Страсти по Анне Ахматовой... Прощание с морем

Прощание с морем
Пророчица будущего

Поэт должен предвосхищать события, быть, как тростинка на ветру, то есть отвечать на малейшее колебание ветра, солнца, луны, моря, воздуха. Поэт слышит всё наперед, еще до того, как всё должно произойти. Поэт держит в руках тончайшие нити энергетического пространства, играет на арфе звуковых колебаний.
Грезовидица Анна тоже слышала...
Море Анна любила. Чёрное море. С ним связана дерзость в её крови, не случайно она называет себя: "дикой девчонкой", которая ежедневно бросает вызов Чёрному морю.
"Ко мне приплывала зелёная рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это - счастье.
В песок зарывала жёлтое платье,
Чтоб ветер не сдул, не унёс бродяга,
И уплывала далёко в море,
На тёмных, тёплых волнах лежала".
Из записных книжек Анны Ахматовой:
"Вы и представить себе не можете, каким чудовищем я была в те годы. Вы знаете, в каком виде барышни ездили в то время на пляж? Корсет, сверху лиф, две юбки, одна из них крахмальная, – и шёлковое платье. Разоблачится в купальне, наденет такой же нелепый и плотный купальный костюм, резиновые туфельки, особую шапочку, войдёт в воду, плеснёт на себя – и назад. И тут появлялось чудовище – я, в платье на голом теле, босая. Я прыгала в море и уплывала часа на два. Возвращаясь, надевала платье на голое тело…  И, кудлатая, мокрая, бежала домой».
В записных книжках Анны Ахматовой, которые хранятся  в Государственном Российском архиве литературы и искусства есть такие записи:
Тёмно-синяя кожаная записная книжка. В ней на странице 4 читаем:
"не было ли в "Русской Мысли 1914. стихов Блока что -то вроде: (с ней уходил о.....парус вдали/я в море с ней забывал и берег итал.стих.)
идет....от вечерней нет в сердце крови
.....стеклярус
....на шали.
но я услышала: бухта изрезана, все паруса убежали в море.
это было в Слепневе (1914) в моей комнате.
И это значило, что я простилась с моей херсонской юностью, с "дикой девочкой", начало века почуяли железный шаг войны  5 страница
_"_"_"
Так пришла ко мне поэма "У самого моря".  В Слепневе я сразу сочинила 150 стихов, остальное дописала осенью в Царском селе.Гум. очень любил мою поэму и просил, чтобы я посвятила ее - ему. 1914. теперешние критики считают годом моего триумфа из-за "Четок". (март). Как хорошо, что я никакого триумфа не заметила, зато заметила и запомнила на всю жизнь всё о чем я сейчас написала, прочтя короткую запись в "Зап.ки" Блока."
Поэма «У самого моря», как известно, имеет биографическую основу. Действие ее происходит в Крыму, близ Севастополя, где Ахматова жила каждое лето с 1896 по 1903 гг. «В моем детстве и юности было много моря, — вспоминала Ахматова. — Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили»".
Название поэмы открыто отсылало к сказке Пушкина: «Жил старик со своею старухой / У самого синего моря…», – подчеркивая сказочность сюжета, который, однако, был и биографическим. Ахматова писала, что «сероглазый мальчик» с мускатными розами – это Н.Гумилёв, что ему очень нравилась поэма и что он просил посвятить её ему.
Образ мальчика:
"Сероглаз был высокий мальчик,
На полгода меня моложе.
Он принёс мне белые розы,
Мускатные белые розы,
И спросил меня кротко: «Можно
С тобой посидеть на камнях?»
Я смеялась: «На что мне розы?
Только колются больно!»".
В сюжете поэмы, в ее образности уже заключены предвидение будущего и черты характера героини, так сказать, ее ценностные ориентации. Как сама описана героиня:   её представление о царствовании, после того как она выйдет замуж за «царевича» и станет владычицей морской, строятся на силе державы и справедливости правителя:
Образ мечты:
"Боже, мы мудро царствовать будем,
Строить над морем большие церкви
И маяки высокие строить.
Будем беречь мы воду и землю,
Мы никого обижать не станем".
Образ счастья:
"И часто случалось, что хозяйка
Хутора нового мне кивала,
Кликала издали: «Что не заходишь?
Все говорят - ты приносишь счастье».
Я отвечала: «Приносят счастье
Только подковы да новый месяц,
Если он справа в глаза посмотрит»".
Образ песен (печальных)
"Дули с востока сухие ветры,
Падали с неба крупные звёзды,
В нижней церкви служили молебны
О моряках, уходящих в море,
И заплывали в бухту медузы,
Словно звёзды, упавшие за ночь,
Глубоко под водой голубели.
Как журавли курлыкают в небе,
Как беспокойно трещат цикады,
Как о печали поёт солдатка,
Всё я запомнила чутким слухом,
Да только песни такой не знала,
Чтобы царевич со мной остался".
Образ цыганки:
"Бухты изрезали низкий берег,
Дымное солнце упало в море.
Вышла цыганка из пещеры,
Пальцем меня к себе поманила:
«Что ты, красавица, ходишь боса?
Скоро весёлой, богатой станешь.
Знатного гостя жди до Пасхи,
Знатному гостю кланяться будешь;
Ни красотой твоей, ни любовью, -
Песней одною гостя приманишь».
Я отдала цыганке цепочку
И золотой крестильный крестик.
Думала радостно: «Вот он, милый,
Первую весть о себе мне подал»."
Образ Революции:
"Вдруг подобрело тёмноё море,
Ласточки в гнёзда свои вернулись,
И сделалась красной земля от маков,
И весело стало опять на взморье.
За ночь одну наступило лето, -
Так мы весны и не видали.
И я совсем перестала бояться,
Что новая доля минет".
Образ царевича:
"Долго я верить себе не смела,
Пальцы кусала, чтобы очнуться:
Смуглый и ласковый мой царевич
Тихо лежал и глядел на небо.
Эти глаза, зеленее моря
И кипарисов наших темнее, -
Видела я, как они погасли…
Лучше бы мне родиться слепою.
Он застонал и невнятно крикнул:
«Ласточка, ласточка, как мне больно!»
Верно, я птицей ему показалась."
Поэма заканчивается двумя уходами: первым ушел от неё мальчик (образ Н.Гумилева)
"Ушёл не простившись мальчик,
Унёс мускатные розы,
И я его отпустила,
Не сказала: «Побудь со мною».
А тайная боль разлуки
Застонала белою чайкой
Над серой полынной степью,
Над пустынной, мёртвой Корсунью."
И вторым, был уход царевича:
«Он никогда не придёт за мною,
Он никогда не вернётся, Лена.
Умер сегодня мой царевич».


Рецензии