Из суфийских притч

***
Вступление

В каждой Религии - Своды морали,
В Сводах оттенки - различны.
Но в тех Речах, что иные сказали,
Правила есть - всем привычны.
__________
Примечания:
1. В сборнике представлен поэтический пересказ избранных суфийских притч
2. Суфи'зм - аскетически-мистическое направление в исламе, термин появился в начале IX века

***
Перечень притч

Аромат Истины
Утренняя торговля
Привязанность
Несварение
Бродяга
Последняя роскошь
Споры
Определение состава
Индивидуальность
Книги
Злаки
Молитва о дожде
Обратный эффект
Запах
Проницательность
Изгнание
Четыре типа
Выбор

***
Аромат Истины

Баха'уддин(1) собранья в селенье проводил,
Купец один известный собранье посетил.

Баха'уддину молвит: «Возьми в ученики,
Раз Истина знакома, меня к ней приведи.

Я аромат почуял всей Истины в тебе,
Равняешься Великим, такого нет нигде».

Баха'уддин отправил - полгода размышлять.
Купец ушёл с собранья, без суфия - страдать.

Полгода пролетело, встречаются опять.
Баха'уддина слово: «Не мог меня узнать.

Полгода торговал ты, Ученья изучал,
Но каждую неделю я лавку посещал.

Купцом Ала'ви звался, с тобой я говорил,
Не видел - «аромат» тот ты чтобы уловил.

Тебе важны лишь речи, что слышишь от людей,
Но это не «духовность», а внешний вид идей».
__________
(1) Баха'уддин Бухари' (1318 - 1389 г.г.) - персидский религиозный деятель, суфийский учитель, считается основателем значительного суфийского ордена Накшбанди, фактически, седьмой шейх ордена

***
Утренняя торговля

На рынке на Бухарском торг утренний не мал,
Баха'уддин пришёл раз и криком всех созвал.

В руках имея палку, он начал всё крушить,
Народ в недоуменье: «С учителем как быть?»

Эмир послал на рынок, узнать, что хочет он
И по какому праву устроил там погром.

Баха'уддин - эмиру: «Всю знать ты созови,
Потом в тот зал приёмов меня и пригласи».

Когда собра'лись судьи, министры и купцы,
Баха'уддин сказал им - они не молодцы.

Следят за поведеньем, всех судят по делам,
А что внутри творится - не слышат этот гам.

Коль негодяй законы умеет соблюдать,
Нельзя им негодяя тем словом называть.

Есть мысли в человеке, что могут разрушать,
На рынке, мол, такое хотел всем показать.

Решение задачи - не только наказать,
А изнутри улучшить - тем нравы исправлять.

***
Привязанность

К Баха'уддину как-то приходит ученик,
Усидчивый в ученье, всем доверять привык.

Он просится учиться, в вопросе странен был:
«Какую связь имеешь с тем, кто меня учил?

К учителям привязан, в ученье важность знал.
Иль объясни, чтоб с ними я полностью порвал».

Баха'уддин ответил: «Не силах сделать так.
Привязанность такая - тщеславье на устах.

А если фрикадельки Божественным назвать,
Ты будешь фрикадельки усердно почитать?

Не всякие познанья нас к мудрости ведут
И мудрые, обычно, «все знания» не чтут».

***
Несварение

Раз в дом к Баха'уддину заходит человек:
«Учился я у многих и польза в том навек.

Напиток твоих Знаний позволь теперь испить,
По тарика'ту(2) чтобы уверенно ходить.

Баха'уддин на это - велел нести обед,
Он гостя угощает, конца тем блюдам нет.

Есть: рис и мясо, фрукты, салаты, плов потом.
Гость сыт, не отказаться, когда вошёл ты в дом.

Желудку - не удобно, откинулся назад,
Такому угощенью теперь уж он не рад.

Баха'уддин промолвил: «Те знания, что брал,
Не можешь ты усвоить, за голод то приня'л».
__________
(2) тарика'т (с арабского «дорога, путь») - концепция мистического учения и духовных практик суфийского ордена с целью духовного возвышения и мистического познания

***
Бродяга

Бродил по свету де'рвиш(3) и в Бухару зашёл,
Баха'уддин собрата на площади нашёл.

