3. Прикасаясь душой к тайне времени
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи –
На свете правды больше станет…
Валентин Дмитриевич Берестов
Эти строчки взяты из песни, прозвучавшей в мультфильме «Домовёнок Кузя»
Наступление весны древние славяне связывали с днём весеннего равноденствия - «Комоедица» и с весенним пробуждением медведя («ком» – одно из названий медведя в праславянском языке; отсюда же «команика» – медвежья ягода, она же- ежевика ) Вывод: КОМОЕДИЦА- день весеннего равноденствия , проводы зимы и встреча весны. Впрочем, в различных областях России эти праздники могут иметь другие оригинальные наименования
Для любознательных:
В XX веке весеннее равноденствие выпадало на 20 или 21 марта. Последний раз в XXI веке весеннее равноденствие выпадало на 21 марта в 2007 году, а далее - на 20 марта или даже на 19 марта. В 2025 году весеннее равноденствие наступит 22 марта .Как сказал когда-то древнегреческий философ Гераклит Эфесском :«Всё течёт, всё меняется»
Комоедица – один из древнейших славянских праздников – двухнедельное празднование дня весеннего равноденствия – начала астрономической весны, по завершении празднества сопровождавшееся сжиганием чучела Марены (Зимы), когда Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающийся утром после ночи Корочуна (зимнего солнцестояния – самой длинной ночи в году), пройдя через зиму…, поднимаясь в небе всё выше и выше, набравши сил, превращается ,в день весеннего равноденствия, в прекрасного юношу – Ярило, который прогоняет надоевшую Зиму и возвещает о наступлении долгожданной настоящей весны.
Солнце-юноша Ярило растапливает снега и пробуждает из зимней спячки медведя – хозяина леса.
У наших предков издревле существовало особое и весьма уважительное отношение к медведю. Медведя славяне почитали как хозяина леса, наделённого необыкновенной мудростью и колдовской силой, как посредника между людьми и природой. Предки считали, что медведя даже чёрт побаивается и верили, что «по медвежьему хотенью и зима студёная длится» . А посему… на праздник славянской Комоедицы, в день весеннего равноденствия ,спозаранку они дружной торжественной процессией с песнями, плясками да прибаутками отправлялись в лес чествовать медведя первыми праздничными блинами, раскладывали угощение на пеньках приговаривая: первый блин комам – первый блин медведям, второй блин знакомым, третий блин дальней родне, а четвёртый мне...
В народных сказаниях облик медведя зачастую принимал Леший – яркий и весьма неоднозначный персонаж русских народных сказок. Говорят, что весенний праздник в лесу наступает, когда просыпается Леший, вылезает из берлоги, проснувшийся после зимней спячки, медведь. Вот только тогда расцветают первоцветы, звучит, не умолкая, разноголосый птичий хор, а мир наполняется чувственным дыханием весны, вступающей в свои законные права...
Вашему вниманию предлагаю небольшие фрагменты из замечательного советского мультфильма «Приключения домовёнка Кузи». В них есть фразы, которые подтверждают вышесказанное:
-Кузя, ежели не в тягость, разбуди меня тридцатого марта, с утречка.-просит Леший, укладываясь спать под зиму.
Затем Кузька попадает к Бабе-Яге и «терпит» от неё множество вкусных и обольстительных радостей :
– Бабушка, а весна скоро?
– А как лешие проснутся золотенький мой…- а потом Баба-Яга Кузьку убаюкивает и усыпляет, а леших засыпает снегом… :
– Придёт весна, как же… Будете спать сто лет…
Кузька просыпается только в конце апреля и несётся бегом леших будить…
Леший- это лесной дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов- яркий и весьма неоднозначный персонаж русских народных сказок- одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Леший , будучи хозяином леса, заботится о нём, охраняет его, покровительствует лесным животным. Будучи своеобразной персонификацией леса, Леший может принимать самые различные образы. Леший- многоликий дух : он и животное, и растение, и человек... В народных сказаниях Леший зачастую принимал облик старого дерева, поросшего мхом или медведя.
Примечание.
Для своего поста я выбрала картину «Утро в сосновом лесу» , которая, на мой взгляд, имеет некоторое понятное объяснение.
Шишкин Иван Иванович ( 25.01.1832 г.- 20.03.18г.) ,русский живописец, академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, один из членов- учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Савицкий Константин Аполлонович (06.06.1844г.- 13.02. 1905 г.), русский жанровый живописец, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок., педагог.
Картина «Утро в сосновом лесу» принадлежит кисти двух выдающихся русских живописцев: Ивана Ивановича Шишкина и Константина Аполлоновича Савицкого. Искусствоведы утверждают, что это единственный случай соавторства в истории русской живописи. Иван Иванович Шишкин изобразил на картине потаённый уголок дремучего соснового леса с прядями утреннего тумана, чуть освещённого золотыми лучами восходящего солнца, а его друг и коллега Константин Аполлонович Савицкий написал фигуры медведицы и медвежат, весело резвящихся на вывернутой с корнем вековой сосне. Медвежье семейство получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрёл Павел Михайлович Третьяков, он велел стереть подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.
Свидетельство о публикации №125030903799