К недельной главы Мишпатим Суды

Когда видишь чудовищные судебные процессы и дикие приговоры, невольно возникает вопрос, как Всевышний санкционирует подобное. Действительно, как воспринимать абсурдное правосудие, когда за постановку безобидного спектакля получают пять лет тюрьмы или честного человека заставляют по суду выплачивать колоссальные суммы , в растрате которых он не виноват.
Каббалистическая книга "Зогар" называет приговоры, вынесенные судом, "сэдэр гилгулим" (порядком или следствием реинкарнаций) , а Талмуд добавляет о неправедных судьях: " Мало того, что они передают имущество правого в руки неправого -  они ещё вынуждают Всевышнего собственноручно возвращать имущество в руки своих законных хозяев".
В своё время ( более трёхсот лет тому назад) Магид из Межерича спросил своего учителя Бааль Шем Тов(а) , что означает это место в Талмуде и почему "Зогар" называет суды "сэдэр гилгулим"(следствием реинкарнаций).
В ответ Бааль Шем Тов посоветовал своему ученику спуститься к реке и , спрятавшись за широким дубом, наблюдать до полудня всё , что там будет происходить , ничем не выдавая своего присутствия .
- Главная твоя задача - наблюдать и ни во что не вмешиваться, как бы того ни требовали законы справедливости,- подытожил Бааль Шем Тов.
Магид из Межерича спустился к реке в том  самом месте, где путники останавливаются попить, нашёл рядом широкий дуб, спрятался за ним и занял выжидательную позицию.
Не прошло и нескольких минут , как на породистой лошади подъехал какой-то богато одетый человек . В момент, когда он наклонился, чтобы попить, из его кармана выпал кошелёк, туго набитый купюрами.
Через полчаса после того, как потерявший кошелёк богач уехал,  к берегу подошёл некто, по виду портной , и обнаружил кошелёк богача.  Увидев содержимое, он с радостью убежал восвояси, даже забыв утолить жажду. Ещё через полчаса к речке подошёл бедняк, весь в заплатах и стоптанных башмаках. Напившись вдоволь, он лёг отдохнуть возле на лужайку и задремал. Не успел бедняк крепко заснуть, как послышался цокот копыт, и встревоженный богач, который,видимо, не сразу обнаружил потерю, прискакал на лошади. Растормошив задремавшего бедняка, он сразу же набросился на него с криком и угрозами:
- Немедленно верни мне кошелёк. Я уронил его именно здесь.
Сколько ни уверял его бедняк, выворачивал карманы, это не убедило богача в его невиновности. Уверенный в том , что бедняк зарыл деньги где-то неподалеку, богач начал его избивать плёткой, нанося удар за ударом.
Только, когда бедняк от побоев и унижения потерял сознание,  богач, разочарованный и кипящий злобой,  сел на лошадь и удалился восвояси...
Наблюдая всё это в течение нескольких часов, Магид из Межерича многократно порывался вмешаться в ситуацию : окликнуть потерявшего, призвать к совести нашедшего, защитить несчастного бедняка.
Но он строго-настрого помнил наставление Бааль Шем Това молчать и не вмешиваться ни в коем случае.
Когда же он вернулся к своему учителю за объяснениями , то ему даже не пришлось рассказывать эту печальную историю.
Бааль Шем Тов первый обратился к нему:
- Все наши души существовали в предыдущих воплощениях. И я расскажу тебе, кем были эти люди.
Богач в предыдущей жизни судился с портным и ,  подкупив судью , завладел не принадлежащим ему имуществом. Бедняк же в предыдущей жизни был  продажным судьей, который вынес несправедливый приговор. Ты же видел только, как Всевышний всё исправил и поставил на свои места.  Несправедливо обворованный в предыдущем воплощении ,  в этой жизни стал портным и получил в точности все свои деньги.  Подкупивший судью в предыдущей жизни ныне стал богачом и эти деньги потерял, а подлый судья -  бедняком и подвергся тяжкому избиению.
Вот тебе и ответ на вопрос, почему "приговор - следствие реинкарнаций".
И здесь Бааль Шем Тов повторил фразу из Талмуда о продажных судьях "Мало того, что они передают имущество правого в руки неправого - они ещё вынуждают Всевышнего собственноручно возвращать имущество в руки своих законных хозяев ."
Мы же смотрим на какое-либо событие только в той точке, куда простирается наш кругозор, и зачастую не видим всё, что ему предшествовало .


Рецензии
Добра вам! Ниже текст одной из любимых песен.

Замечательная притча ! Светлана Копылова " Дупло "

- Кругом - одна несправедливость, - так говорил один старик.
И перед ним, взглянув пытливо, Господень ангел вдруг возник.
- Молил ты Господа, - сказал он, - открыть тебе Его дела:
Зачем одни живут в печали, другие же - не знают зла.

И вот, повёл посланник Бога его далёко за село:
Там был источник у дороги и дерево с большим дуплом.
- Сиди, мой друг, в дупле, покуда я не вернусь, и наблюдай:
Сюда приходит много люда, ты лишь себя не выдавай.

И ангел словно растворился… Старик залез в дупло и ждал.
Вдруг видит он: остановился богатый путник на привал.
Сел на ковёр, порезал сала, достал набитый кошелёк
И долго золото считал он, жуя просаленный кусок.

Когда богач, напившись чаю, собрал оставшийся паёк,
То не заметил, как случайно он обронил свой кошелёк.
Старик в дупле сидит и видит: ушёл богач, пришёл другой:
Одежда скромная по виду, в котомке - хлебушек с водой.

Платочек расстелил на травке, водичкой хлебушек запил…
Увидев кошелёк, так рад был, что даже шёл куда - забыл.
Домой отправился, довольный… Старик же всё в дупле сидит.
Глядит: идёт дорогой дольней бедняк в лохмотьях - жалкий вид.

Но не успел ещё бедняга омыть в источнике чело, -
Вернулся тут богач и нагло стал требовать свой кошелёк.
И находясь в порыве злости, его безжалостно он бил…
Упал бедняк на камень острый и тихо дух свой испустил.

Но не найдя своей пропажи, богач бежал - и был таков!
Старик в дупле заплакал даже, как вдруг явился ангел вновь.
Спросил его: «Ну, что ты видел?» - «Несправедливость лишь одну!
Невыносимо, ангел, видеть мне безнаказанной вину!»

- Теперь, старик, меня послушай, - сказал он, свой рассказ начав, -
Нашедший кошелёк - был лучшим когда-то другом богача.
Но тот богач был слишком жадным, он хитрым и коварным был,
И вот при помощи обмана он друга напрочь разорил.

А тот бедняк и сам когда-то ограбил брата и убил,
Но всё, покаявшись, раздал он и смерть такую же просил.
И внял Господь его молитвам: дал мученический венец.
И тут старик в слезах воскликнул: «Небесный справедлив Отец!»

Василий Смирнов 10   26.02.2025 21:24     Заявить о нарушении
Да , безусловно, это та самая история, может, в чуть изменённом варианте. Историям Бааль Шем Това более трёхсот лет . Соответственно вопрос, откуда Светлана Копылова взяла свою притчу, ясен.
Василий, спасибо Вам большое за отклик и дополнительную информацию по данному вопросу

Графман Леонид Давидович   27.02.2025 00:38   Заявить о нарушении
У Светланы замечательные песни-притчи, вроде и сама их сочиняет. Был один раз на её концерте. Понравилось. Особенно "Богач и бедняк" Может у вас откроется ссылка

http://vkvideo.ru/video104518119_164856399?ref_domain=yastatic.net

С уважением,

Василий Смирнов 10   27.02.2025 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.