Философский вопрос

Автор Ирина Белышева    
Философский вопрос
Одноактная пьеса
(в жанре пародийно-юмористического фэнтези)

Действующие лица:
Голос за сценой
Утюг
Пылесос

Костюмы и декорации условные:
футболки с надписями (УТЮГ, ПЫЛЕСОС) либо с аппликациями изображений этих предметов на передней и задней сторонах футболок.
На заднике сцены демонстрируется слайд-шоу с фотографиями полных витрин и полок магазинов бытовой техники как метафора многообразия однообразного.

Акт первый и последний
Фоном звучит лаунж-музыка, обычная для супермаркетов.
Герои (пылесос и утюг) сидят каждый на своей полке в окружении упаковочных коробок. Повсюду ценники.
Пылесос принял позу известной скульптуры Огюста Родена «Мыслитель».
Музыка стихает. Утюг расхаживает взад и вперёд, напевая арию Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст» (Люди гибнут за металл…)
Присаживается на коробку рядом с пылесосом, замолкает.
Сидят в раздумии, меняя вопрошающие и эвристические позы и жесты

Г о л о с Добрый день (вечер, утро), уважаемые зрители. Обратите внимание на эти два предмета домашнего обихода. Вполне себе заурядные, но такие важные и необходимые в быту. В нашей пьесе они выступают представителями огромного мира неодушевлённых вещей. Автор наделил их человеческими качествами и позволил поразмышлять над очень важными философскими вопросами. Можно с уверенностью сказать, что их диалог вызовет у вас интерес. Какими мы найдём основные черты их характеров и мировоззрения? Кто из них окажется разумнее, полезнее и важнее? Давайте послушаем, о чём они беседуют в окружении своих собратьев.
П ы л е с о с (вставая из позы мыслителя, деловито и многозначительно). Согласитесь, дорогой друг, бывают диалоги, в процессе которых возникают, казалось бы, неразрешимые противоречия. Но, на наше счастье, встречаются весьма разумные собеседники, способные разрешить любые разногласия благодаря заблаговременной установке на уважительное и конструктивное общение.
У т ю г (удовлетворённо кивая и разглаживая на своей груди надпись «Утюг» или аппликацию с утюгом). Вы правы, уважаемый Пылесос. Почему бы нам с Вами не обозначить одну из таких проблем, с целью её разрешения в мудром диалоге равных собеседников? Я говорю о методе достопочтенного Сократа. Вы же знаете, дорогой друг, что с помощью так называемого «повивального искусства» или майевтики, можно извлечь сокрытые в каждом из нас априорные знания. Стоит только задать ряд последовательных, адекватно сформулированных вопросов.
П ы л е с о с (воодушевлённо, потирая руки и разминая костяшки пальцев). Благодарю Вас, дорогой друг, за признание меня равным и мудрым. Метод Сократа хорошо известен. Жаль к нему редко прибегают. Так как искусство задавать точные правильные вопросы — самая сложная часть данного метода. Вам должно быть известно, что с помощью своего мастерства Сократ подвёл безграмотного мальчика-пастушка к доказательству теоремы Пифагора.
У т ю г (оживляясь в ответ, ероша волосы на своей голове). Именно! Ведь суть данного метода заключается не в том, чтобы втолковать готовую истину, а в том, чтобы, задавая последовательные наводящие вопросы, подвести оппонента-невежду к закономерным ответам, то есть к самостоятельному рождению истины.
П ы л е с о с (подняв глаза к потолку, задумчиво). Всё так, всё так… Что ж, осмелюсь в таком случае предложить тему волнующей меня насущной неразрешимости. Ммммм… Она включает в себя сразу три вопроса, а именно: тайна рождения и смерти, смысл пребывания в мире материальных вещей и вероятность существования за гробом. Итак, есть ли у вас ответы? Или же вы зададите мне родовспомогающие вопросы, чтобы я сам справился с внутренними противоречиями и родил истину?
