Скрипач на крыше

Спектакль "Скрипач на крыше" Казанского академического русского большого драматического театра имени Качалова оставил очень противоречивые чувства и впечатления. Начиналось все хорошо. С песнями и плясками спектакль выкроен по лекалу "Свадьбы с приданным" образца 1953 года, где герои  женихаются и невестятся , а в приданном у них трудовые подвиги и будущий урожай. Здесь же в приданном обещанная в будущем еда. Неказистой показана жизнь еврейской девицы. Кто позвал замуж за того и идти. Родители из-за обещанной еды и угощения алкоголем готовы выдать свою дочь замуж  за неприятного им человека. Спектакль начинается  с того, что зритель узнает, что сегодня суббота. При этом герои доят коров, занимаются домашними хлопотами, продают молоко, то есть у них нет никакого шабата. Суббота есть, а шабата нет, однако в течение спектакля главный герой Тевье регулярно взывает к Богу и высказывает приверженность обычаям. Артист  Галицкий в роли Тевье точно определяет дистанцию между ним и зрительным залом. Есть евреи и есть все остальные. Когда он кидает в зрительный зал реплику об избранности своего народа и просьбу к Богу  избрать для страданий кого-то другого, другой народ, интересно узнать на кого он молит: на татар, русских, чувашей?
Когда завершился первый акт я испытала шок. Наверное, именно такого эффекта и хотели достигнуть авторы спектакля. В разгар веселой еврейской свадьбы приходит полиция и сжигает свадьбу и дома евреев под аккомпанемент закрывающегося занавеса.  Было показано, что погромы евреев - это результат государственной политики России, выполненный руками силовых структур государства карательно по национальному признаку, а евреи просто хорошие танцоры и певцы.  Я думаю, что таким образом видят евреи со своей стороны дореволюционные погромы или по крайней мере так хотят представить публике. Но почему же еврейские погромы случались в царской России и прекратились после революции? Из курса истории известно, что в дореволюционной России были неформальные объединения людей , которые видели в евреях основу слома Российской империи, так как среди революционеров было очень много евреев, чему свидетельство и сам спектакль. Главный герой спектакля укрывает в своем доме революционера Перчика, работающего над созданием новой и прекрасной жизни. Евреи были не довольны своей социальной позицией в сословной дореволюционной России и понимали, что занять другое прекрасное место в России они могли только посредством революции, чем активно и занимались. Не все жители России приветствовали и разделяли революционные воззрения, многие хотели сохранения исторических традиций и миропорядка. Как проводников революционного движения и в целях предотвращения разлома страны и устоев, недовольные  деятельностью еврейских революционеров жители России устраивали  погромы.
Революционное движение базировалась на террористических методах: убийствах, ограблениях, терактах. Революционеры были государственными преступниками, их деятельность каралась тюрьмами, ссылками, вплоть до смертных казней. Укрывая в своем доме революционеров, люди подвергались наказаниям от государства. Вызывает недоумение сцена, когда собранию семей местечка зачитывают уведомление об их высылке  с места проживания. Они не знали, что революционеров и их пособников преследовали?
Во время спектакля меня не покидала идея, что цель этого действа - вызвать жалость у зрителя к еврейскому населению, проживающему в России. Я не знакома с пьесами, идущими в Израиле, где зрительный зал, состоящий из евреев три с половиной часа будет жалеть народы бывшего СССР.
Спектакль, безусловно, заслуживает внимания как размышление о судьбе России, о вкладе еврейского народа в революцию, о самой сути еврейского народа, где  молитвы главного героя пьесы и разговор его с Богом  ведётся исключительно в меркантильной плоскости. Создатели спектакля изумительно передали еврейский колорит межличностных и межнациональных отношений.


Рецензии
Рада, что Вы зашли на мою страницу и вот я у Вас в гостях!
...................
Не хожу с некоторых пор в театры- после того, как увидела беснование либеральной и не побоюсь этого слова , еврейской пропаганды на подмостках.
Противно, знаете ли , видеть, как актёры и режиссёры , в большинстве своём евреи, издеваются над нашими традициями.Все эти Райхельгаузы, Виктюки
А насчёт Израиля, то наверно там будут "жалеть" какие то народы бывшего СССР,например переселённых вследствие своего поганого поведения в красивейшие места Узбекистана. А иноагенты типа Чулпан Хаматовой разыграют слёзную сцену из фарса "Гюльчатай открывает глаза".
Благодарю Вас за Ваше творчество.
Теперь Вы- мой любимый автор
С теплом, Виктория Захарычева.

Виктория Захарычева   07.11.2025 09:00     Заявить о нарушении
Когда я смотрела спектакль, я понимала, что это практически дубль "Поминальной молитвы" с Евгением Леоновым в роли Тевье. Я понимала, что текст пьесы написан во времена СССР.Только тогда зрительный зал был "красный" и посыл был вот какие мы евреи молодцы, помогли устроить революцию и тогда была другая система координат восприятия. Сейчас ушло время идеализации революции, есть люди с полярными мнениями насчёт нее. Но то, что было это очень больно для всей страны это точно.

Елена Кустовская   07.11.2025 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.