Авраам великий патриарх

АВРААМ – ВЕЛИКИЙ ПАТРИАРХ
  (По Священному писанию)


Введение

При чтении Священного Писания нужно иметь в виду, что оно обращается прежде всего к тем поколениям, которые вышли из Египта спустя 400-500 лет после жизни Авраама. Книга Бытия из Священного Писания, в которой повествуется история жизни Авраама, составлялась, вероятнее всего, при Иосии, царе Иудеи, в 7 веке до н.э. почти через тысячу лет после жизни Авраама. Поэтому в тексте приведены названия и имена, которые появились позже описываемых событий, ибо именно эти имена и названия (а не те, которыми пользовались века назад) были известны тем поколениям. АВРААМ (евр. «Отец многих»), потомок Евера, правнука Сима, старшего сына Ноя, жил, согласно «Священного Писания», в 20-19 веках до н.э. В иудейском, христианском и мусульманском преданиях предстаёт великим праотцом, необычайно достойным и великодушным человеком с твёрдой верой. В религиозном смысле он символизирует разрыв с язычеством и идолопоклонничеством и преданность монотеизму.Для евреев история жизни Авраама имеет значение национального символа, с которого начинается их история как народа. Мусульмане почитают Авраама в Коране как «Друга Бога». В Евангелии  христиан Авраам приводится в пример как богобоязненный и праведный муж.

Примечание.

Ссылки, поясняющие слова или понятия в тексте и обозначенные цифрами, помещены в конце книги.




1. Предки Аврама


То в незапамятные было времена –
тысячелетия до новой эры:
Бог погубил людские племена,
погрязшие в грехах без меры.
Потом всемирный хлынул в жуткой мгле,
чтоб смыть разврат, растленье, злодеянье.
Погибло всё живое на Земле –
жестоким было Божье наказанье.
Семье лишь Ноя1 Бог спастись помог –
за послушание и к праведности рвенье:
потоп в ковчеге пережить тот смог,
на Арарат-горе найдя спасенье.
Трёх сыновей, их жён Ной взял в ковчег,
нашёл по паре каждой твари место,
чтоб вновь после потопа человек
жил на Земле и праведно, и честно.

Сошёл потоп. Вновь расцвела Земля.
Спаслись в ковчеге все – и твари тоже.
Сошли на землю Ной и сыновья –
Сим, Иафет и Хам – по воле Божьей2.
Они к себе на родину ушли.
Вот сказ об их потомках3, об Евере4
от них народы все произошли.
А от Евера в мир пришли евреи.




2. Родина Аврама


В Месопотамии5, где Тигр и Ефрат
текут бок о бок, в океан впадая,
там Ур, шумеров древних стольный град,
потомков Сима приютил, спасая.
Евер с семьёй здесь, видимо, осел,
и род его аж в пятом поколении
при Фарре в древнем Уре преуспел,
плодясь и славя Бога за спасение.
Разросся Фарры род: взрослели сыновья –
Аврам, Нахор, Аран, родивший Лота
и дочек Милку с Иской погодя.
Он рано умер в Уре от чего-то.
Аврам с Нахором взяли себе жён:
Нахору Милку было взять угодно,
Аврам женат на Саре6 был. Но он
детей с ней не имел: она была бесплодна.




3. Аврам покидает Ур7


Аврам же в Ханаан8 мечтал уйти,
чтоб там свой род от идолов избавить,
от многобожия приют хотел найти.
Они решили с Фаррой Ур оставить.
Аврам в путь вышел с Сарою, женой.
А внука Лота, сына от Арана,
взял Фарра в этот путь с собой.

… Дошли они до города Харрана9
и поселились там, забыв про Ханаан.
Обзавелись хозяйством и рабами.
Упрямо лишь Аврам таил свой план
расстаться с идолами – местными богами.

Уверовав лишь в Бога одного,
Создателя Земли и всей Вселенной,
Аврам мечтал, как и отец его,
пристать к стране, так ими вожделенной.



4. Первое явление Бога Авраму


И здесь, в Харране, Бог ему сказал:
- Покинь сей город и отца родного.
Пойди в ту землю, что Я указал!
Я дам тебе благословенья слово:
в тебе благословлю все племена,
которым на Земле жить многоликой.
И слава будет Мной тебе дана,
произведу Я от тебя народ великий.
Благословляющих тебя благословлю,
весьма твоё потомство увеличу,
а на хулящих Я проклятие нашлю.
И имя же твоё Я возвеличу!




5. Аврам приходит в Ханаан


Так в семьдесят пять лет он в Ханаан
ушёл, отца10 покинув и родню в Харране.
Разбил он под Сихемом11 первый стан,
где жертвенник построил для закланья.
Пришли с ним Лот и верная жена,
рабы, приобретённые в Харране.
Скарб нажитый они везли сполна.
Жизнь новая их ждала в Ханаане.
И не была пустынною земля –
здесь жили ханаанцы12 племенами,
возделывали издревле поля,
пасли стада овец и коз веками.

Избрал Аврам свой путь средь всех дорог –
в Элон-Море13 на время поселился.
Явился здесь Авраму снова Бог,
когда в дубраве этой он молился.
«Потомству твоему отдам страну14», --
сказал Господь, когда ему явился.

Построив жертвенник, взяв Лота и жену,
Аврам вновь странствовать по той земле пустился.
Решил Аврам весь Ханаан пройти.
Пройдя к горе к востоку от Вефиля15,
раскинул там шатёр – на полпути
от Гая16, что был в нескольких лишь милях.
С Аврамом вместе Лот шёл, шла жена.
И здесь он жертвенник построил Богу.
Не вся была изведана страна  –
он снова двинулся на юг в дорогу.



6. Аврам в Египте


В стране на юге выгорело всё –
от голода страдало населенье.
И вот Аврам со всей своей семьёй
в Египет двинулся пока на поселенье17.

Пусть Сара и бесплодною18 была,
но красота её везде в глаза бросалась –
и смерть в Египте мужа стерегла,
когда б жена его чужим досталась19.

Он с Сарой – дети одного отца,
а матери их разные вскормили.
Они же не сказали до конца
всю правду. Что они женаты, скрыли.
Так и случилось: Сары красота
в Египте многим головы вскружила.
До фараона донесли уста,
что Сара красотою всех пленила.

