Лживое подражание классику

СЕГОДНЯ В МК ЕВГЕНИЙ ЯМБУРГ ГОВОРИЛ О ПАТРИОТИЗМЕ ПОДЛИННОМ И ПОКАЗНОМ
  "Ответ ищите у классиков", -заключил он, и привел стихотворение ДЕСЯТИКЛАССНИКА, продолжившего стихотворение Хомякова:

 Молитесь, плачьте, кайтесь снова
 За все безумия свои.
 За отрицанье Бога слова.
 За церковь в прахе и крови.

 За тьмы невинно убиенных.
 За веру в бешеных вождей.
 За лагеря, за осужденных,
 Не знающих вины своей.

 За обольщение химерой.
 За гибель дважды в век страны.
 За пораженье в сорок первом.
 И за бессчетных жертв войны.

 За то, что Божий дар - свободу-
 Бесстыдно продали на слом.
 За то, что своему народу
 Внушили сладкий смертный сон.

 Где гордость о советском рае,
 Где спесь от не своих побед.
 Где людоеда прославляют,
 Где ложь цветет, а правды - нет.

О мама мия!.. Бездарность и фальшь!.. Лицемерие и крикливость. Подражание и пафосность!


"отрицание Бога слова", - корявая мысль отрицания божьего слова. Смысл переходит на другое слово - "богослова".

"бешенные вожди" - это что за "бешенные"?.. Кто это у нас такие были?.. Ленин, Сталин, Брежнев?.. Ничего не попутал школяр?

"за гибель дважды в век страны" - о какой двойной гибели страны идет речь?.. Это мы должны додумывать до поэта?.. Чего он там подразумевает?.. Ну, хорошо, предположим, что первая гибель была в 17 году, рухнула империя, второе крушение было в девяностом?.. И о чем тогда сожалеет автор, если кручинится и о второй империи.

, "за пораженье в сорок первом"... О каком поражении идет речь??.. Война была выиграна, а рвать на себе волосы, что в сорок первом отступили под натиском лучшей немецкой армии, совершенно не справедливо. Если враг объективно был сильней, то в чем же себя надо винить?..

 "божий дар - свобода" - С каких это пор свобода стала божьим даром?.. Что за ерунду несет поэт?.. Религия, это строгость исполнения религиозных догматов, где любое отступление является нарушением. Свободу народы обретали в борьбе с угнетателями и врагами. Никакое божественное проведение им не даровало свободу.

 Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь, и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
(Интернационал)

"сладкий смертный сон" - о каком сне идет речь, когда народ воевал, строил, решал насущные дела. Вера народа в социализм была деятельной и не была никаким сладким, тем более смертным сном.


"спесь не от своих побед" - от каких не своих побед?.. Что за чушь?.. Победа в великой отечественной войне была не своя, а чужая?.. Марсиане что ли победили фашизм?


"людоеда прославляют" - Кто же у нас из царей был людоед, кушал человечину, в место кофе пил кровь людскую?..  Что за крайности?.. Даже Сталин не был людоедом, и остановил репрессии. Какое пафосное и ложное понимание роли верховных руководителей в истории России.

"ложь цветет" - А что же ей еще делать в таком лживом стихотворении?

А ТЕПЕРЬ СРАВНИТЕ С ПОДЛИННО ВЫСОКОЙ ПОЭЗИЕЙ АЛЕКСЕЯ ХОМЯКОВА,ЧЬЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ПАСКВИЛЬНОГО СТИШКА НЕКИЙ ДЕСЯТИКЛАССНИК.

Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».

Нет, этот грех — он вечно с вами,
Он в ваших жилах и крови;,
Он сросся с вашими сердцами —
Сердцами, мёртвыми к любви.

Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все; грехи былых времён,
За ваши каинские брани
Ещё с младенческих пелён;

За слёзы страшной той годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель Русской стороны;

За рабство вековому плену,
За робость пред мечом Литвы,
За Новград и его измену,
За двоедушие Москвы;

За стыд и скорбь святой царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разорённый Новоград;

За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей,
За Тушино, за Ляпунова,
За пьянство бешеных страстей;

За слепоту, за злодеянья,
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость темного незнанья,
За плен народа; наконец

За то, что, полные томленья,
В слепой сомнения тоске,
Пошли просить вы исцеленья
Не у Того, в Его ж pyке

И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов, —
Но у бездушного кумира,
У мёртвых и слепых богов!

И, обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Вы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной!

За всё, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времён,

За все; беды; роднаго края, —
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!


<1846>


Рецензии