У т ю г (присвистнув от неожиданности). Эка, батенька, куда Вы махнули. Эта истина давно рождена, и у меня безусловно наготове рождённые не нами ответы. Хочу сэкономить наше время, чтобы потратить его на более предметные философские размышления. Удивляюсь, почему до сих пор идут споры на волнующую вас тему.
П ы л е с о с (равнодушно). Что ж, тем лучше. Но боюсь, Ваши готовые ответы меня не удовлетворят. А уж коли Вы не способны сформулировать ни одного повивального вопроса, то и говорить не о чем. Впрочем, извольте.
У т ю г (безапелляционно и напористо). Изволяю! Наш нравственный долг, уважаемый П ы л е с о с, узко определён индивидуальным набором заложенных качеств и предусмотренных функций. И смысл нашего бытия был обозначен задолго до нашего появления на свет. Сначала был Смысл, а уж потом Идея и её воплощение в материальном мире, причём многотрудным опытным путём, чередой проб и ошибок. Мы с Вами являемся воплощениями чьих-то идей. Откуда берутся первоначальные идеи — вот вопрос! А от нас нельзя требовать большего, равно как и отличного от того, для чего мы предназначены и ради чего были созданы. Наш нравственный долг — быть собой. А после нашей физической смерти, мы возвратимся в мир идей.  Видите? Всё проще простого! И одной Вашей точной формулировки мучающих Вас насущных неразрешимостей хватило для моих точных ответов, без мудрствования, разглагольствования и наводящих повивальных вопросов. Нашли над чем голову ломать! (Напевает из Фауста: Люди гибнут за металл… Сатана там правит балл…).
П ы л е с о с (несколько разочарованно и иронично). С Вами приятно иметь беседу, дорогой друг. Мне импонирует лаконизм Ваших рефлексий. Но если бы Вы могли мне помочь своими вопросами, а не ответами…
У т ю г (всплеснув руками и взявшись за голову). Как же не помочь? обязательно помогу! Прожую, только проглотить останется!
П ы л е с о с (паясничая и раскланиваясь). Премного благодарен, дорогой друг, мне заметно полегчало. (Становится серьёзным). Только вряд ли Вам это под силу - прожевать. Вы слишком самоуверенны, не поперхнитесь. Дилемма «быть или не быть», равно как и зачем быть, для чего быть, перед Вами не стоит. А между тем, основной вопрос философии заключается вовсе не в том, что первично: сознание или материя, идея или воплощение, курица или яйцо, ответ на который определил бы отчасти и причинность, и цель бытия, вкупе со смыслом или бессмыслицей нашего существования. Вот Альберт Камю, например, считал, что в современном мире есть лишь одна, по-настоящему серьёзная, философская проблема, а именно: стоит ли жизнь того, чтобы её прожить? Не стало бы лучшим решением для многих сознательное волевое прекращение своего бытия. Этой волей, как известно, наделил нас Создатель. Спрашивается, для чего? Вопрос, поставленный Камю, друг мой, выливается в проблему самоубийства — самого страшного греха по совокупности преступления, с точки зрения религии. Осознать, понять, постичь и решить стоит ли жизнь того, чтобы продолжать жить даже в невыносимых условиях, — значит ответить на этот новый фундаментальный вопрос современной философии.
У т ю г (в нетерпении). Ваш Альбер Камю человеконенавистник и весьма эпатажный господин. Дорогой коллега, разрешите напомнить вам мудрого Сократа. В каждом вопросе уже содержится ответ. Самоубийство? Выеденное яйцо!