К нему тот час же Сару привели,
и возжелал её страны владыка.
От мужа Сара стала жить вдали –
любовью фараон к ней воспылал великой.
Аврам свой брак от фараона скрыл,
ему назвавшись только Саре братом.
А фараон Аврама одарил
скотом, рабами, серебром и златом20.
И, может, жили б в роскоши они,
когда б беда на них ни навалилась,
тяжёлые для них настали дни:
проказа с фараоном приключилась.
Весь фараонов двор и сам же фараон
за то, что взял жену он у Аврама,
был язвами на теле поражён –
он стал искать спасение от срама.
 – Что сделал ты со мной?.. И не сказал
ты почему, что на сестре женатый?
Её себе я было в жёны взял.
Да одарил тебя – ты стал богатый! –
сказал Авраму в гневе фараон,
призвав его к себе для объясненья. –
Возьми жену свою! – добавил он, –
и уходи – для моего спасенья!

И отрядил он для него людей,
чтоб караван в пути те охраняли.
Стада овец, ослов и лошадей
за ними из Египта следом гнали.




7. Возвращение Аврама в Ханаан


На юг шёл переходами Аврам
и Сара с ним, и Лот разбогатевший.
Шли из Негева21 до Вефиля – там
был стан, когда-то жертвенник имевший.
У Лота были люди, овцы, скот –
всё, чем его в Египте наделили.
Аврама веру не воспринял Лот,
да землю пастухи не поделили.
Им пастбищ не хватило на двоих,
источников воды не доставало.
Сказал Аврам, чтоб спор скорей утих:
– Как братья мы. Нам распря не пристала.
Так отделись же со стадами, Лот!
Не вся ль страна раскинулась пред нами?
Налево ты –  мне вправо поворот,
направо ты – налево мне с шатрами…

Долину Иордана22, Божий сад,
что, как Сигор23 в пустыне, процветала,
для поселенья Лот был выбрать рад:
она ему богатство обещала.
И зажил Лот в окрестных городах24,
шатры свои раскинув до Содома,
где жители погрязли все в грехах
и зло ползло змеёй от дома к дому.

Авраму же другой достался край,
где хананеев племя обитало –
недалеко Вефиль, гора и Гай.
И землю время обозреть настало…

Авраму в эти дни явился Бог:
- Всю землю, что ты видишь пред собою,
тебе навек отдам. И, как песок,
потомство сделаю ценой любою.
Кто может сосчитать земной песок?
Неисчислимо будет твоё племя!
Пройди всю землю вдоль и поперёк –
тебе отдать её настанет время!
И перенёс Аврам свои шатры:
в Мамре25 он при Хевроне26 поселился.
Там Богу жертвенник построил у воды
и с волей Божей, с судьбой своей смирился.




8. Война царей


В те времена в Двуречье правил тот,
которого прозвали Амрафелом.
Его же Хаммурапи27 назовёт
потом весь мир. Был мудрым он и смелым.
Свой свод законов царь сей начертал,
завоевал чужие государства.
Он Вавилоном твёрдо управлял,
объединив в одно четыре царства28
Чтобы вассалов, пятерых царей,
к покорности принудить в Ханаане,
цари Двуречия решили поскорей
их наказать за бунты и восстанье29.
Чтоб их поход не завершился зря,
весь стан Амалека и земли аморреев
по возвращению четыре те царя
решили тут же поразить быстрее:
под Кадешем30 те четверо царей
с пятью сразилися царями Ханаана.
А победив, забрали жён, детей
и в рабство гнали пленных на арканах.
Разграбили Гоммору и Содом –
цари их убежали с поля боя.
А победители, врывались в каждый дом
и Лота в рабство увели с собою.




9. Аврам спасает Лота


Один из уцелевших смог сбежать.
Пришёл к еврею31 тот беглец, к Авраму.
Что Лот пленён, успел ему сказать,
поведав разыгравшуюся драму.
Аврам, узнав, что родственник пленён,
врагам вдогонку бросился с отрядом32,
под Даном33 окружил со всех сторон,
и бой ночной врагам стал сущим адом.
Аврам вновь стал преследовать врагов –
те в панике бежали аж до Ховы34.
Освободил он Лота от оков.
Врагом пленённым дал свободу снова.




10. Аврам и Мелхиседек35


Пришёл в долину Царскую36 Аврам –
с триумфом победителя встречали.
К нему навстречу вышедшим царям
он возвратил всё, что те потеряли.
Мелхиседек, салимский царь, встречал
героя как первосвященник Бога,
вином Аврама, хлебом угощал37,
за то, что тот пришёл им на подмогу.
Благословил Мелхиседек его:
«Благословен Аврам Самим Всевышним!»
Аврам дал десятину из всего
первосвященнику на этой встрече пышной.




11. Бог обещает Авраму потомство


В сомненьях был Аврам, что начал бой,
но тут Господь явился, Повелитель:
«Аврам, не бойся! Я – защитник твой.
Вознаграждён ты будешь как спаситель».
Когда в видении явился Бог,
Аврам сказал Ему, молясь о сыне:
«Ты дать детей мне, Господи, не смог –
нет у меня наследника доныне.
Элиэзер, домоправитель мой,
он из Дамаска. Я его приветил.
Как только отойду я в мир иной,
наследовать он будет, а не дети».
И молвил Бог: «Потомок твой прямой
наследовать тебе законно будет.
На небе сколько звёзд перед тобой?
Потомков столько ж у тебя пребудет!
Сюда из Ура вывел Я тебя,
чтоб дать в наследие страну всю эту».
– О, Господи, но как узнаю я,
когда наследую её?  Мне б знать примету.
– Возьми мне трёх телиц, трёх коз и трёх ягнят,
а также горлицу и голубя моложе, –
сказал Авраму Бог. Аврам их всех подряд
рассёк напополам. Лишь птиц не резал тоже.
Одну часть положил перед другой38.
Но птицы хищные на трупы налетели39
И стал Аврам на птиц махать рукой
и отогнал, чтоб жертв они не съели40…

Напал вдруг на Аврама страшный сон,
когда уж было солнце на закате:
во мрак и ужас был он погружён,
и Бог вещал ему, как будто кстати:
«Пришельцами твоим потомкам быть,
когда придут в другое государство41
И будут угнетать там их и бить –
четыре века42 будет длиться рабство.
Но угнетателей Я строго накажу,
твоих потомков выведу из рабства.
Вновь в Ханаан им путь Я укажу.
И сохранят они своё богатство.
Ты ж в мире отойдёшь к своим отцам,
и в доброй старости тебя схоронят
на той земле, которую Я дам.
И честь твою потомки не уронят.
Не сразу возвратятся в Ханаан,
а только лишь в четвёртом поколенье43.
Давно уж аморреям44 срок был дан,
но беззаконие они творят с презреньем.
Терпенья чаша полнится Моя
жестокостью, развратом аморреев.
От идолов страну избавлю Я
и поселю тогда на ней евреев».
И в тот же день Бог заключил союз
с Аврамом и сказал при этом
(и это было крепче всяких уз):
– С тобой мы связаны теперь Заветом.
Потомству твоему Я отдаю
все земли от Египта до Ефрата –
страну, где Я сейчас с тобой стою,
со всеми племенами, без возврата.




