотка,
Хоть на деле – просто лёд.
И в сердечках пляшут нотки,
А улыбки – майский мёд.

Нынче день пускай не жарок,
Что ни ветка – медонос...
Первоснежный день в подарок
Нам Рахманинов принёс!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/11/30/5209


8. ИСПАНСКАЯ ВЕСНА

Вновь месяц март – снегов конкистадор –
Горячекровый нрав... Завоеватель!
Вскрывает реки, зимних дней каратель...
Сосульки рубит солнечный топор,
Студёным землям – знойный приговор!

Вновь месяц март – большой авантюрист,
Капели звонкой главный обладатель!
Звенит подснежник – счастья прорицатель...
"Метелей" не играет Ференц Лист...
Уж воздух по-гитарному речист!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2017/02/23/12129

*Конкистадоры – (исп. – единственное число conquistador –завоеватель), испанские авантюристы,
отправлявшиеся в Америку после ее открытия длязавоевания новых земель. Походы конкистадоров
(Ф. Писарро, Э. Кортес идр.) сопровождались истреблением и порабощением коренного населения.

**Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferencz, нем. Franz Liszt; 22 октября 1811, Доборьян, Венгрия — 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма.


9. О, ДЕБЮССИ!

О, Дебюсси! Прославленный француз!
По-новому открыл ты сердцу море...
И жизнелюбие с унынием не в споре –
И по-другому ощущаю жизни вкус:
И окрыляют душу игры волн,
И ангелы отныне не согбенны,
И дни аквамаринно-средиземны...
Тревогам – полный штиль,
На глади – счастья чёлн!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2020/10/02/3944

*дни аквамаринно-средиземны –
авторский неологизм.
**Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки. Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», — вспоминала французская пианистка М. Лонг.
http://www.belcanto.ru/debussy.html


10. ГУЛЯТ ПОДСНЕЖНИКИ!

Зима исчезла, став беглянкою...
Жизнь вновь растянутой тальянкою –
Меха-эмоции пружинятся:
Морозы больше не щетинятся!

Прощай, зимы пора закатная,
Снегами уж не ароматная!
Рассвет весны – пора волшебная,
Пора бальзамная, целебная...

Лучи землицу враз раскутали,
На пеленах, смотри, не чудо ли:
Подснежник солнышку агукает
И дни теплынные аукает.

Уже зимы дни всем нелюбые:
В былом сугробы белогрудые.
Ручьи трезвонят погремушные...
Гулят подснежники жемчужные!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2024/07/26/541

*ТАЛЬЯ'НКА, -и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. Прост. Однорядная гармоника.
**ГУЛИ'ТЬ. Издавать нечленораздельные звуки, голосом выражая удовольствие (о младенцах).

ПРИГЛАШАЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ:

УПОМИНАНИЕ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ЛИРИКЕ
(тематический цикл),
http://stihi.ru/2025/01/06/4280

УРОК МУЗЫКИ (цикл стихов детям),
http://stihi.ru/2013/05/17/24


Рецензии
Юлия Друнина
Прощание
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется; покорны.
И хотелось вдове, чтоб они замолчали —
Тот, кого провожали, не сдался б печали.
(Он войну начинал в сорок первом, комбатом,
Он комдивом закончил ее в сорок пятом.)
Он бы крикнул, коль мог:
— Выше голову, черти!
Музыканты, не надо подыгрывать смерти!
Для чего мне рапсодии мрачные ваши?
Вы играйте, солдаты, походные марши!
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Подошла очень бледная женщина в черном.
Всё дрожали, дрожали припухшие губы,
Всё рыдали, рыдали военные трубы.
И вдова на нее долгим взглядом взглянула:
Да, конечно же, эти высокие скулы!
Ах, комдив! Как хранил он поблекшее фото
Тонкошеей девчонки, связистки из роты.
Освещал ее отблеск недавнего боя
Или, может быть, свет, что зовется любовью.
Погасить этот свет не сумела усталость…
Фотография! Только она и осталась.
Та, что дни отступленья делила с комбатом,
От комдива в победном ушла сорок пятом,
Потому что сказало ей умное сердце:
Никуда он не сможет от прошлого деться —
О жене затоскует, о маленьком сыне…
С той поры не видала комдива доныне,
И встречала восходы, провожала закаты
Все одна да одна — в том война виновата…
Долго снились комдиву припухшие губы,
Снилась шейка, натертая воротом грубым,
И улыбка, и скулы высокие эти!..
Ах, комдив! Нет без горечи счастья на свете!.
А жена никогда ни о чем не спросила,
Потому что таилась в ней умная сила,
Потому что была добротою богата,
Потому что во всем лишь война виновата…
Чутко замерли флейты, застыли валторны,
И молчали, потупясь, две женщины в черном.
Только громко и больно два сердца стучали
В исступленной печали, во вдовьей печали…
1976 г.

Людмила Кудрявцева Тирасполь   07.05.2025 20:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.