Вопросы задавать стал и де'рвиш отвечал,
Толпе всё не по нраву - что де'рвиш тот вещал.

- «Откуда ты, куда ты?», «Не знаю» - был ответ,
«Что Зло?» - «Не понимаю», «Что Бог?» - ответа нет.

«Что польза?» - «Что мне благо». Прогнали чудака.
Баха'уддин кричит им: «Играл в вас - в дурака!».
__________
(3) де'рвиш (с персидского «нищий») - в исламе священнослужитель, ведущий отшельнический образ жизни

***
Последняя роскошь

Жил некий суфий, он же богатый был купец,
И поразился кто-то: «Богатств там - где конец?»

Твердит всем о богатствах, о роскоши в дому.
«Последняя ты роскошь» - купец сказал ему.

«Свою решите роскошь поставить в один ряд,
Завидующий встанет последним» - говорят.

***
Споры

О спорах средь «учёных» спросили мудреца,
Баха'уддин: «Нет смысла в тех спорах без конца».

- «Ученики впредь станут всё больше обожать,
Когда «учёных» в спорах ты будешь побеждать».

- «Я раньше тоже спорил, но кто-то мне сказал,
Что в спорах бесполезных я много потерял.

«Учёные» не стали Ученье понимать,
Ученики не знали, в чём вред «их» отыскать.

Как по горшку пустому мы можем долго бить,
Вниманье дарово'е «учёным» приносить».

***
Определение состава

Баха'уддин раз город Алу'ча посетил,
Там Власти попросили, чтоб он их просветил.

Чтоб польза была людям, решили объяснить -
Какие нравы ва'жны в их городе, чтоб жить.

Баха'уддин сказал им, что знает наперёд -
Что думают о жизни и что их жизнь ведёт.

Их нравы описал он, чем всех он удивил:
«Учитель, ты - провидец, раз это сотворил».

Баха'уддин велел им соль и муку нести,
Ещё воды в кувшине, всё - в чашу опусти.

Спросил он у людей тех - что в смеси им видать.
Несложно людям было всё то перечислять.

- «Вы поняли, конечно, - вот на вопрос ответ:
Коль знаешь составное, что в смеси - не секрет».

***
Индивидуальность

Баха'уддину как-то «сравнения» вопрос:
«Ты нам всегда доступен, другой воротит нос.

Нам говорит другой тот - попозже объяснит.
Наверно, не столь мудрый, как ты, имеет вид».

- «Не надо бы сравнений способностей людей -
Особенности видим, не качество идей».

***
Книги

Баха'уддин о книгах поведал как-то вслух:
«Пустую предложу я - в том оскорбленья дух.

Понятную дам книгу - кричат: «Как глубоко!»
О ней все будут спорить, даётся раз легко.

Коль маленькая книга иль вовсе книги нет -
Учеников возможных «учёный» сгубит Свет.

Калеки всё разрушат, другим вред принесут.
Большая книга будет - не всем доступен труд.

Шифрована коль книга, то станут смысл искать,
И мысли, что и нет в ней, всем будут объявлять.

Подумаете если о книгах вы, друзья,
То я доволен буду, что всё сказал не зря».

***
Злаки

Баха'уддин поведал, что прежде был гоним -
Суфиста отвергали и тех, кто рядом с ним.

- «Чтобы понять суфиста - то суть его учти,
А внешний вид не важен, коль праведны пути.

Пшеницею кормился народ с далёких пор,
Но время наступило - ячмень пришёл на двор.

Кричали: «То - не гоже, не надо в пищу брать!»
От голода страдали, ячмень всё ж - отвергать.

Но это оба - злаки, что надо объяснить,
И Проводник потребен, чтоб голод усмирить.

Не пашет он, не молет, а время думать - есть.
Он злаки предлагает, что людям сто'ит есть.

Быть может, не достоин - он им давать совет,
Но хуже есть другие - несущие им вред.