12. Агарь и Измаил


Минуло десять лет с поры той, как Аврам
с женою в Ханаане поселился.
Хоть Бог пообещал «Потомство дам»,
у них ребёнок так и не родился.
Бесплодие для Сары, как позор.
Преследовал он женщину повсюду:
причиной это было с мужем ссор,
и для насмешек поводом у люда.

Служанка у неё была – Агарь.45
«Войди же к ней!» - жена ему сказала. -
Потомство обретём хотя бы встарь –
нам так с тобой ребёнка не хватало».
Рабыню Сара к мужу привела,
назвав её ему второй женою.
Ребёнка с нетерпением ждала,
проникшись этой мыслью лишь одною.
И вот её служанка зачала,
Агарь, её рабыня из Египта.
И Богу воздана была хвала.
Знать, Саре помогла её молитва.

Агарью обуяла гордость, спесь,
когда зашевелился в ней ребёнок,
на Сару выплеснула гонор весь,
который свойственен ей был с пелёнок.
Презрение служанки, как ножом,
по сердцу Сару больно полоснуло:
она ж ввела рабыню эту в дом,
но в той покорность прежняя уснула.
С обидой Сара к мужу подошла:
«Зачем дал столько прав моей рабыне?
Она едва ребёнка зачала
с презрением дерзит мне и поныне!»
Ответил с сожалением Аврам:
«Будь со служанкою, как прежде, смелой.
Твою рабыню вновь тебе отдам –
что хочешь ты, отныне с ней и делай».
И стала Сара угнетать Агарь
в надежде, что исправится служанка,
что спесь с гордынею положит на алтарь
смиренья из Египта иностранка…
Агарь же убежала от неё.
В Египет путь её лежал в пустыне.
Переживала горе там своё,
оставшись в одиночестве отныне.
Но по дороге к Суру46 Ангел вдруг
к ней у источника воды спустился:47
«Забыла ты обязанности слуг!
Чтоб дух твой перед Сарою смирился,
вернись, рабыня, к госпоже своей!
Твоё потомство множеством умножу.
Родишь ты сына, – молвил Ангел ей, –
и он с кочевниками будет схожий.
Рука его – на всех, а всех рука – на нём.
Перед лицом всех братьев разместится.
Он хищно над пришельцем-чужаком
парить в пустыне будет дикой птицей.
И дашь ему ты имя: Измаил48
Всю скорбь твою Всевышний Бог услышал.
Знак милости к тебе Господь явил:
Он Ангелом к тебе навстречу вышел».
Агарь пришлось вернуться к Саре в дом.
И родила она там Измаила.
Так в восемьдесят шесть впервые стал отцом
Аврам, когда Агарь дитя родила.




13. Союз Бога с Авраамом


Когда же в девяносто девять лет
явился снова Господь Бог Авраму.
Он так сказал: «Поставлю Я Завет
меж Мною и тобой! Ходи без сраму
передо Мной и непорочен будь –
Я сделаю тебя отцом народов.
И от тебя цари когда-нибудь
произойдут, а также – главы рода.
Тебе же новое Я имя дам:
отцом ты   м н о ж е с т в а   народов станешь.
Для всех теперь ты будешь ААВРААМ49,
нести к ним веру в Бога не устанешь.
Потомкам дам навечно Ханаан,
когда блюсти Завет со мною будут.
Всесильным Богом буду Я им дан,
пока они Завет наш не забудут.
Есть сей Завет, что соблюдать должны
потомки – все мужчины без разбора:
на день восьмой, как только рождены,
обрезан должен каждый быть мужского пола.
Тем будет обозначен наш Завет.
Того ж, кто не исполнит обрезанье,
народ отторгнет от себя в ответ –
душе такое будет наказанье.
И вот благословение Моё:
благословлю жену твою Я в сыне,
цари народов будут от неё.
Ты Сару  САРРОЙ50 называй отныне».
Возрадовался смехом Авраам
и про себя, столетний, удивился:
«Как дашь теперь Ты, Боже, сына нам,
чтоб в девяносто лет у женщины родился?!»
И, павши ниц, он Бога попросил
в заботе сохранить потомство в сыне:
«О, лишь бы пред Тобой жил Измаил,
потомок мой единственный доныне».
- Я сына Сарры больше полюблю,
потомство от него стократ умножу.
И Измаила Я благословлю,
взращу его и по земле размножу.
А имя сыну дашь ты «Исаак».
Союз Мой с ним Я заключу навечно.
Потомству это будет добрый знак:
и с ним Завет Я заключу, конечно».
И отошёл Всесильный от него…
А Авраам Завет свой с Ним исполнил:
себя, домашних всех до одного,
обрезав, он духовностью наполнил.
И было девяносто девять лет
ему. Тринадцать – было сыну Измаилу,
когда, обрезав всех, он Господа Завет
исполнил, обретя духовно силу.




14. Приход Ангелов.
Разрушение Содома и Гоморры.


Открылся Аврааму вновь Господь,
когда скрывался под шатром от зноя:
три Ангела51, войдя в мужскую плоть,
предстали вдруг, ища в тени покоя.
Навстречу побежал к ним Авраам,
их уважительным поклоном встретил.
«Вот тень под деревом. Омоют ноги Вам.
Я ж хлеба принесу», – так их приветил.
И забежав в шатёр, жене сказал:
«Тебе лепёшки нужно срочно сделать!»
Затем телёнка в стаде отобрал,
чтоб отрок смог скорей его разделать.
Поставил масло, молоко гостям,
лепёшки, запечённого телёнка.
Все трое стали есть. А Авраам
встал подле них под деревом в сторонке.
 – А Сарра где, жена? – спросил один.
  – Да вот в шатре, – им Авраам ответил.
 – Вернусь Я через год – у Сарры сын
родится от тебя и будут у вас дети.
А Сарра слышит за дверьми шатра,
что тот сказал, ушам своим не веря.
«Как я рожу, когда уже стара?!» -
так про себя смеялась из-за двери.
 – Чего смеялась Сарра? – Бог сказал. –
Что есть недостижимое для Бога?
Родит она, как Я и предсказал, –
и отбыли все трое от порога.
А Авраам пошёл их провожать.
Тут Бог сказал о нём: «Он основатель рода –
не утаю свой план: он должен стать
отцом великого могучего народа.
Народы всей Земли благословятся им.
И предопределил Я Авраама,
чтоб заповедал он сынам своим
творить добро и правый суд без срама.
И сыновьям, и дому своему,
чтоб заповедал следовать за Богом,
дабы доставил Господь Бог ему
то, что изрёк, пообещав так много».




15. Авраам просит за Содом.


