Дороги земные Часть 8. 5
С одним из значимых, что происходило возле, да около МДС, я думаю надо обязательно познакомить. Хотя, оно на слуху, да не всяк принимает в нём участие.
Напомню, о своём приятеле – дьяконе Дмитрии, который своими стараниями помог мне в налаживании рабочих связей МДС с Московской Патриархией.
Он часто бывал у нас в гостях в Ново-Косино и периодически приезжал в гости в Архангельское. Я же не оставался в долгу и ездил к нему в квартиру на выпить-закусить в район Измайлово.
Туда же приезжал его приятель – батюшка из Спасской церкви усадьбы Котово-Спасское (напомню – это было владение знаменитого рода Юсуповых). Оно находиться недалеко от ст. Водники, а самое важное в том, что там похоронены представители этого рода.
Как-то дьякон предложил мне принять участие в празднике Славянской письменности и культуры. Конечно, не в самом крестном ходе от Кремля до памятника равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, а в том, что будет происходить возле него, а может даже и после.
Со стороны МДС по своей инициативе (и моими радениями) в данном торжестве участвовали я со своими коллегами из Информационно-издательского отдела – Н.В. Мурновой и С.А. Подгобунским (писал о них).
Крестный ход шёл по Варварке. Участники его были в золотого шитья одеждах. По достижению ходом своей цели, возле памятника произошёл молебен. Всё было очень торжественно и благочинно.
На небольшой площади перед памятником стояла колонна автобусов – для нужд участников процессии.
Дьяк Дмитрий заметил меня среди свободно собравшихся участников. По окончании ритуала он подошёл ко мне и предложил недолго подождать его.
Затем он и многие молодые служители – участники процессии, зашли в эти автобусы. Я краем глаза заметил, как они сняли облачения и в один миг превратились в светских людей, одетых в джинсы, куртки, кроссовки.
Разве что волосяной покров на лице говорил об их необычной принадлежности. Но здесь кто и как хочет, может додумывать о многом.
Преобразившийся духовный коллектив в ватагу светских людей, направился в поисках того места, где можно культурно с пользой для души и тела провести некоторое время.
Дмитрий пригласил меня присоединиться к ним. На Китайгородском проезде было множество всяких нужных для вольного времяпровождения мест типа кафе и на любой вкус (даже было одно с собственным нескрываемым геем – «Весна», прости Господи). Вкус всех участников предвкушения сошёлся на кафе «Китайский лётчик Джао Да».
Пока ребята выбирали что поставить на стол, я понял, кто передо мной. Многие были из среды батюшек, вернувшихся в Россию из зарубежных стран, где они возглавляли приходы.
Оказывается, как в светской жизни страны, у них есть зарубежные командировки на служение в зарубежных храмах Русской Православной Церкви. А ещё то, что попасть в такие командировки очень не просто. А вернувшись из-за рубежа, они продолжили несение служб в храмах, расположенных недалеко от столицы России.
Что они заказали, как отметили столь святой праздник, сказать не могу. Я откланялся, сославшись на дела.
В этот год доченька Маша закончила Университет культуры. Естественно, что стал вопрос о её дальнейшей судьбе. Как на грех для трудоустройства Маши ничего путного и непутного на горизонте у меня не просматривалось. Но, как сказано в гороскопах – «У рыб всё получается само собой».
Гороскоп сработал. Танина сноха – Кира, работала в банке «Русский стандарт». В самый нужный момент (для моей дочери) в банке решили создать Дирекцию по выпуску пластиковых карточек «Американ Экспресс».
Направили несколько человек в руководство Дирекции. Брать на работу сотрудников из самого банка строго запретили, а набирать только со стороны.
Кира предложила мне такой вариант трудоустройства. Я и дочь дали своё согласие, проголосовав всеми руками.
А теперь о том, что творилось в МДС.
И опять во время текущей работы и в очередной раз, меня к себе вызвал директор МДС. Если честно, то я привык к неожиданным вызовам меня в кабинет напрямую, минуя голову начальника отдела. «Что в этот раз задумано необычного?» – подумалось мне, идущему пред светлые очи.
Долго думать голове не пришлось – ходьбы было не более двух минут.
– Александр Иванович, в Департаменте международных связей есть такая задумка … Надо издать книжку-пособие для соотечественников … А содержание такое – типа справочника по правовым вопросам при нахождении наших подопечных на территории России. Займись этим делом … Продумай структуру, содержание … И естественное наполнение! Сможешь?
Естественно, что огорчить директора своим отказом я не смог.
– Если нужна какая помощь, тот прямо ко мне! – обнадёжил своим участием директор.
Как учил советский народ своими заключительными словами Н.С. Хрущёв на XXII съезде Компартии СССР – «Цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!», то таким призывом они досталось и мне.