П ы л е с о с (обрадовавшись возможности уличить собеседника в неудачном приведении примера, в тон Утюгу.) Дорогой коллега, напомните-ка мне, пожалуйста, при каких обстоятельствах и каким образом завершилась жизнь Сократа? Да будет Вам известно, именно Сократ принял приговор присяжных, которого мог бы избежать, и сознательно совершил самоубийство, приняв яд цикуты.
Утюг (сокрушённо, повторяя рефреном). Очень зря, очень зря! Скольких бы мыслителей он мог ещё воспитать, (воздев руки) скольких бы!!!
П ы л е с о с (уверенно и безапелляционно). Как говорил трёхглавый Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Мавр сделал своё дело. Мавр может уходить. Вспомните, Сократ отводил себе скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам. Я чреват пустотой. (Возвращается в позу мыслителя).
У т ю г. Вот-вот. (Вскакивая и обращаясь к залу). Точно — пустоголовый. (Нервно расхаживая, обращаясь к Пылесосу.) Только все три головы Козьмы Пруткова дождались своей смерти. Смерть никого не заставит себя ждать. Какой смысл в насильственном осуществлении того, что происходит само собой в каждый момент времени. Исполняя свой нравственный долг, следуя своему предназначению, мы каждую секунду изнашиваемся, окисляемся, истончаемся, выходим из строя, и кончаем свою жизнь на свалке вещей. Не так ли? Всё, что у нас есть, это данный нам в ощущение короткий отрезок времени. Разве наша жизнь не чудесный подарок свыше? Разве не стоит она того, чтобы её возлюбить, вобрать в себя каждым благодарным атомом, какой бы тяжкой она ни была. Вы снова спросите для чего нам жить? А я Вам снова отвечу: для того чтобы научиться не причинять и не испытывать страдания. Для того, чтобы их облегчать, наконец. И в рамках этой душеспасительной парадигмы исполнять свой нравственный долг, выражающийся в познании себя, без разного рода обольщений, и в реализации своего прямого предназначения. Исполнение долга есть наша благодарность Создателю. Именно это определяет смысл нашей жизни. На нашем примере Творец отыскивает свои ошибки. При этом Он безгранично щедр. Им создано множество миров! Зачем спешить из рая в рай? Стали бы вы торопиться, принимая столь щедрые дары, вкушая яства, занимаясь любовью или искусством, вдыхая ароматы, слушая пение птиц и шум прибоя… К тому же, обратной дороги нет… Так что, живи и наслаждайся там, куда Бог послал, и тем, кем он тебя сотворил. Оставайся на своём месте. Это ненадолго и тем более не навсегда.
П ы л е с о с (до этого снова принявший позу мыслителя, распрямившись и негодуя).  Из рая в рай? Вы хотели сказать из ада в ад? (Снова усаживаясь и с усмешкой обращаясь к залу). Точно, перегрелся. (Обращаясь к Утюгу.) Ну-ну… Живи утюгом и умри утюгом. Ха-ха-ха!!! И Вас устраивает ваше поприще? Ну конечно! Всегда на пару! Или под парами, аки флагман! Всегда горяч, как солнце! А мне прикажете пыль глотать?
У т ю г (удовлетворённо кивая головой). Что касается Вас, именно так: живи пылесосом и умри пылесосом.
П ы л е с о с (нервно, почти в истерике). Ну уж нет! Сия чаша не для меня. Я не безропотный поглотитель земной пыли. Лучше в одночасье втянуть весь воздух вселенной и забыться вечным сном. О чудесная, манящая, сладкая, освобождающая от плена бытия смерть…(Зарыдал).
У т ю г (лицом к залу, иронично). Решил всё-таки объять необъятное. Как это знакомо. Гордыня! Падший пылесос! Глупец! Максималист! Ограничиться одним всеобъемлющим, что весьма сомнительно, разом! Падением звезды! Жизнь коротка! Исследуй, живи, цени. Рассыпаться и вернуться в мир идей всегда успеешь. Твой долг — улучшить себя как идею, создать лучшую версию себя, чтобы попасть в лучший мир вещей! Согласны?

Расходятся в разные стороны, располагаются каждый на своей полке и замирают. Звучит Адажио Томазо Альбинони.

ЗАНАВЕС


Рецензии