Мой Вклад в Новый ЛитСборник Семейный Артефакт
Мне удалось опубликовать небольшую главку о моей по отцовской линии бабушке Агнии с фото в новом литературном сборнике «Семейный артефакт, только что изданном питерской библиотекой имени Даниила Гранина в развитие его же проекта «Ленинградский каталог». Я очень рад, что благодаря названному сборнику, пусть и в весьма сжатой форме, мне посчастливилось увековечить память моей замечательной бабушки-блокадницы, которая ушла из жизни в 2010 году в возрасте 101 года с гаком! Пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность за возможность публикации Фонду сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина и. конечно, коллективу петербургской библиотеки №9 имени Д. Гранина.
Все подробности — в прилагаемой письме организаторов конкурса. Там же ссылка на электронную версию сборника. В моей главе Вы можете, в частности, увидеть фото двух маленьких девочек с ягнёнком. Это — совсем юная Агния и её младшая сестра.
Если будет время, взгляните страницы 52 и 53 сборника.
ВНИМАНИЕ: После переписки читайте ПОЛНЫЙ ТЕКСТ моего очерка. Он включает фрагменты,которые не вошли в литературный сборник в силу его ограниченного объёма.
На связи
Александр Прохоров
ВСЯ ПЕРЕПИСКА
Конкурс Гранина <graninkonkurs@yandex.ru>9 декабря 2024, 18:01
Добрый день, наши дорогие участники конкурса, соавторы сборника «Семейный артефакт»!
Мы очень рады, что наша идея создать продолжение «Ленинградского каталога» Даниила Гранина удалась. Каждый из вас, поделившись своей историей, подарил этому изданию тепло своей души и сделал читателей этого сборника и всех нас немного ближе друг к другу.
Во вложении - электронная версия сборника «Семейный артефакт» и сертификаты участников. Работа над ним продолжается, мы очень хотим издать печатную версию, но в то же время понимаем, что и вам не терпится его полистать. Пусть даже виртуально.
Большинство историй уже опубликованы в наших группах ВКонтакте – https://vk.com/centrgranina
https://vk.com/bibliotekagranina.
Читайте их по хештегу #ленинградский_каталог2024. Мы продолжим это делать и дальше, пока не опубликуем все.
Ваши замечания, предложения, пожелания принимаем по адресу электронной почты graninkonkurs@yandex.ru. Письма можно адресовать куратору Культурно-просветительского центра Русяевой Елене Николаевне.
Сюжет о том, как проходило заключительное мероприятие по ссылке: https://vk.com/bibliotekagranina?w=wall-133896477_11254
С наилучшими пожеланиями – организаторы VI Всероссийского конкурса Даниил Гранин «Непрочитанное время»: Фонд Даниила Гранина и библиотека № 9 им. Д. Гранина.
К письму приложены файлы на Яндекс Диске:сборник с обложкой.pdf (10606185)
Шаповалова.jpg (2066966)
Шевченко.jpg (2050491)
Давыдова.jpg (2078326)
Дмитриченко.jpg (2096120)
Заречанская.jpg (2148517)
Заречанский.jpg (2119629)
Игнатик.jpg (2032717)
Калинина.jpg (2063281)
Климцева.jpg (2092924)
Конева.jpg (2048337)
Кузнецова.jpg (2106707)
Лагунов.jpg (2075472)
Лисина.jpg (2036652)
Меньшакова.jpg (2077218)
Петрова.jpg (2053613)
Погодина.jpg (2069443)
Прохоров.jpg (2093010)
Романова.jpg (2073364)
Турчанинова.jpg (2096381)
Хайбуллина.jpg (2083913)
Щербакова.jpg (2121102)
ХХХ
А вот ПОЛНЫЙ ТЕКСТ моего очерка:
К 80-летию Великой Победы
Александр Витальевич Прохоров
И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИЛАСЬ ЖИЗНЬ...