В Содом лежал путь Ангелов теперь.
«О городах ползёт дурная слава:
разврат, жестокость – верь или не верь –
нужна ли на их жителей управа?» -
сказал об этом Аврааму Бог.
В молитве Авраам склонил колени:
«О Боже, неужели Ты бы смог,
разврат увидев, потерять терпенье –
из-за неправедных весь город погубить?
А если десять праведных найдётся?
Нельзя неправедных и праведных сравнить –
несправедливостью всё это обернётся».

И Бог сказал: «Я всех не погублю,
когда найдётся праведных хоть десять,
и эти города не истреблю.
Но это надо всё решить на месте».
Бог отошёл, так рассудив о том.
А Авраам тогда к шатру вернулся…

Ждал Божий суд Гоморру и Содом –
а для суда и случай подвернулся.




16. Ангелы. Содом и Лот.


Под вечер Ангелы пришли в Содом.
Там Лот у городских ворот Их встретил.
С поклоном пригласил обоих в дом.
«Нет, не пойдём, – так каждый муж ответил. –
На улице переночуем Мы».
И Лот вновь уговаривать Их начал.
А солнце уж спустилось за холмы –
и поступили Ангелы иначе:
пошли и завернули к Лоту в дом.
И Лот гостям радушно пир устроил…

Узнал об этом тотчас весь Содом –
к разврату тягу жителей утроил.
Дом Лота окружили, а его
толпа людей – от отрока до старца –
призвала вывести из дома своего,
чтоб изнасиловать прилюдно, иностранцев.
Тут вышел Лот к толпе и так сказал:
«Не делайте же зла, друзья и братья!

Возьмите дочерей, что Бог мне дал,
для похоти, чтоб избежать несчастья.
Не делайте тем людям ничего:
они вошли под сень чужого крова!
Не дам позорить дома своего!»
Толпа тогда забесновалась снова:
«Поди же прочь! Пришелец ты и сам.
И потому судить нас здесь не смеешь!
Как мог сказать «Людей тех не отдам!»
Теперь об этом горько пожалеешь!
Открой же дверь!» И бросились взломать.
Да в ярости своей избили Лота.
Решили Ангелы его спасать.
Зазвали в дом. И запер двери кто-то.
А тех, кто рвался у порога в дом,
ладони выставив, всех слепотой сразили.
И выход найден ими был с трудом .
От дома в страхе ноги уносили.
Сказали Лоту Ангелы потом:
«Ты должен срочно город сей покинуть.
По воле Господа мы истребим Содом.
Возьми с собой родню, чтоб ей не сгинуть.
Все дочери твои и сыновья,
жена, зятья пусть поспешат к рассвету –
как только вспыхнет из-за гор заря,
Содом за грех мы призовём к ответу!»
Лот тут же бросился к своим зятьям,
покинуть город срочно призывая:
«За грех людской смерть угрожает вам!»
Но те не верили, за шутку принимая.
…И вот из-за холмов взошла заря.
И Лота Ангелы тогда заторопили:

«Бери жену, двух дочерей, чтоб зря
Мы вместе с городом и их не погубили!»
Но медлил Лот. И Ангелы тогда
за руки их не медля твёрдо взяли
и вывели за город навсегда,
чтоб вместе с грешными они не пострадали.
 – Спасайся в горы! – Ангел подсказал. –
И не оглядывайся, чтоб живым остаться!»

Но Лот упрямиться вдруг воле Бога стал:
решил в ближайший городок податься.
В беде вновь угождает Лоту Бог:
добраться в городок Сигор позволил.
И побежал с семьёй тот со всех ног,
пока Содомскую долину Бог не полил
дождём из пепла, серы и огня.
Содом, Гоморру тут же уничтожил52,
их грешным жителям не дав прожить и дня.
Так за разврат Бог кару подытожил.
Жена же Лота, побежав за ним,
назад из любопытства оглянулась,
столбом став на дороге соляным.
В живущих мир уж больше не вернулась…

А Авраам, с утра покинув дом,
на место, где молился, устремился.
Всмотрелся: там, где раньше был Содом,
лишь пепел только, словно дым, курился…

В Сигоре Лот совсем недолго жил –
он с дочками двумя подался в горы.
Там для жилья пещеру он обжил,
чтоб жить подальше от Содома и Гоморры.
Остались без мужей две дочери его,
и сговорились хитрые девицы:
«Мужчин для нас вокруг – ни одного,
так как без них тогда наш род продлится?»
Решили напоить они отца…
Как только звёзды в небе засверкали,
не показав и своего лица,
поочерёдно с пьяным переспали.
И Лот не знал, когда они легли,
а переспав, когда с постели встали.
Но обмануть отца они смогли.
Так обе дочери своих детей зачали…
Когда у старшей появился сын,
Моавом мать его в тот день назвала.
В своём роду Моав как властилин
потом маовитянам дал начало.
И дочь вторая сына родила
продолжив Лота род не без стараний,
и именем Бен-Амми нарекла –
а от него пошли аммонитяне.




17. Авимелех.53


Решил Мамре покинуть Авраам,
приютом бывшею ему, дубраву.
И двинулся с семьёй на юг. А там
он подошёл и к городу Герару.54
И снова Авраам сказал жене:
«Вновь назовёмся мы сестрой и братом,
чтоб смерть и здесь не угрожала мне
в Гераре, городе развратном и богатом».
Всё повторилось, как в Египте, вновь:
жену доставили в Герар Авимелеху.
Он Сарре было предложил любовь,
тем самым совершив огреху:
за то, что он жену чужую взял,
Бог местный двор и жён Авимелеха,
закрыв всем чрево, строго наказал.
И стало его жёнам не до смеха…
А между тем, владыке снится сон:
Господь во сне пришёл к Авимелеху:
 – Умрёшь, так как нарушил ты закон
и взял жену чужую на утеху.
 – Да я ещё не прикоснулся к ней! –
воскликнул тот. – А Авраам, слукавив,
сестрой назвал жену, на много дней
меня безвинно в дураках оставив.
Господь сказал ему: «Верни жену,
что отнял у святого человека.
Молитву знает сей пророк одну –
и будешь вновь здоров до окончанья века.
А не отдашь, то все умрёте вы!»
Авимелех по утру пробудился,
но сон ночной не шёл из головы –
с придворными виденьем поделился.
Услышав вещий сон, перепугались все.
Авимелех послал за Авраамом –
он во дворец призвал его к себе,
чтоб разобраться с порчей и с обманом.
Сказал ему: «Что сделал с нами ты?!
В чём провинился я перед тобою,
что в грех нас ввёл? Слова твои просты:
ведь Сарру ты назвал своей сестрою!»
 – Я истину сказал, – ответил Авраам. –
Жена является мне сводною сестрою.
Но чтоб спастись, я не признался вам
и не назвал при всех её женою.
 – Бери жену свою! – сказал Авимелех. –
Бери овец и скот, рабов и злато –
сними лишь, помолясь,  с меня мой грех
и заживёшь в стране моей богато!

