Муму. Куда приплыл Герасим
Нужно отметить, что барыня не отдавала прямого приказа на уничтожение собаки. Она требовала её удаления. Своё требование она передала через дворецкого. Гаврила Андреевич собрал всю дворню, имеющуюся в его распоряжении, чтобы надавить на мужика. Герасим, как природный селянин, подчинился воле «коллективной барыни», иначе говоря, «мира». Он же и вынес смертный приговор беззащитной Муму, выразительно очертив пальцем вокруг своей шеи. Здесь можно усмотреть проявление фатализма, присущего русскому человеку.
Герасим – персонификация простого русского народа, точнее, его здорового ядра, правда, в тяжёлых цепях молчания. На это указывают его исполинский рост – «двенадцати вершков» значит 195 см (два аршина обычно опускались из описания), богатырская сила («Минина и Пожарского рука»), любовь к работе и ответственное отношение к обязанностям («числился самым исправным тягловым мужиком»), отвращение к спиртному и алкоголикам.
Противоположный ему полюс – башмачник Капитон Климов, бездельник и горький пьяница, пьющий якобы «с горя». Капитон полагает себя человеком «образованным и столичным», которого судьба забросила в московское захолустье. Налицо психология и язык образованного лакея. Башмачник выражается манерно и витиевато: «Женитьба дело хорошее для человека, Гаврила Андреич; и я, со своей стороны, с очень моим приятным удовольствием».
Герасим и Капитон претендуют на руку бедной безответной женщины, чья основная черта – покорность. Глухонемой дворник повергает 28-летнюю прачку Татьяну в ужас; она даже идёт на уловку и притворяется пьяной, чтоб вызвать в Герасиме неприязнь. Против башмачника она ничего не имеет и в две недели делается его супругой. Смиренная Татьяна предпочла могучему немому красноречивого лакея, безнадёжного пьяницу и лентяя. «Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? – Капитона, башмачника. – Слушаю-с».
Безобидное притворство Татьяны – своего рода инициация, «посвящение» в супруги пьяницы. Она изобразила хмельное состояние, чтобы отвадить от себя трезвенника, и получила действительного алкоголика. Через год Капитон окончательно «спился с кругу», жизнь Татьяны пошла под откос. Татьяна – тоже в каком-то смысле Муму, кирпич на её шее – пьяница-муж.
************
Щенка Герасим выловил в реке у берега, и это символично: Муму вошла в повествование из воды и в неё же канула, исчезнув навсегда. Одни и те же руки спасли и погубили её. Тургенев счёл нужным закольцевать своё повествование. Обретение Муму случилось в день отъезда Татьяны с её непутёвым мужем и даже благодаря этому событию: дворник провожал свою любовь, следуя за обозом. Таким образом, собачка заняла опустевшее место в его душе.
В композиции повести отчётливо проступают два кольца, внутреннее и внешнее. Первое – всё, что связано с Муму, её короткой собачьей жизнью. Второе – видимый отрезок жизни Герасима. По барской воле он покидает родную деревню, по своей собственной в неё возвращается. Он практически входит в ту же самую реку, то есть в свою прежнюю, настоящую жизнь, утратив, правда, интерес к женщинам и собакам. Два сюжетные кольца прямо соответствуют историческим московским кольцам – Бульварному и Садовому. Остоженка, где проживает и трудится Герасим, как раз их соединяет. Городская топография удивительным образом совмещается с главными сюжетными линиями.
Особняк барыни, серый дом с белыми колоннами, располагался в районе Остоженки – радиальной улицы, ведущей от Бульварного кольца до Садового в юго-западном направлении, параллельно берегу Москвы-реки. Герасим дважды в день запрягал лошадь и проулками спускался к реке, чтобы набрать в бочку воды для хозяйственных нужд. Поблизости был Крымский брод: летом Москва-река настолько мелела, что её переходили здесь по колено в воде. Брод получил название Крымского, поскольку ордынцы-крымчаки не раз пользовались им, чтобы пересечь реку и осадить Кремль либо Китай-город. Теперь на этом месте возвышается подвесной Крымский мост – обязательное звено Садового кольца. Плотина, возведённая в 1863 году, существенно подняла уровень Москвы-реки в городской черте.
Накормив Муму щами с мясом, Герасим отвёл её к реке, прихватив по дороге два кирпича и верёвку. Чтобы осуществить своё намерение, он воспользовался лодкой, взятой «напрокат» возле Крымского брода. Он поплыл вверх по течению. Почему? Вниз означало двигаться к центру города, к Кремлю. Он же, напротив, стремился покинуть город, причинивший ему страдания. Кроме того, физическое напряжение могло притупить душевную боль. Москва-река входит в столицу с запада и, сделав множество петель, выходит на юге, где устремляется к Оке. Герасим энергично грёб против течения. Так он прошёл мимо Нескучного сада и Воробьёвых гор, оставшихся по левую руку, и вместе с рекой сделал крутую петлю. Можно утверждать, что здесь он Муму не топил: «А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась далеко назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней…» – пишет Тургенев, ни словом не упоминая горы, поросшей вековым лесом. Следовательно, гребец дошёл до следующего поворота, теперь налево, и оказался в районе нынешнего Киевского вокзала.
Рассказ написан в 1852 году; действие происходит в это же время. Множество карт показывают, что Москва в середине XIX в. на 90% умещалась в пределах Садового кольца, местами выходя за его границы. Район Киевского вокзала как раз был такой границей, застройка соседствовала с огородами и полями. Чтоб Москва действительно осталась «назади», Герасиму нужно было плыть дальше. Теперь по его левую руку была бы набережная Тараса Шевченко и гостиница Украина, справа – здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), известное как дом-книга. Гребец прошёл бы под нынешним метромостом Филёвской линии и, наконец, приблизился бы к небоскрёбам Москва-Сити. Это и было в позапрошлом веке Подмосковьем, сельской местностью. Похоже, именно здесь Муму нашла свой конец. Если это так, то впечатляющий комплекс из стекла и бетона, достигающий трёхсот восьмидесяти метров в высоту, есть самый грандиозный монумент из всех, когда-либо возведённых на месте гибели преданного животного. Недаром некоторые башни напоминают кирпичи или блоки, поставленные вертикально друг на друга.
16. 02. 2025
Свидетельство о публикации №125021602317
а почему Герасим утопил - мне кажется, этим автор хотел показать его восприятие барской воли, как чего-то безусловного и абсолютного, уход же его - скорее, как наказание для самого себя, его ведь почти наверняка бы выловили и наказали...
в этом и страшная трагедия всего описанного...
по данному же разбору - было бы здорово снять ролик с показом всех упомянутых мест и рассказом обо всём!... )
Криспи 21.02.2025 23:10 Заявить о нарушении
Отличная идея с роликом с показом местности - общих планов и отдельных объектов!
Дмитрий Постниковъ 21.02.2025 23:42 Заявить о нарушении