Те долго рассуждают, что древо может пасть,
Дождутся - что народу под деревом пропасть».

***
Молитва о дожде

Случилось раз несчастье - дождя всё нет и нет,
К Баха'уддину в гости: «Ты помолись от бед».

Баха'уддин повёл их по городу гурьбой
И женщине с младенцем Баха'уддин: «Постой.

Кормить пора ребёнка», «Отстаньте»» - им она,
«Не зная, лезешь в дело, и просьба та странна».

Баха'уддин велел им - запомнить тот ответ
И передать другому - молитвы такой нет.

***
Обратный эффект

Просил Баха'уддина какой-то человек:
«Дай мне совет о жизни и правила на век».

Баха'уддин сказал, мол, что «надо воровать
И с ним делиться долей, молитв же избегать».

Тот человек в испуге сбегает в Самарканд,
Кричит он: «Сатана там!», Баха'уддин был рад.

Стал праведным по жизни тот самый человек,
«Совет» Баха'уддина воспринят им как грех.

А Мастер объяснился: «Коль праведно б сказал,
Он это б не усвоил - ведь с детства то слыхал.

Я напугал, конечно, зато - какой эффект!
Мне за себя не стыдно - зла от деянья нет».

***
Запах

К Баха'уддину гости приходят как-то в дом:
«Нам о Пути поведай - Учение о чём?».

- «Поверхностные вещи ведут вас по пути:
Вы проповеди чтите, вам слухи б обрести.

Рассказы привлекают, так запах пчёл влечёт.
Пчела ж, коль долетает, нектара наберёт.

Среди людей находят немного «истых пчёл»,
Желают, чтобы «запах» бы только и дошёл.

В желании лишь слушать немного глубины -
Вам развлеченье надо, а знанья не нужны.

К Учителю идёте - в нём слава вас влечёт,
Но мало вижу тех я - где мудрости почёт.

Вам измениться надо, понять чтоб глубину,
Вы в де'рвиши годитесь, я суфий не найду».

***
Проницательность

С философом известным был как-то разговор,
Баха'уддина вздумал вовлечь с собою в спор.

«Чтоб человек обычный всем совершенным стал,
Есть практики для духа» - философ тот сказал.

«Полезней разобрать бы нам стадий всех момент,
Прийти чтоб к совершенству» - Баха'уддин в ответ.

«Крестьянин некий тоже всё думал о муке,
Забыв о севе думать - разумно не вполне».

«Другой вопрос задам я» - философ говорит -
«Не вижу в твоём доме я просветлённых вид».

Баха'уддин на это: «Огранки не прошли -
Ты в руднике алмазов сиянья не ищи».

***
Изгнание

- «Страдаешь, коль в изгнанье отправлен ученик?»
- «Проверка будет в этом - каков его есть лик.

Раз против выступает - пойми, в чём ты виновен,
Он если нас прощает - святошества достоин.

Он если в равновесье - то польза нам для дела,
Чему-то научился, пойдёт по жизни смело».

***
Четыре типа

«Средь тех, кто ищет знанья, четыре типа есть» -
Баха'уддин поведал сказаний давних весть.

«Когда творились души, Создатель их спросил:
«Каким путём им лучше, чтоб в тело доносил?»

Одни - как «пешеходы», спокойна та дорога,
Их культы примитивны, границ повсюду много.

Другим потребны кони, то - «всадники» в пути,
На книги вся надежда, свою мысль - не найти.

Есть третьи - словно «ветер», по Свету носит их,
В плену у предрассудков, тьма замыслов любых.

Четвёртые желали: «Как «свет» - чтоб понимать
И двигаться при этом», их «суфиями» звать».

***
Выбор

Баха'уддин с улыбкой по жизни проходил
И на пороге смерти тому не изменил.

Ответил на вопрос он: «Веселье то годится?»
- «Давно уж дело было - пришёл я научиться.

На Мастера улыбки - я тоже удивился,
А Мастер объясняет - свободным он родился.

Был это - просто выбор и утром, подняв по'лог:
Блаженство иль страданье - и выбор разве долог?».


Рецензии