Усердно Богу помолился Авраам,
и исцелилася жена Авимелеха.
И исцеление пришло к его рабам:
исчезла женщинам рожать помеха.




18. Исаак и Измаил


Вот вспомнил Бог о том, что обещал
Он Сарре через год родить ребёнка.
И Сарра зачала, как Бог сказал.
И родила аж в девяносто лет мальчонка.
Родив же,  Сарра удивила всех:
как в возрасте таком родить сумела?!
От радости звучал всеобщий смех,
сама смеялась Сарра то и дело.
И счастлив был столетний Авраам,
дал имя «Исаак»55 ребёнку Сарры.
Пойдёт он в жизни по отца стопам
в отличие от сына от Агари.
На день восьмой Исаак обрезан был.
Лишь материнским молоком его кормили.
А Авраам стол праздничный накрыл,
как только от груди ребёнка отлучили…

Четырнадцатилетний Измаил
стал ревновать отца к ребёнку Сарры:
доныне он наследником здесь был.
Его насмешки породили свары.
Вскипела Авраамова жена:
как смеет надсмехаться сын рабыни?!
Наследством не поделится она!
Пусть изгнан будет Измаил отныне!
Прискорбно слышать Аврааму то.
Но Бог сказал ему: «Послушай Сарру!
Решение должно быть здесь просто:
не подвергай ты свой народ удару.
Лишь Исаак, твой сын, продолжит род,
и в нём лишь наречётся тебе семя.
От Измаила же произойдёт народ –
в пустыне расплодится это племя».

На утро Авраам пораньше встал,
взял хлеб и мех с водой и дал Агари.
Их с Измаилом тут же отослал,
куда глаза глядят, в угоду Сарре.

… Зашли они в пустыню Беэр-Шева56
(иначе: в Вирсавийскую пустыню).
Блуждают день в пути, блуждают – два,
кругом пески – они одни отныне.
Блуждали долго так Агарь и Измаил.
Вода иссякла, мучила их жажда.
Давно они уж выбились из сил,
и погибать в пустыне начал каждый.
С трудом они добрались до куста –
дика была здесь местность и пустынна.
Тень под растением – мала и негуста,
её едва хватило лишь на сына.
Он умирал… И отошла Агарь
на расстояние стреляющих из лука,
чтобы не видеть, как водилось встарь,
как смертью подступает к сыну мука.
И разрыдалась мать, вдали присев.
А Измаил стонал, взывая к Богу…

Явился Ангел тут, едва поспев,
чтобы Агари указать дорогу.
И вот воззвал к Агари с неба он:
 – Ну что с тобой? За сына ты не бойся!
Господь услышал Измаила стон.
Встань, подними его и успокойся!
И поддержи его рукой своей.
Сын не умрёт, так как народ великий
произведёт! – сказал так Ангел ей.
И Бог открыл её глаза на край сей дикий:
и тут колодец перед ней предстал57.
Наполнила Агарь меха водою.
Сын в жажде воду с жадностью глотал –
смерть обошла обоих стороною.
Бог Измаила сызмальства хранил –
за жизнь его была с небес порука.
Потом его в пустыне поселил,
и сделался он там стрелком из лука.
В Фаран-пустыне58 жить стал Измаил.
Сначала мать, Агарь, очаг хранила.
Но чтобы род свой Измаил продлил,
его на египтянке мать женила…




19. Союз Авраама с Авимелехом


А в то же время сам Авимелех
с военачальником своим Фихолом
нагрянул к Аврааму, чтоб при всех
весь стан его своим окинуть взором.
 – С тобою Бог, что бы ни делал ты.
Так поклянись, простёрши к Богу руку,
что не изменишь, спрятавшись в кусты,
ни мне, ни сыну моему, ни внуку.
Как я по-доброму с тобою поступил,
так будешь поступать и ты со мною
и со страной, в которой гостем жил,
и ставшей для тебя землёй родною!
Поклялся Авраам. Но упрекнул:
его придворные порою притесняли,
один сатрап с земли его спугнул –
рабы того колодец59 отобрали.
 – Не знаю, кто с тобой так поступал –
ты раньше мне не говорил об этом,
сегодня я впервые услыхал, –
он оправдался лишь таким ответом.
 – Авимелех, тебе я отдаю
свой крупный скот, своих овец при этом.
Особо агнец  с е м ь  из рук дарю,
чтоб стали для меня твоим заветом
в том, что колодец выкопал здесь я.
Так свой союз они здесь заключили.
Беэр-Шева – Вирсавия 60не зря
тогда окрестности названье получили.
Авимелех вернулся во дворец.
А Авраам здесь рассадил дубраву…
Немало дней он пас своих овец
там в Фелистее61, где стал жить по праву.




20. Бог испытывает веру Авраама
(Связывание Исаака)


А вот, что вскоре с ним произошло:
подверг Бог  Авраама испытанью –
способен ли тот ради Бога зло
над сыном совершить, предав закланью.
Позвал Господь: «Откликнись, Авраам!»
 – Вот здесь я, – Авраам Ему ответил.
 – Ты в Мория-страну62 пойди и там
 сыночка, что дороже всех на свете,
не мысля без него прожить и дня –
так Исаака любишь ты без меры, –
чтоб доказать, боишься ли Меня,
сам в жертву принеси Мне ради веры!

… Вот Авраам с зарёю рано встал.
Сам оседлав осла, позвал он Исаака.
Двух отроков63 с собой в дорогу взял,
дрова – костёр разжечь у бивуака.
… На третий день увидел Авраам
ту гору, где Бог выбрал всесожженье.
Тут Исаак припал к его ногам,
предчувствуя отцовское решенье.
 – Сидите здесь! – тот отрокам сказал. –
Здесь при осле. А мы пройдёмся в горы
( лишь Исаака он с собою взял).
Помолимся и возвратимся вскоре.
Дрова на Исаака он взвалил,
понёс сосуд с горящими углями
и нож, который остро отточил.
К горе их путь лежал между холмами.
Тут Исаак взмолился пред отцом:
 – Отец мой, где ж ягнёнок для закланья?
Идём мы лишь с дровами  и  с  огнём!..

Усилились отцовские страданья.
 – Сын мой, всё-всё усмотрит Бог
и агнеца  для жертвы всесожженья. –
Иначе Авраам сказать не мог:
Всесильного он слушал повеленье.

… Взошли они на гору. Авраам
построил жертвенник и обложил дровами.
Вот руки сына привязал к ногам64
и нож свой взял дрожащими руками,
зарезать чтоб любимца своего.

