О красивом небе над Берлином
В фильме много эстетики. То есть картина настраивает душу на восприятие красоты и на отстранённость. Красивый город, красивые дома, красивые планы (ангел сидит на плече огромной статуи ангела, например), красивая женщина из француженок, которая, к тому же, гимнастка (а у гимнасток при исполнении известно, какая одежда).
И вот о чем я в связи с этим подумал. Все-таки Федор Михайлович невольно ввел большое число людей в заблуждение, так или иначе высказав через персонажей своих романов те или иные вариации идеи, превратившейся затем в опошленную, широко известную максиму: «Красота спасёт мир».
Вам известен хоть один пример, когда красота спасла хотя бы одного человека от чего-то серьёзного (гибель, преступление, непоправимая ошибка)?
Цветы, как известно, пули не останавливают. И английский поэт У. Х. Оден что-то, наверное, знал, когда написал в стихотворении на память другого известного поэта такую фразу: «...for poetry makes nothing happen...» («ничего не происходит в результате поэзии», примерный перевод).
При этом я знаю случаи, когда красота, эстетика обманывали и прельщали людей, ибо эти вещи притупляют ум — он пьянеет и начинает «дышать духами и туманами». И человек в таком эстетическом опьянении, будучи увлечён красотой, красивым, опьяняюще прекрасным, идёт в гибель. Собственно, миф о чарующе прекрасном усыпляющем пении сирен об этом, наверное.
Нередко к эстетике прибегают, когда требуется продать какое-то зло. Ф. Ницше, по моему мнению, много навозводил клеветы против истины, и если его взгляды и идеи очистить от художественной формы, структурировать и предложить для анализа, вы бы быстро, полагаю, разочаровались. Однако как красиво, хорошо и со страстью написано!
Форма солдат вермахта — весьма, надо признать, эстетически притягательна. Дизайнер явно знал в этом толк, да? Но внешность обманчива.
По сюжету картины ангел замечает в вагоне метро человека, погруженного в тягостные депрессивные мысли («тебе конец... родители тебя оттолкнули, жена тебя обманула, твой друг живёт в другом городе, дети вспоминают о тебе только...»).
Ангел присел рядом, приобнял его и что-то такое мистически произвёл, как-то так на него подействовал, что мысли пассажира чудесным образом просветлели («что это было? да нет, я ведь ещё живу, нужно просто хотеть жить дальше и можно выбраться из этой ситуации... было бы смешно, если б я не справился...»).
И всё. Человек в таком состоянии мог пойти надраться или загнать себя ещё глубже. Но из вагона он выходит ободр;нным, с желанием и готовностью жить.
Я к тому, что вот, простой акт доброты. А чем бы ему помогла красота? Отвлечь и развлечь на время? Сходить в галерею и посмотреть на шедевры изобразительного искусства, — вдруг после этого имеющиеся проблемы покажутся в другом свете? Ну может..
Если бы там случился не ангел, а живой человек, который деятельно стал бы ему помогать (приготовил бы утром завтрак, сходил бы в магазин, убрался бы дома и проч.), то эта доброта тоже, вероятно, подействовала бы значительно сильнее, чем какая либо красота и эстетика.
Короче говоря, если что и спасает мир и людей, то, по видимому, доброта. А не красота. Доброта при этом всегда сама по себе красива, а красота — далеко не всегда бывает добра или о добре.
Кстати, в изрядно опопсевшем, надо заметить, булгаковском романе Пилат именно после акта деятельной доброты от Га-Ноцри, когда тот странным образом исцеляет его от нестерпимой головной боли, всерьёз замечает этого арестанта и хочет спасти от казни. И интерес старого римского чиновника будет вызван именно добротой этого с виду наивного человека — в доступе к красоте, надо думать, у прокуратора затруднений не было.
Доброта.. Как банально.
Что до неба над Берлином, с ним всё в порядке. Режиссёр использовал в картине кадры из нацистской хроники, и отчетливо видно, что было, что стало.
Небо же над Москвой.. Если и летают над ним сегодня ангелы, то разве духи злобы поднебесной, мироправители тьмы века сего.
Свидетельство о публикации №125031100612