Мозги мои с целью исполнения задания закипели, закрутились и завертелись. Раньше я никогда ничем подобным не занимался, тем более, что это должна быть книжка или брошюра.
В итоге работы моей головы был выдан результат – черновой набросок структуры пособия. Директор гладя на него дал добро на дальнейшую разработку.
Дальше было больше. А больше это такое – из-под моего быстрого «пера» (точнее клавиатуры от компа) вышел макет сборника – «Что нужно знать российскому соотечественнику. Выпуск 1».
Директору макет понадобился. В Департаменте тоже дали добро на издание.
А тут, как бы ненароком, всплыл один фонд с аналогичным предложением по выпуску такой же книжки. Директор срочно велел передать текст ещё не опубликованного сборника в этот фонд.
Там с радостью взялись за него и даже не дали своей собственной редакционной правки (видать так сильно «чесалось» по его изданию).
Мне же за работу выплатили гонорар. Он стал моим первым заработком на издательском поприще.
Я проанализировал напечатанный текст сборника и довёл «до ума» тот, что должны были выпустить в МДС.
Книжка вышла в издательстве «Русский мир» с уже обозначенным названием.
Я в ней фигурирую как руководитель авторского коллектива.
На этом моя издательская деятельность не закончилась. И опять благодаря директору МДС.
Наверное уже догадались, что он не случайно снова вызвал меня к себе. В кабинете находилась дама научного вида.
– Вот познакомься!
Я познакомился. Дама оказалась из редакционной коллегии печатного органа «Научного совета Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия».
Целью её визита к нам в МДС было желание в получении статьи о нашей работе с соотечественниками, для готовящегося к изданию очередного сборника «Российская эмиграция: прошлое и современность», выпускаемого этим советом.
Эта высокая честь была предложена мне и я её с честью взял (да проститься тавтология).
Про то, как заработали мои мозги писать не буду – это уже известно.
Голова выдала статью – «Московский Дом соотечественника: новый аспект взаимодействия Москвы с русским зарубежьем». С таким названием её можно найти в сборнике №1 2005. В авторах директор МДС и я.
Помимо таких событий МДС готовился к участию в знаковом значительном событии в истории русского зарубежья – «Перезахоронение останков А.И. Деникина и И.А. Ильина в некрополе Донского монастыря».
На долю сотрудников МДС выпала обязанность по встрече и проводом видных деятелей русского зарубежья, приглашённых на это мероприятие.
Дополнительного к той информации о том, как свершилось это событие и, как оно было освещено в СМИ, от себя добавлять ничего не буду. Всё было строго и по канону! И очень величественно – ведь это одно из знаковых деяний с обеих сторон.
Но радует то, что участвовал в таком событии.
А о другом знаковом событии есть, что сказать. Информация очень эксклюзивная.
Как то у меня состоялся разговор с одним очень мне близким другом, который создавал завод «Рено» на территории АЗЛК. Тема разговора уходила в далёкое прошлое из французской жизни И. С. Тургенева и П. Виардо.
А более конкретно – о современном состоянии усадьбы П. Виардо (И.С. Тургенева) в Буживале.
Информацию о нуждах по поддержке виллы ему была дана из Парижа от А.Я. Звигильского, основателя и директора мемориального музея Тургенева в Буживале.
Здание усадьбы со временем пришло в плачевный вид и требовало реставрации. Парк тоже требовал значительных усилий по его уходу.
Одним словом необходимо было вложить некую сумму для проведения реставрационных работ.
При этом местная мэрия рассматривала предложение американских бизнесменов о том, чтобы вместо исторической усадьбы построить развлекательный центр.
И ещё – реагировать здесь в Москве на оказание финансовой помощи надо было очень быстро! Мэрия была готова отдать американцам усадьбу за один доллар.
Я срочно доложил об этом директору МДС, а он дальше в Департамент. От Департамента получили «добро», но с задание подготовить служебную записку Мэру Москвы Ю.М. Лужкову. Её составлением я срочно занялся. Хочу обратить внимание на то, что Ю.М. Лужков читал служебные записки объёмом не более одной, максимум полторы, печатной страницы.
Я уложился. К записке были приложены все необходимые для принятия решения копии материалов, присланные из Парижа.
Положительное решение было принято. Малого того, была создана комиссия для обследования состояния усадьбы, готовая выехать на место. Вопрос также был обсуждён в МИД России.
До конкретного дела не дошло. Французские власти на высоком уровне решили сохранить усадьбу и обойтись в ходе реставрации своими французскими силами.
Мой близкий друг Габриэль Юон-Эргин (напоминаю, что о нём я писал выше) в один из последних своих визитов в Москву, во время нашей встречи за бокалом вина у него в квартире, показал мне интересное фото.
На фоне отреставрированной усадьбы П. Виардо в Буживале три улыбающиеся и близко стоящие друг к другу замечательных человека – Александр Звигильский, Габриэль Юон-Эргин и Анни Жирардо (знаменитая актриса театра и кино)!
