3. Прикасаясь душой к тайне времени

 
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи –
На свете правды больше станет…
 Валентин Дмитриевич Берестов
Эти строчки  взяты  из  песни, прозвучавшей  в мультфильме «Домовёнок  Кузя»

Наступление весны  древние славяне связывали с днём весеннего равноденствия - «Комоедица» и  с  весенним  пробуждением медведя   («ком» – одно из названий медведя в праславянском языке;  отсюда же «команика» – медвежья ягода, она же- ежевика ) Вывод:  КОМОЕДИЦА-  день  весеннего  равноденствия ,  проводы  зимы и  встреча  весны.  Впрочем,  в различных  областях России эти  праздники  могут иметь  другие  оригинальные  наименования 

 Для любознательных: 
 В XX веке весеннее равноденствие выпадало на 20 или 21 марта. Последний раз в XXI  веке весеннее равноденствие выпадало на 21 марта в 2007 году, а далее - на 20 марта или даже на 19 марта. В 2025 году  весеннее  равноденствие  наступит 22 марта .Как сказал  когда-то древнегреческий  философ  Гераклит Эфесском :«Всё течёт, всё меняется»

Комоедица – один из древнейших славянских праздников – двухнедельное празднование   дня весеннего равноденствия – начала астрономической весны, по завершении празднества сопровождавшееся сжиганием  чучела  Марены (Зимы), когда   Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающийся утром   после ночи Корочуна (зимнего солнцестояния – самой длинной ночи в году), пройдя через зиму…, поднимаясь в небе всё выше и выше, набравши сил, превращается ,в день весеннего равноденствия, в прекрасного юношу – Ярило, который прогоняет надоевшую Зиму и возвещает о наступлении долгожданной  настоящей весны.
Солнце-юноша Ярило растапливает снега и пробуждает из зимней спячки медведя – хозяина леса.

У наших предков издревле существовало особое и весьма уважительное отношение к медведю. Медведя славяне почитали как хозяина леса, наделённого необыкновенной мудростью и колдовской силой,  как  посредника между людьми и природой.  Предки считали, что медведя даже чёрт побаивается  и верили, что «по медвежьему хотенью и зима студёная длится»  .  А  посему…   на праздник  славянской  Комоедицы, в  день  весеннего  равноденствия ,спозаранку    они  дружной торжественной процессией с песнями, плясками да прибаутками  отправлялись  в лес чествовать медведя  первыми праздничными блинами, раскладывали угощение на пеньках  приговаривая:  первый блин комам – первый блин медведям, второй  блин знакомым,  третий  блин  дальней  родне,  а  четвёртый  мне...

В народных сказаниях облик медведя зачастую принимал Леший – яркий и весьма неоднозначный персонаж русских народных сказок.  Говорят, что весенний праздник в лесу наступает, когда просыпается  Леший,  вылезает из берлоги, проснувшийся после зимней спячки, медведь. Вот  только  тогда расцветают  первоцветы,  звучит,  не  умолкая,  разноголосый  птичий  хор, а мир наполняется чувственным  дыханием  весны,  вступающей  в  свои  законные  права...
Вашему  вниманию  предлагаю  небольшие   фрагменты из замечательного  советского  мультфильма «Приключения  домовёнка  Кузи».   В них  есть фразы, которые  подтверждают вышесказанное:

-Кузя,  ежели не в тягость, разбуди меня тридцатого марта, с утречка.-просит Леший, укладываясь  спать  под зиму.

Затем Кузька попадает к Бабе-Яге и «терпит» от неё множество вкусных и обольстительных радостей :
– Бабушка, а весна скоро?
– А как лешие проснутся золотенький мой…- а потом Баба-Яга Кузьку убаюкивает и усыпляет, а леших засыпает снегом… :
– Придёт весна, как же… Будете спать сто лет…
Кузька просыпается только в конце апреля и несётся бегом леших будить…

Леший- это  лесной   дух,  хозяин  леса  в мифологических  представлениях  славянских  народов-  яркий и весьма  неоднозначный  персонаж  русских народных сказок-  одновременно  и нечистая  сила  и  справедливый  дух.  Леший ,  будучи  хозяином  леса,  заботится  о нём,  охраняет его,  покровительствует  лесным  животным.  Будучи  своеобразной  персонификацией  леса,  Леший  может принимать  самые  различные  образы.  Леший-  многоликий  дух :  он и животное, и растение,  и  человек...  В народных  сказаниях  Леший  зачастую  принимал  облик  старого  дерева, поросшего  мхом  или  медведя. 
 
Примечание.
Для своего  поста  я выбрала  картину «Утро в сосновом лесу»   , которая, на мой взгляд,  имеет некоторое  понятное объяснение.

  Шишкин  Иван  Иванович  ( 25.01.1832 г.- 20.03.18г.)  ,русский  живописец, академик, профессор,  руководитель  пейзажной  мастерской  Императорской  Академии  художеств, один из  членов- учредителей  Товарищества передвижных  художественных  выставок.
  Савицкий  Константин Аполлонович  (06.06.1844г.- 13.02. 1905 г.), русский жанровый живописец,  действительный член  Императорской  Академии  художеств,  член  Товарищества  передвижных  художественных выставок., педагог.

Картина «Утро в сосновом лесу» принадлежит кисти двух выдающихся русских живописцев: Ивана Ивановича Шишкина и Константина Аполлоновича Савицкого. Искусствоведы утверждают, что это единственный случай соавторства в истории русской живописи. Иван Иванович Шишкин изобразил на картине потаённый уголок дремучего соснового леса с прядями утреннего тумана, чуть освещённого золотыми лучами восходящего солнца, а его друг и коллега Константин Аполлонович Савицкий написал фигуры медведицы и медвежат, весело резвящихся на вывернутой с корнем вековой сосне. Медвежье семейство получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрёл Павел Михайлович Третьяков, он велел стереть подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.


Рецензии