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
А.С.Пушкин
…Фронт - в переводе - лоб,
Это значит - лицом к лицу,
Фронт работ - где лицом к Творцу
Я работаю, жили чтоб
Во имя святого долга -
Очень и очень долго!
Ю.Мориц
Из нового стихотворения «ПИСЬМО С ФРОНТА»
Легкое сердце живёт долго. Агния Яковлевна Прохорова (Ауцен), потомок ветвей славных родов Жуковых, Толстых,Энгельгардтов, Бенкендорфов и Воронцовых (генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов) с их выдающимися заслугами перед Отечеством, пережила царя, революцию, три войны, три переименования её родного города на Неве, блокаду, перестройку, распад СССР, рождение и становление постсоветской России в первое десятилетие третьего тысячелетия....
Моя бабушка по отцовской линии – Агния Яковлевна прожила 101 год и была официально признана самым пожилым жителем города Лодейное Поле, что на северо-востоке Ленинградской области.
Здесь в 1702 году по велению Петра I была основана Оловецкая судостроительная верфь, которая должна была стать головной при создании первоначального ядра славного Балтийского флота – флота, на котором офицерами служили многие мои предки по отцовской линии. Свирский рубеж стал непреодолимой преградой на пути врага, пытавшегося окружить Ленинград вторым блокадным кольцом. 1005 дней и ночей длилась оборона Лодейного Поля. Здесь насмерть стояли советские воины. Сдерживая натиск врага, они эффективно поддерживали «Дорогу жизни» через Ладожское озеро – самый крупный в Европе пресноводный бассейн.
А на соседнем Ораниенбаумском плацдарме в двойном кольце вражеской блокады, важнейшем стратегическом пункте обороны Ленинграда с юга, с сентября 1941-го по январь 1944-го в рядах моряков Балтийского флота, сдерживая натиск нацистов, отважно бился мой дед – Александр Витальевич Прохоров. И это было настоящее Братство «Презиравших Смерть»…
В это Братство входил и родные братья деда, – два Дмитрия 1893 и 1907 годов рождения, оба полковники медицинской службы, оба Герои войны - кавалеры Орденов Ленина и многих боевых орденов и медалей. Будучи фронтовыми медиками, они с честью выполнял свой профессиональный и воинский долг под Москвой в 1941 году и так - до Великой Победы.
В битве за Москву, на защите неба столицы храбрым воином показал себя ещё один брат моего деда Александра – старший техник-лейтенант 1-го полка аэростатов заграждения – Прохоров Николай Витальевич 1905 года рождения. Всего было 124 аэростатов заграждения и 6 радиолокационных станций обнаружения воздушных целей. В целом войска ПВО при обороне Москвы и объектов на подступах к ней уничтожили 738 самолётов противника. А ведь даже двух десятков бомбардировщиков с «зажигалками» хватило бы, чтобы сжечь весь город. И сожгли бы, если бы не героизм москвичей.
Жизненный путь бабушки Аги начался 6 мая 1909 года на Петроградской стороне северной столицы, в семье банковского служащего и секретаря-машинистки. В отличие от брата Агнии не довелось учиться в Императорской гимназии, зато вождя мирового пролетариата она восьмилетней девочкой видела лично недалеко от родного дома на митинге. Ей отчётливо запомнился тот день: она с отцом оказалась на площади возле цирка. Падающий снег покрывал головы и плечи участников митинга. «Давай послушаем Ленина» - предложил отец, а девочке было зябко и очень хотелось домой…
В 1932 году Агния закончила Ленинградский ветеринарный институт и стала работать в лабораториях мясоконтрольных станций. С началом войны проводила на фронт мужа Александра, военного следователя, а сама с 6-летним сынишкой Виталиком, моим отцом, оказалась в тисках холода и голода блокады.