– Это во время открытия после реставрации – пояснил Габриэль.
И слава Богу!
Если пришёл уж на ум Габриэльчик, то будет уместно вспомнить и такое. Я уже упоминал о том, что помогал ему делать развеску его картин для презентации духов «Нотр Дам», на Балчуге в одном неприметном ресторанчике. Сейчас о той презентации опишу чуть подробнее.
Ресторанчик находился в глубоком старинном подвале. О том, что там есть возможность культурно провести время и облагородится итальянской едой (повар и, правда, был из Италии), говорил белый автомобиль «Чайка», стоявший на углу дома.
Развеску картин мы с успехом совершили при всём при том, что своды старинной кладки ужасно сопротивлялись любому сверлильному инструменту. Забегая вперёд, замечу, что часть картин Габриэль подарил ресторану. Этот благородный жест обеспечил нам при нахождении в ресторане – «Всё что хочешь!».
Гости на презентацию собирались исключительно по приглашениям. Я на вечере был с женой Татьяной.
При посредничестве Габриэля я познакомился с историком моды Александром Васильевым, Леной Лениной (она была в качестве конферансье в ходе небольшого концерта). С космонавтом Г.М. Гречко мы встретились, как уже хорошо знакомые.
Кроме этих персон Габриэль познакомил меня со своим пасынком – создателем духов.
Апофеозом презентации был огромный торт в виде самого собора Нотр-Дам-де-Пари.
Повар по окончании приёма резал эту красоту на съедобные части. Мне же приглянулась розетка собора. Её я и добыл. Попробовав красивую добычу «на зубок», я чуть было не лишился его. Она была сделана из крепкой разноцветной карамели.
На выходе при разъезде гостей каждому выдавался флакон с одноимёнными духами.
Но вернёмся из подвалов Балчуга на земную поверхность – в МДС.
У коллеги Марка Владимировича Полнарёва с давнего времени витала идея создать здесь в России, а теперь уже точнее в Москве, производство ватных палочек и ватных косметических дисков. Кроме идеи у него были существенные наработки по созданию лини в России.
Будучи проживающим и работающим в Узбекистане до эмиграции в Россию, он прорабатывал этот вопрос там. Самым важным во всей технологии было получение необходимого хлопка.
Итальянцы с этой целью развернули в Узбекистане свою фабрику по переработке и отбеливанию местного сырья, и гнали готовый хлопок к себе.
А здесь в России встал второй важный вопрос – технологическая линия, состоявшая в целом из итальянского и швейцарского оборудования.
Мысль работала в направлении как, где и за счёт каких финансов создать такое здесь? Кроме того, что было большое желание в создании этого производства, у Марка имелся «Бизнес план», разработанный Текстильным институтом в Москве.
Но дело по реализации этого проекта стронулось только на следующий год.
Это укладывалось в основную концепцию делового сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом. Не просто давать деньги на поддержку мероприятий, проводимых диаспорами, а поддержать их бизнес, для зарабатывания самим необходимых средств и использовать их на свои нужды.
Так например в Йоханнесбурге в ЮАР очень интересовались возможностями приобретения в России линии по производству глазированных сырков. Но, как доставить в те края эту линию с наименьшими затратами?
Иные организации соотечественников из стран Азии предлагали завалить овощами и фруктами любой город, и, конечно же, Москву.
Мы прорабатывали этот вопрос в Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы. Ответ в МДС был всегда один – «Вот если бы в Москве на сторону что-нибудь покупали …».
Придумать бизнес для соотечественников, проживающих в бывших республиках СССР, было непростым делом.
В МДС начало образовываться новое направление работы – возобновление деятельности президиума Международного совета российских соотечественников (МСРС). Я к нему особого отношения не имел. Но, как и все сотрудники, участвовал в обеспечении работы той группы соотечественников, которых собирал МДС.
Возобновлённое после долгого перерыва заседание президиума проходило где-то в доме отдыха недалеко от Новых Химок.
Можно было бы и не заострять внимание на этом. Но в ходе работы в доме отдыха для меня состоялась интересная встреча.
Возглавлял президиум Пётр Петрович Шереметев из графской ветви знаменитого рода и проживавший во Франции. Его персону я часто видел у нас в МДС.
После трудов праведных по активизированию деятельности структуры МСРС, Пётр Петрович с супругой прогуливался в окружающем парке.
Параллельно в парке в одиночестве прогуливался и я, никоим образом не уставший от тех страстей, что кипели за закрытыми дверями.
Парковые аллеи пересеклись и прогуливающиеся по ним тоже.