Но Бог узрел покорность Авраама,
и голос с неба Ангела Его
не дал, чтоб разыгралась эта драма:
 – О, Авраам! О, Авраам!
В ответ: – Вот я.
 – Не заноси руки своей на сына!
Теперь видна покорность Мне твоя –
исчезла всесожжения причина.
Не  пощадить ты сына был готов
в боязни не исполнить волю Бога!
Тут Авраам увидел средь кустов
ягнёнка – тот  запутался немного.
И Авраам того козлёнка взял,
его принёс он в жертву вместо сына.
И всесожжению животное придал.
И радостна была спасения картина…
«Иегова-ире» Авраам нарёк
ту гору, сыну  где пришло  спасенье
( иначе: «Бог усмотрит»). Так пророк
определил горы предназначенье.

Вторично к Аврааму Бог воззвал,
и Ангел Божий с неба опустился.
«Клянусь Собою, -- Аврааму Бог сказал, --
за то, что ты с пути не совратился
и сына был готов не пощадить,
наследника, любимейшего сына,
желаю Я тебя благословить –
благословен ты будешь Мной отныне.
Потомство преумножу Я твоё,
как звёзды неба, как песок у моря.
Тебе благословение моё
одолевать врагов на их же горе.
За то, что слушался ты гласа Моего,
благословятся также все народы
твоим потомством !  Все до одного
благословились племена и роды…
Вернулись к отрокам Исаак и Авраам.
Затем свой путь в Вирсавию держали.
И долго ещё вместе жили там,
Всевышнего в молитвах прославляли.




21. Смерть и похороны Сарры.
Покупка Авраамом земли в Ханаане.


Сто двадцать семь минуло Сарре лет,
когда она в Кирьят-Арбе65 почила.66
В Хевроне ж Авраам ей дал обет,
что будет в собственной земле её могила.
Эфрона-хетта67 стал о том просить,
чтоб тот ему земли участок продал,
где б мог свою жену похоронить
и там оплакивать в оставшиеся годы.
 – Ты вождь Всесильного, князь Божий среди нас, –
так Аврааму хетты отвечали. –
Не будет для тебя ни в чём отказ,
средь нас ты схорони её в печали68.
И Аврааму возвестил Эфрон:
 – Дарю тебе я поле и пещеру,
где умершей прах будет погребён.
Прими подарок мой при всех на веру!
 – Пришелец здесь и поселенец я,
живя средь хеттов в Ханаанском крае.
Для похорон нужна земля своя –
в твоём я не нуждаюсь щедром даре.

Четыре сотни шекелей отдал
он за участок серебром Эфрону.
Так Авраам земли владельцем стал
с пещерою Махпела69 близ Хеврона.
…Вот  Аврааму весточка пришла –
известие то из Хорана было:
сынов Нахору Милка родила
аж восьмерых! Средь них – и Вафуила.
А у того Ревекка70 родилась
и сын Лаван – брат дочери Ревекки.
Знать, жизнь у родственников тоже удалась –
продлится Фарры род теперь навеки.




22. Авраам женит сына, Исаака.
Ревекка.

Минули годы. Авраам стал стар.
Решил женить он сына, Исаака,
продлить свой род в потомстве.
Божий дар
сын мог осуществить путём лишь брака
с той девушкой, которая б могла
стать матерью великого народа, –
чтоб доброю и умною была
и чтоб традиции хранила рода.
Элиэзера Авраам призвал,
раба, который был по дому старшим,
чтоб сыну он в Двуречьи отыскал
жену – в роду его же, патриаршем.
 – На родину мою, в мою страну,
за девушкой иди – проста причина:
тебя Всесильным Богом закляну,
чтоб не женил на ханаанке сына!
Элиэзер тогда спросил в ответ:
 – А если девушка здесь жить не пожелает?
Быть может, Исаак в расцвете лет
уйдёт в Харран, где брат твой проживает?
 – Побойся Бога! – Авраам сказал. –
Из дома моего, страны рожденья,
Господь меня на эту землю взял,
чтоб здесь мои плодились поколенья.
…Подарки на верблюдов погрузил
Элиэзер и двинул в путь-дорогу –
туда, где брат Нахор с семьёю жил.
Уж так угодно это было Богу.
Элиэзер пришёл-таки в Харран
в надежде отыскать детей Нахора.
Вот подошёл к колодцу караван.
Смеркалось. Девушки появятся здесь скоро.
«Те к вечеру приходят за водой.
И если та из них, что Бог укажет,
устроит для верблюдов водопой,
погонщикам напиться не откажет –
ей Исааку наречённой быть,
женой ему для продолженья рода», --
так Бога стал Элиэзер молить
и ждать черпальщиц за водой прихода.

Случилось так, как Бог предусмотрел:
к колодцу девушка-красавица спустилась.
Элиэзер едва за ней поспел.
И то, о чём молился он, случилось:
Ревеккой оказалась дева та.
Водой она пришельцев напоила,
начерпала воды и для скота
и в дом отцовский гостя пригласила.
Ушла к родителям и рассказала всё,
что с нею приключилося на счастье,
и как пришелец одарил её,
кольцо дав и браслеты на запястья.
Услышав всё, Ревекки брат Лаван
на площадь побежал рассказ проверить.
Там у источника увидел караван.
Поклажу с жадность глазами начал мерить.
Затем к Элиэзеру подошёл:
 – Зачем стоишь, благословенный Богом?
Ночлег я для тебя уже нашёл –
всем хватит места в доме за порогом.
Элиэзер к Ревекке в дом вошёл.
Лаван развьючил тот час же верблюдов,
соломы дал и корм для них нашёл,
Элиэзеру же принёс с едою блюдо.
-- Не стану есть пока не расскажу,
что привело меня сюда, -- Элиэзер ответил. –
Я Аврааму много лет служу.
Его путь перед Богом свят и светел.
Он стал велик, богатств его не счесть,
благословен весьма за службу Богу.
И всю историю раб рассказал как есть,
и как к Ревекке он нашёл дорогу.
Ревекку отпустить с собой просил.
Лаван и Бетуэль тогда сказали:
«Раз этот брак Господь благословил,
возьмёшь с собой Ревекку. Без печали
ей сыну Авраама быть женой.
Так порешил Господь наш Всемогущий.
Хотя решать ей предстоит одной,
как в этом деле поступить получше».
Элиэзер, услышав их слова,
в молитве пал пред Богом на колени.
От радости вскружилась голова:
взрастёт от них немало поколений!
Стал наделять подарками их всех:
Ревекке – золото и серебро, одежды;
подарки матери, Лавану для утех.
Все ели, пили, полные надежды…