Было всё: и дежурства у входа в бомбоубежище,и тушениена крышах домов вражеских зажигалок и отчаяние, и стоическое терпение, и страх, и крохи надежд, и даже… участие в поимке вражеского лазутчика! Болезнь сына обернулась операцией в военно-медицинской академии. А уже вечером район академии жестоко бомбили. Испуганная Агния еле нашла в бомбоубежище ребёнка, забившегося под стол. В здании не осталось ни одного целого стекла…
Спасение сына в блокаду стало целью и смыслом жизни молодой женщины. Нещадно терзал голод, и если бы не помощь родителей, жертвовавших многим ради её и мальчика, то неизвестно, как всё сложилось бы… Покупка отрубей и похлёбка из них превращались в праздник. «Отдала папе свою кашу, - вспоминала Агния, - и он, большой, сильный когда-то мужчина рыдал…» А перед самой эвакуацией, она хотела оставить родным переданную мужем с фронта банку тушёнки, но старики наотрез отказались её брать. Ведь столь ценный продукт был нужен для поддержания сил внука и их дочери…
Агнию Яковлевну и Виталика эвакуировали из Ленинграда 1 марта 1942 года. Стреляли зенитки, по льду Ладожского озера скользили на лыжах военные в маскировочных халатах, натужно ревели моторы. Освещённый мертвенным светом луны лёд озера блестел, рождая в душе чувство зыбкости и тревоги. Вдруг бабушка с ужасом увидела, как головная машина колонны провалилась под воду… Никто не был уверен, что благополучно преодолеет 30-километровый путь, но в этом случае, слава Богу, всё обошлось.
На берегу обогрели, накормили, дали на дорогу хлеба и немного бесценного шпика. А потом, в вагоне поезда, кто-то украл и еду, и вещи. В эвакуации в г. Иркутске Агния отыскала (вот оно Счастье!) родных – сестру с бабушкой – и стала работать по специальности.
Когда война закончилась, Агнии так и не удалось вернуться в родной дом на Садовой. Следы мужа, гвардейского офицера, кавалера многих боевых орденов и медалей, надолго затерялись на войне. А ордер на жильё чиновники упорно не хотели выдавать. Пришлось жить на съёмных квартирах. Помыкавшись, бабушка весной 53-го взяла направление на работу серологом в Лодейное поле. Там как раз строился дом для лаборантов.
Это скромное двухквартирное строение сохранилось и по сей день. Общая кухонька, комнатка с печным отоплением, холодильник, старый шкаф, телевизор, кровать, стол с фото любимого сына, которого судьба забросила сначала в Москву, а затем в подмосковную Балашиху – вот и весь незатейливый спартанский уют. Скромность быта не угнетала Агнию. Мало того: когда одной молодой семье с прежней работы понадобилась дополнительная жилплощадь, она отдала им большую из двух принадлежавших ей комнат, которую получила как замдиректора лаборатории. А как же иначе? Им, молодым, больше надо! Ведь и у самой Агнии Яковлевны – трое внуков москвичей (два Александра и Дмитрий), есть уже правнуки и правнучки, включая мою дочь Елену или, если угодно, Елену Александровну.
Судьба послала бабушке прекрасную соседку – Веру Петровну Качевскую. Они когда-то вместе работали в одной лаборатории, а затем долгие годы, вплоть до кончины бабушки на 102 году жизни 25 декабря 2010 года, делили радости и невзгоды. Так бывает: судьбы чужих людей сначала пересекаются, затем становятся близкими, и, наконец, сливаются в одну…
Их чудесный палисад в городской черте с пионами, георгинами, хризантемами и множеством других цветов долгие годы притягивали к себе взгляды прохожих. Настоящий деревенский рай! Цвели цветы, шла жизнь. Летом в этом раю часто гостили родные и близкие, которых бабуся Агуся любила потчевать ядрёными белыми грибами и пирожками с брусникой. И в этом тоже я ощущал и до сих пор ощущаю тепло Большой Семьи…
Столетие любимой бабушки отмечали в уютном кафе, куда юбиляра доставили на машине. Празднество прошло весело: юбиляр бойко танцевала и читала по памяти поэму «Медный всадник». Агния Яковлевна была старейшим членом литературного клуба-гостиной «Блокадник». Там она, кавалер медали «Житель блокадного Ленинграда» и ряда других памятных наград, часто читала свои любимые стихи.