Общей темы для разговора сразу не нашлось. Посему диалог начался стандартно – «О стоящих в Москве хороших погодах!». Но после неких китайских церемоний я поинтересовался у Петра Петровича (разговор происходил только с ним), мол не знает ли он Габриэля Александровича Юона-Эргина.
Это было ключевое слово к расположению. Пётр Петрович поведал мне, что он очень хорошо знает Габриэля. Я ответил ему тем же. Я рассказал о наших встречах на Комсомольском проспекте в мастерской у Габи, его выставках и моей помощи в их оформлении.
Граф слушал с большим интересом. Оно бы шло и дальше на той волне, но позвали к столу … Продолжить работу над документом во благо всех соотечественников, проживающих за рубежом.
Эта встреча запомнилась и, как показала в дальнейшем жизнь, обеим участникам диалога.
Осень застала МДС в подготовке итогового события – номинации «Соотечественник года».
В этот раз в качестве номинантов было двое:
Ветеран Великой Отечественной войны Василий Макарович Кононов, проживавший в Литве;
Дмитрий Александрович Хворостовский – советский и российский оперный певец, народный артист Российской Федерации.
Если Д.А. Хворостовский почти у всех на слуху. С знаменитым баритоном мне даже удалось немного пообщаться у нас в МДС.
А о В.М. Кононове считаю необходимым сказать пару слов.
Против него, и ещё против нескольких его коллег по ветеранству, националистическая машина Латвийского государства развернула полномасштабную травлю с арестами. Естественно, что в одиночку Ветерану Великой Отечественной войны противостоять государственной машине было практически невозможно.
С целью поддержки преследуемых ветеранов, наших соотечественников – граждан Латвии, МДС был заключён договор с одной юридической фирмой на оказание ею услуг по конкретной правовой защите и работе.
По ТВ в то время иногда показывали репортажи о ходе судебных процессов, как в Латвии, так и из Страсбургского суда.
Присвоение звания «Соотечественник года» могло способствовать снижению травли – это всё-таки уже признание на широком мировом уровне.
Номинация проходила в уже знакомом «Золотом зале» гостиницы России. Вся церемонию и концерт прошли «без отклонений от линии партии». Мэр Москвы Ю.М. Лужков остался очень доволен.
Когда банкет вышел на свободный уровень перемещения гостей, Марк Владимирович познакомил меня с одной прелестной женщиной – Светланой Ивановной.
Дама была директором Лицея № 1 в Ташкенте с преподаванием на русском языке, состояла в дружбе с Президентом Узбекистана И.А. Каримовым (в то время). В ходе разговоре со Светланой Ивановной между нами установились очень добрые отношения, которые потом всегда проявлялись при каждой встрече.
Напомню, что Марк, так же, как и директор МДС, эмигрировал из Узбекистана, откуда и всплывали такие связи.
Новый год в части друзей не принёс ничего необычного. А вот с женой Татьяной произошла очередная размолвка … И как показала жизнь почти до полного разрыва.
Прожив два года в совместной жизни, супруга открылась – она, оказывается, была венчана со своим третьим первым мужем. Он заставил её венчаться и после того они развелись, а он исчез с поля зрения. Этот факт она сокрыла и не развенчалась перед нашей свадьбой. Удар был не ниже пояса, а по всему больному, что есть у человека.
Я не смог пережить такого … Ушёл не глядя.
В начале наступившего нового года в моей карьере по поддержке соотечественников произошло существенное изменение – меня назначили Начальником организационно-правового отдела. Название очень странное, в прочем, под стать организации.
В переводе на русский с «департаментского» на меня взвалили всё самое тяжёлое и где-то даже криминального, что может быть в работе с подопечными.
А если быть точнее – финансовые договора о проведении мероприятий за рубежом.
О целесообразности их проведения решения принимали зарубежные организации МИД России и делали свою официальную отметку. А вот финансовая подпорка и конкретная составляющая в них, требовала особого подхода.
Здесь также необходимо учитывать, что с той стороны были люди не знакомые с финансовой дисциплиной, установленной в России … Это к тому, что «дело» можно было заработать запросто и в силу того, что финансы были бюджетные … Вот и весь сказ!
Мало того, какими силами это можно было бы осуществить соблюдая законность? Ведь в отделе было два человека. Юрист – Татьяна, молодой специалист после института и я – никакой не молодой, но в финансовых вопросах не специалист.
Кроме того с меня никто не снимал работу с Патриархией, активизацию бизнес-проектов, нормативно-правовую поддержку всех деяний МДС и решений того (глаза на небо) руководства.
На помощь мне пришла новый главный бухгалтер – Вера Яковлевна. Она тоже оказалась человек ответственный и с опаской того, что здесь можно схлопотать.
А посему прислала для трудоустройства ко мне в отдел своих старых и проверенных женщин – коллег по финансовой сфере, специалистов по сметам!
Дело стало налаживаться в лучшем и не криминальном смысле этого слова!
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №125031303777