Всё вышло, как задумал Авраам:
родители Ревекку отпустили,
напутствовав: «Да размножаться вам!
И чтоб враги пред вами отступили!»
… Давно остался позади Харран.
На юг страны Элиэзер вернулся.
Там Исаак и встретил караван,
когда лицом к колодцу обернулся
(к Лахай-рои он к вечеру пришёл,
чтоб Господу там помолится в поле,
а караван через пустыню шёл,
Ревекка с ним – навстречу своей доле).
Увидев путника ещё из далека,
с верблюда на земь девушка спустилась.
-- Кого ведёт к нам Божия рука, --
к слуге Ревекка тут же обратилась.
А раб сказал: «Мой это господин».
Услышав это, девушка смутилась
(обычай был тогда для всех невест един)
и покрывалом от него закрылась…
Ввёл Исаак свою невесту в дом,
в шатёр, где Сарра, мать, жила когда-то.
Ревекку взял он…И она притом
женою стала, мудростью богатой.
Так утешенье Исаак нашёл
по Сарре, матери своей, в печали –
Ревекку возлюбив. В дом Бог пришёл
с зажженными субботними свечами.




23. Смерть Авраама


А Авраам жену ещё раз взял,
и Хеттура71 жены той имя было.
Ещё шесть сыновей Господь им дал –
родоначальников из них Ктура взрастила.
Но всё наследство, с верою святой,
лишь Исааку Авраам оставил,
уйти готовясь в вечность на покой.
Он этим волю Господа восславил.
Детей от Хеттуры он наградил
подарками и на восток отправил,
чтоб каждый племя там своё плодил,
в покое Исаака чтоб оставил…
В пещере рядом с Саррой
 Исаак и Измаил72
 отца похоронили
на поле пред Мамре. Случилось так,
что в родовой они лежат могиле.

Сто семьдесят пять лет –
 столь прожил праотец.
Он умер в доброй старости, довольный.
Народ великий породил мудрец,
народ святой, могучий, непокорный.


05. 12. 2007 г. –12. 02. 2008 г.




ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Ной (евр. Ноах – «покой»), сын  Ламеха, родился ок.3846 г. до н. э. Бог сообщил Ною о своём решении погубить всё живое на Земле  водами  потопа и заключил с Ноем  Завет, предложив спастись с семьёй в трёхпалубном ковчеге, строительство которого заняло 120 лет.

2. Через год, когда потоп уже окончился, все спасшиеся в ковчеге покинули его на горе Арарат, и Ной построил жертвенник Богу и принёс  жертвы всесожжения. Это первое упоминание о возведении жертвенника.

3. Сим (евр. Шем – «признанный», «имя») – старший сын Ноя. Считается предком семитов. От потомков Сима произошли  евреи, ассирийцы, сирийцы, эламиты.
Хам (евр. «горячий») – второй сын Ноя. Его сыновья стали родоначальниками южных народов: египтян, эфиопов, ливийцев, ханаанеев и др.
Иафет (евр. Йефет – «он распространяется») –третий сын Ноя, от потомков которого произошли северные народы: европейцы, кавказцы и большая часть азиатов.

4. Евер (евр. Эвер – «на другой стороне», «за пределами», «за») – правнук Сима. От имени «Эвер»образовано слово «иври» (евр. «пришелец»), имя, под которым известны сыны Израиля другим народам.

5. Месопотаммия (греч. ),или  Сеннаар (евр.), или  Двуречье, Междуречье (русск.) – территория бассейна рек Тигр и Ефрат, где за четыре тысячелетия до н.э. возникла древнейшая цивилизация –государства: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия.

6. Сара (евр. Сарай – «сварливая») была по отцу сводной сестрой Аврама.

7. Ур (евр. Ур Касдим – «Ур халдейский») был одним из древнейших  в Двуречьи центров поклонения божеству Луны.

8. Ханаан (евр. «страна Кнаан») – название территории Палестины до завоевания её древними евреями. Ныне – государство Израиль.

9. Харран – город в северном Двуречьи, в Сирии.

10. «отца покинув» – отец Аврама  Фарра (евр. Терах) так и не расстался с идолопоклонством. Он прожил 205 лет и умер в Харране через 60 лет после ухода Аврама в Ханаан.

11. Сихем  (евр. Шхем) – город  в пятидесяти км от Иерусалима, один из древнейших городов мира ( ныне Наблус ).

12. «ханаанцы» – в ходе завоевания Ханаана израильтяне переняли именно ханаанский язык, оставив свой аморейский. Именно этот язык и называется древнееврейским. На нём написана большая частьСвященного Писания.

13. Элон-Море (евр.) – дубрава Море, находилась близ Сихема. Предполагается, что речь идёт о дубе,который идолопоклонники Ханаана считали  оракулом. Такие деревья посещались жрецами культов, которые разъясняли ответы оракула тем, кто приходил просить совет.

14. «страну» – земля Ханаана будет отдана потомству Аврама, не смотря на то, что ныне ею владеют воинственные ханаанейские племена.

15. Вефиль (евр. Бейт-Эль) – город  в шестнадцати км  к северу от Иерусалима ( 12 миль).

16. Гай (евр. Ай ) – в трёх км к востоку от Вефиля.

17. Аврам мог посетить Египет в эпоху Среднего Царства ( 21 – 18 вв. до н.э.) при фараонах  двенадцатой династии.

18. Бесплодие в древности было позором для женщины.

19. В древнем Египте считалось нормой, было общеизвестно и не скрывалось, что фараон, предста – вители знати могут убить человека, если захотят завладеть его женой.

20. В своей книге « Иудейские древности» Иосиф Флавий, историк, живший  в первом  веке н.э., использовавший  при её написании не только Святое Писание, но и исследования других историков древности, сообщает, что Аврам во время пребывания в Египте был представлен фараоном самым
учёным египтянам. И их Аврам удивил, как человек весьма выдающийся своими знаниями и необыкновенный, обладающий даром правильно мыслить и убеждать людей. Он преподал им арифметику и сообщил сведения  по астрономии. Слава  Аврама как выдающегося астронома была так велика, что цари восточные и западные приезжали к нему за советом. Знаменитая «Книга Тво-рения» долгое время приписывалась самому  Авраму.   

21. Негев – пустыня, название южных районов Иудеи.

22. Иордан – река (евр.- Иарден). Протекает прямо с севера на юг и делит Ханаан-Палестину пополам,впадает в Мёртвое море.

23. Сигор (евр. Цоар) – древняя египетская крепость, цветущий оазис в пустыне.

24. «в окрестных городах» – здесь речь идёт о местности, где располагались цветущие города: Бела (евр. Адмс), Севоим (евр. Цвоиму), Гоморра (евр. Амора), Содом (евр. Сдом), исчезнувшие в результате  катастрофы. Ныне на их месте находится Мёртвое море.

