Страсти по Анне Ахматовой... Серебряный век...

Серебряный век
Машина времени

"На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл."
А.Ахматова Поэма без Героя.(отрывок)

В астрологической системе координат серебро принадлежит Луне, как  соответственно золото - принадлежит Солнцу.  Солнце определяет в человеке  - материю, тело человека, его здоровье, его фактуру, его внешний облик. Солнце - это отец, правая сторона тела человека, в  то время, как  Луна - мать, левая сторона человека даёт то, что скрыто под маской внешности: духовность, эмоциональность, страстность.  Серебряная энергия, идущая от Луны гармонизирует разум, тело и душу. Одновременно с этим она влияет на эмоциональность, интуицию и на дух.

Отсюда, становится понятным значение: Серебряный век, век идущий от лунного начала, связанный с триединством: с духовностью, эмоциональностью и интуицией.

Как сама Ахматова оценивала свой первый альбом? Чего она добилась, к чему пришла в поэтическом даре, какие высоты покорила?

По поводу своего дебюта в автобиографическом очерке "Коротко о себе" (1965) она пишет:
"В 1912 году вышел мой первый сборник стихов – "Вечер". Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно".
Достаточно сухо и скупо.

А пока, временные часы переместили свои стрелки на - 1914 год. Ахматова - цветёт, живёт, растёт, - Поэт милостью Божьей!

В мар­те 1914 го­да вы­шла вто­рая кни­га стихов Анны Ахматовой — "Чет­ки".
"Жиз­ни ей бы­ло от­пу­ще­но при­мер­но шесть не­дель. В на­ча­ле мая пе­тер­бург­ский се­зон на­чи­нал за­ми­рать, все по­не­мно­гу разъезжались. На этот раз рас­ста­ва­ние с Пе­тер­бур­гом ока­за­лось веч­ным. Мы вернулись не в Пе­тер­бург, а в Пет­ро­град, из XIX ве­ка сра­зу по­па­ли в ХХ, все ста­ло иным, на­чи­ная с об­ли­ка го­ро­да. Ка­за­лось, ма­лень­кая кни­га лю­бов­ной ли­ри­ки на­чи­на­ю­ще­го ав­то­ра долж­на бы­ла по­то­нуть в ми­ро­вых со­бы­ти­ях. Вре­мя рас­по­ря­ди­лось ина­че», — так пи­са­ла Ан­на Ах­ма­то­ва о сво­ей вто­рой кни­ге сти­хов в ав­то­био­гра­фи­че­ском очер­ке «Ко­рот­ко о се­бе».

Книга,  дей­стви­тель­но, «не по­то­ну­ла» — бо­лее то­го, до 1923 года ее пе­ре­из­да­ва­ли девять раз. Она и вы­шла не­ма­лым для то­го вре­ме­ни ти­ра­жом — 1100 эк­зем­пля­ров. Кор­рек­ту­ру осу­ществ­лял вы­да­ю­щий­ся по­эт и пе­ре­вод­чик Ми­ха­ил Ло­зин­ский, со­зда­тель из­да­тель­ства «Ги­пер­бо­рей», где пе­ча­та­лись про­из­ве­де­ния ак­ме­и­стов, вклю­чая кни­ги Ах­матовой.

Георгий Ива­но­вич Чул­ков (1879—1939) — по­эт, пи­са­тель, кри­тик, ко­то­рый од­ним из пер­вых вы­со­ко оце­нил сти­хи Ах­ма­то­вой, еще в 1911 году при­чис­лив ее в од­ной из сво­их ре­цен­зий к наи­бо­лее ин­те­рес­ным ма­сте­рам сло­ва со­вре­мен­но­сти. На "Четки"Чул­ков то­же от­клик­нул­ся ста­тьей "Пись­ма со сто­ро­ны", где противопоставил по­э­зию Ах­ма­то­вой в целом и "Чет­ки" в част­но­сти бессмысленному сти­хо­твор­но­му по­то­ку авторов-формалистов.

"Четки" про­дол­жи­ли ли­ри­че­ский сю­жет первой кни­ги Ах­ма­то­вой "Ве­чер" и стало понятно, что раз­ви­тие Ах­ма­то­вой как поэта идет по пу­ти внутренней сосредоточенности, напряженности психологического узора. Эти ка­че­ства её по­э­зии с го­да­ми уси­ли­лись.Её ли­ри­ка оказа­лась близ­ка не толь­ко «влюб­лен­ным гим­на­зист­кам», как иро­нич­но за­ме­ча­ла Ах­ма­то­ва. Сре­ди ее вос­торженных поклонников бы­ли по­эты, толь­ко входящие в литературу: Марина Цветаева, Борис Пастернак.

В эти го­ды она ста­но­вит­ся из­люб­лен­ной мо­де­лью для мно­гих ху­дож­ни­ков, ей посвящают стихи.Ее об­раз по­сте­пен­но превра­ща­ет­ся в не­отъ­ем­ле­мый сим­вол петербург­ской по­э­зии эпо­хи ак­ме­из­ма. Ее порт­ре­ты пишут:  Кузь­ма Пет­ро­в-Вод­ки­н, На­та­н Альт­ма­н, Зи­на­и­да Се­реб­ря­ко­ва, Юрий Ан­нен­ко­в, Ни­ко­лай Тыр­са.


Рецензии