Однажды корреспондент местной газеты поинтересовалась у неё, что сильнее всего запало ей в душу за такую непростую долгую жизнь? Блокадница Агния Яковлевна со слезами на глазах произнесла одно-единственное слово: «Ленинград»…
Казалось бы, - всего одно слово. Но иной раз слово подобно верхнему слою воды над омутом. Омутом памяти.
Битва за Ленинград – это самая длительная сухопутная военная кампания Второй мировой войны. Она продолжалась полные 4 года – с июля 1941 по июль 1944 года.
За 872 дня блокады Ленинграда жители города и солдаты, его защищавшие, прошли через невероятно тяжёлые испытания: бомбёжки, артиллерийские обстрелы, голод, холод, жажду и постоянный страх смерти. Ленинград, заметьте, был фронтом, в котором не существовало тыла, городом, который, казалось, был обречен на медленное и мучительное умирание. Более 500 дней город с «Большой землёй» связывала только Дорога Жизни. По приблизительным оценкам, в блокадном Ленинграде умерли более 1 миллиона человек. Материальный ущерб составил более 35 трлн рублей!
Несмотря ни на что, Ленинград выстоял. Как и почему выстоял? Это – центральный вопрос «Блокадной книги» - документальной хроники блокады Ленинграда, написанной вместе Даниилом Граниным и Алесем Адамовичем.
Авторы собрали 200 рассказов блокадников. Общий объём материала 4000 страниц! Каждый рассказ – горькая, тяжёлая, страшная правда. Правда из первых уст. Да, такие книги убирают «каменный налёт» с сердца любого, кто именуется человеком.
В 1941 году Даниил Гранин добровольцем ушёл на фронт, воевал в составе дивизии народного ополчения на Ленинградском фронте. Был танкистом, завершил войну в звании командира роты тяжёлых танков.
Так случилось, что 27 января 2014 года в рамках "Часа памяти" жертв нацизма 95-летний Даниил Гранин выступил в немецком бундестаге. Гранин говорил не как писатель или историк,а "как солдат"-участник обороны Ленинграда. Особое внимание Гранин уделил моральному выбору людей в экстремальных условиях и значению Победы как торжеству справедливости. Завершая речь,Даниил Гранин произнёс: "В конечном счёте всегда торжествует не сила,а справедливость и правда".
Тогда депутаты бундестага аплодировали нашему ветерану 7 минут стоя. В нынешней удушливой атмосфере реваншизма и призывов к строительству нового рейха выступление подобное речи Даниила Гранина было бы просто невозможным...
22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ей награждено около 1,5 млн. человек. 8 мая 1965 года Ленинграду было присвоено звание «Город-Герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».
Блокада Ленинграда – это история огромного коллективного народного подвига, без которого не могла бы свершиться наша Победа. Давайте не будем об этом забывать!
Жемчужины своего родного Возродившегося града на Неве, второй столицы, мне, её первому внуку, московскому девятикласснику, бабушка с особой нежностью и гордостью, словно семейные драгоценности, впервые показывала в далёком 1975 году. Ровно 30 лет спустя после Великой Победы. И для меня, коренного москвича, внука офицера-героя войны, это было открытие новой Вселенной...!
Интересно, что своё долголетие бабушка чем-то сенсационным не считала, ведь её бабушка (моя прапрабабушка) прожила аж до 115 лет!
Сильная, честная, добрая, терпеливая, уживчивая и открытая людям душой, бабушка Ага не привыкла хныкать по мелочам. Её юный звонкий голос Вечного энтузиаста и оптимиста по сей день у меня на слуху. Вековая мудрость, нежная любовь к родным и ближним были истинным золотом её жизни. Поистине лёгкое сердце живёт долго! А слава предков ещё и окрыляет!
Лёгкому сердцу – светлая память, о которой так проникновенно писал Жуковский:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были
***
Свидетельство о публикации №125021907808