25. Мамре – название дубравы (рощи) (евр. Элоней-Мамре) под  г. Хевроном.

26. Хеврон – самый древний город в мире (по словам  историка Иосифа Флавия ), расположен южнее Иерусалима  на склонах  холмов, окружающих долину.

27. Хаммурапи – правитель Вавилонии в 1945 – 1902 гг. до н.э., объединивший все города севера и юга Месопотаммии (Исин, Урук, Ур и др.), разгромивший государства Элам и Мари.
28. «четыре царства» – к Вавилонии Хаммурапи присоединил Элам, город-государство Ларсу (Эриаку) и часть Курдистана.

29. Цари пяти городов Ханаана на тринадцатый год вассальной зависимости задержали выплату ежегодной подати царю Элама, что считалось бунтом.

30. Кадеш (Эйн-Машпат  или Кадеш-Барнеа  (евр.) – город у юго-восточных границ Иудеи.

31. еврею – здесь это название встречается впервые в Пятикнижии. Вероятнее всего, так называли сынов Израиля другие народы.

32. «с отрядом» – Аврам призвал в свой отряд всех, кто был в его доме, 318 рабов, которые чувствовали себя членами его семьи.

33. Дан (более раннее название места Лашем или Лаиш (евр.) – город на крайнем севере Палестины.

34. Хова – город в семидесяти км к северу от Дамаска.

35. Мелхиседек (Малки-цедек – евр.) – царь и одновременно первосвященник города Салима (Шалема-раннее название Иерусалима -  евр.) Еврейское предание гласит, что это был Сим (Ной), оставшийся в живых после потопа. Мелхиседек – « Праведный царь».

36. Царская долина (Эмек амехех евр.) или долина Шаве. Полагают, что это была Кедронская долина, пролегающая на восток от Иерусалима.

37. «хлебом угощал» – символы расположения, готовность оказать гостепри»имство.

38. В древнем мире именно так заключали союз: разрезали животное на две равные части, между которыми проходил затем каждый из договаривающихся, как бы связывая друг друга одной кровью.

39. Здесь: силы, препятствующие овладению обещанной Всевышним землёй.

40. То, что нарушает планы Всевышнего, не имеет успеха и не долговечно.

41. Имеется ввиду временное пребывание сынов Израиля в Египте.

42. Исход евреев из Египта произошёл через 430 лет с момента рождения Исаака (сына Аврама).

43. Имеется ввиду четвёртое поколение после прихода в Египет.

44. Аморреи (эморим – евр.) -  самое могущественное племя, населявшее Ханаан, но здесь собирательно имеются ввиду все местные племена .Всевышний откладывал наказание аморреев за грехи, надеясь, что они наконец-то образумятся.

45. Агарь (евр. Хагар) –  рабыня египтянка, была собственностью исключительно Сары. Агарь – «бежавшая».

46. Сур (Шур – евр.) Укрепление на восточной границе Египта, защищавшее от набегов кочевников-бедуинов.

47. Ангелы – это силы, при помощи которых Всевышний управляет миром. Они же часто являются посланцами, раскрывающими Его волю, сообщающими повеления и предсказывающими будущие события. Ангелы высочайшего уровня служат для раскрытия Его присутствия.

48. Измаил (Ишмаэль – евр.) – означает: «Бог услышал», т.е. проявил милость и помог.

49. АВРААМ – «Отец многих» в отличие от АВРАМ – «Великий отец». Изменение имени подчёркивает миссию Авраама «привести все народы под крылья Божественного Присутствия.

50. Сарра (Сара – евр.) – «Правительница» или «Княгиня».

51.Три Ангела – один пришёл, чтобы сообщить опредстоящем рождении сына (Исаака), второй – чтобы разрушить Содом, а третий – чтобы спасти Лота (Ангел никогда не получает от Бога больше одного поручения.

52. Всего в Содомской долине было уничтожено пять городов, в том числе Бела(евр. Адме) и Севоим(евр. Цвоиму). Сигор (Цоар – евр.) – один из содомских городов, куда убежал Лот.

53. Авимелех –  общий царский титул ,как, например, фараон в Египте; возможно, египетский наместник.

54. Герар (Грар – евр.) – расположен был к югу от Газы.

55. Исаак (Ицхак  - евр.) – понятие «смех» от радости.

56. Беэр-Шева – имя, данное колодцу, имеет  двойной смысл:  «колодец семи овец» и «колодец клятвы».

57. «колодец» – Беэр-Лахай-Рои (евр.) – колодец Лахай-рои, где Агарь получила откровение.

58. Пустыня Фаран – ровное плато между Ханааном и Египтом.

59. Колодец, выкопанный Авраамом.

60. Вирсавия – ещё одно название местности «колодца семи
овец».

61. Фелистея (или Фелистимия – страна Плиштим (евр.) – название  территории на восточном побережье Средиземного моря (район современной Газы).

62. Мория – гора Мория, место, на котором, как считается, впоследствии был  построен Храм.

63. Это были домоуправитель Элизер и первенец Авраама – Измаил (сын Агари)

64. «… к ногам» – так связывают ноги ягнёнка для жертвы всесожжения.

65. Кирьят Арба – буквально: «Город четырёх», древнее название г. Хеврона.

66. К Сарре явился Сатана и рассказал о том, что творится на горе Мориа. И не дождавшись развязки,Сарра умерла от
ужаса.

67. Хетты – древний народ, создавший свою империю на полуострове Малая Азия, контролировавшая в 18 – 9 веках до н.э. Сирию и частично Палестину.

68. Хетты предложили  Аврааму выбрать одно из семейных или племенных мест захоронения.

69. Махпела – «удвоенная». Пещера состояла из двух помещений, расположенных одно над другим. Находится на западном склоне Хеврона, ныне в мечете под управлением магометян, не разрешавшим в прошлом её посещать. В 1862 году  уэльский принц получил особое разрешение от турецкого султана на посещение гробницы. Там он видел каменные памятники Аврааму, Исааку, Иакову,Сарре, Ревекке и Лие в круглое отверстие в пещеру внизу, которое считается пещерой Махпела.
Эту пещеру, якобы, никто не посещал в течение 600 лет.

70. Ревекка – внучка  Нахора, брата  Авраама.

71. Хеттура (евр. Ктура – «фимиам») –второе имя  Агарь, как это объясняет Мидраш, еврейский  комментарий к библейским книгам.

72. Участие Измаила вместе с Исааком в похоронах своего отца, Авраама, ни подтверждает ли косвенно объяснение Мидраша, что Ктура (Хеттура) – это второе имя Агарь, которую Авраам, вероятно, возвратил в свой дом после смерти Сарры?


Рецензии