Улицкая и поселенцы

                21 февраля день рождения Людмилы Улицкой. Ей исполнилось 82 года. Очень люблю эту писательницу. “Медея и ее дети”, “Казус Кукоцкого” - из самого любимого. Когда прочитала “Даниэля Штайна - переводчика”, тоже была очень впечатлена. Увы, на встречу с автором этой книги, проходившей в Бруклинской центральной библиотеке не пустили - зал был переполнен. Пришлось потом среди недели ехать после работы в Манхэттен, чтобы все-таки услышать, что имеет сказать писательница . Речь, конечно же,  шла об уникальной и драматичной судьбе прототипа главного героя, еврея-христианина, жившего в Израиле, настоятеля монастыря, проповедника милосердия в мире противоречий, ненависти и вражды. Параллельно линии жизни главного героя и в противовес ей в романе Улицкой  описана история израильского поселенца-экстремиста, который расстрелял в мечети 29 арабов и ранил 125. Эта история тоже основана на реальных событиях 1994 года. Помню, как все тогда содрогнулись в ужасе и поняли, что  никогда мира в этой стране не будет. Израиль был потрясен. 97% израильтян осуждали этого сумасшедшего. Поселенцы тоже осуждали, но кто-то из них все-таки поддерживал. Репутация поселенцев и так была не очень, но после того массового убийства резко упала.  Мои израильские родственники считали безумием селиться на оккупированных территориях, подвергая опасности себя и свои семьи. И я тоже так считала, и книга Улицкой, где поселенцы описаны фанатичными и агрессивными, возражений не вызывала. Волна насилия и убийства в Израиле со стороны арабов, однако, неуклонно нарастала, но мы - либеральные, свободомыслящие и толерантные люди -  жили спокойно, веря в мягкую силу любви, всепрощения и милосердия и в то, что  мир на израильской земле обязательно когда-нибудь наступит.
                Я не особенно слежу за высказываниями русскоязычной оппозиционной интеллигенции, куда входит и Улицкая,  по вопросу трагедии 7 октября. Ну что нового я от них узнаю?  Как-то услышала из уст одного уважаемого философа, что вся идея создания еврейского государства на основе каких-то древних библейских сказок в гуще мусульманского хаоса обречена на провал. Почти 80 лет довольно успешного существования этой страны, несмотря на горести,  его скепсиса не изменили. Еще один философ сказал, что Израиль в ходе своего развития превратился в Голиафа вместо того, чтобы оставаться Давидом. Ведь только Давид может вызывать всемирные симпатии и сочувствие. Хочется спросить: “ Что это с ними?” Один британский журналист спокойно ставит на одну доску террор Хамаса и террор поселенцев в палестинской автономии. Глубоко ранят эти откровенно антиизраильские мнения, уже не говоря о всемирной про-палестинской вакханалии всех официальных СМИ.  Но однажды я послушала  одну молодую арабку, мусульманку, которая родилась и выросла  в Израиле, получила там образование и очень тепло относится к своей родине. Она утверждает, что Израиль - это ни в коем случае не страна апартеида, а  многонациональная демократия, где все люди имеют равные права. По ее мнению не поселенцы совершают террор, а против них совершается террор, вынуждая их защищаться. Почему арабам можно жить в Хайфе, Тель-Авиве, Нагарии, а евреям селиться на исконных иудейских землях нельзя?- спрашивает она. С чьей стороны осуществляется апартеид и этнические чистки, если еврейские поселения уже пришлось ликвидировать в Газе, а в Иудее поселенцы подвергаются террору со стороны арабов и экономическим санкциям  со стороны США.
               Под влиянием слов этой замечательной женщины мой взгляд на поселенцев, да и вообще на Израиль в корне изменился.  Израиль - это действительно Давид и по площади, и по населению в сравнении с Голиафом огромных мусульманских стран. В арабских странах практически нет еврейского населения. Этнические чистки прошли там еще в 50-х. Почему же Израиль, в котором проживает 2 миллиона арабов, считается страной апартеида, а не арабские страны и не та же Палестинская автономия, в которой нет ни одного еврея. Что за двойные стандарты? Я стала больше интересоваться жизнью израильских поселенцев,  точнее религиозных сионистов. Ничего такого мрачного и агрессивного в них не обнаружила, кроме трудолюбия, храбрости, доброты, любви к своим семьям, родине и желания жить на земле предков. Прослушала множество интервью с ними и поняла, что это удивительно светлые люди.  Версия истории о поселенцах, рассказанная Улицкой, неотступно преследующая, как-то отпустила, поблекла, особенно на фоне того варварства, которое демонстрирует Хамас.  И да, мне нравится Бецалель Смотрич, лидер партии религиозных сионистов. Даже не думала, что настолько уеду вправо в своих взглядах.


Рецензии