Латыши и блокада Ленинграда Александр Ржавин

Публикация Александр Ржавина

В Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, не доходя до Арки Главного штаба, Национальный центр исторической памяти при президенте Российской Федерации (https://russiancip.ru) разместил выставку оригинально оформленных стендов «Блокада Ленинграда – нацистский геноцид советского народа во время Великой Отечественной войны» (Nazi blockade of Leningrad was genocide of Soviet people during the Great Patriotic war). На русском и английском языках на них рассказывается об основных фактах этого трагического события. При этом плакаты были также установлены на Пискарёвском мемориальном кладбище (https://t.me/nciprussia/2197).
Тема печальная, но вот одному факту порадовался: звонкой оплеухе, которую организаторы выставки отвесили пану Мединскому, председателю Российского Военно-Исторического общества. Напомню, в 2016 году в Санкт-Петербурге Российским военно-историческим обществом (РВИО) была открыта мемориальная доска генералу Карлу Маннергейму. По словам участвовавшего в торжественной церемонии Владимира Мединского (тогдашнего министра культуры РФ), это было сделано, чтобы «в канун столетия русской революции преодолеть трагический раскол в нашем обществе». Официальная позиция РВИО была такова: мемориальная доска установлена Маннергейму как офицеру русской армии, служившему российскому Отечеству более тридцати лет. Все, что было после, ; остается за скобками. Но даже по действиям Маннергейма во время Второй Мировой войны у РВИО было особое мнение. «Есть юридическое определение преступника, которым Маннергейм не являлся, несмотря на ту роль, которую он сыграл будучи главнокомандующим Финляндии. Он не является лицом, обвиненным судом в каких бы то ни было противоправных деяниях, мы не должны это забывать», – сказал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов. Однако доску пришлось демонтировать и перенести в Ратную палату.
И вот на плакатах мы видим следующий текст: «Вместе с немецкими войсками в блокаде Ленинграда активное участие приняли регулярные войска Финляндии. 600000 финнов участвовали в наступлении на город и первыми замкнули свою часть блокадного кольца. Финское командование (Карл Маннергейм) и руководство нацистского рейха сходились в мнении, что Ленинград вместе с населением должен быть стёрт с лица земли». И дана фотография ручкающихся Гитлера и Маннергейма. Да, для всех нас, кто кровно связан с Петербургом-Петроградом-Ленинградом, образ Маннергейма по указанным причинам навсегда запятнан и не подлежит никакой глорификации и тем более мемориализации в городе на Неве.
Но что написано дальше? «По историческим и архивным данным в блокаде Ленинграда участвовали также вооружённые подразделения, сформированные на территории Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, а также добровольцы из числа австрийцев, латышей, поляков, французов и чехов». На английском это звучит так: «Nazi-Finnish troops that sieged Leningrad included collaborators from Belgium, Italy, Spain, the Netherlands, Norway, as well as Nazi collaborators from occupied Austria, Latvia, Poland, France and Czechoslovakia».
Ещё на одном стенде говорится: «Судом установлено: блокада Ленинграда – это геноцид...» И поясняется, что 1093842 человека погибли в блокадном Ленинграде и что 20 октября 2022 года Санкт-Петербургский городской суд вынес решение: «...признать Блокаду Ленинграда оккупационными властями и войсками Германии и их пособниками – вооружёнными подразделениями, сформированными на территории Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии и Финляндии, а также отдельными добровольцами из числа австрийцев, латышей, поляков, французов и чехов в период с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года – военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население СССР, народов Советского Союза».
Увы, это факт: латышские полицейские батальоны принимали участие в блокаде Ленинграда.
Но были и другие латыши. И мне жаль, что на плакатах не сказано о них.
Более того, на днях Минобороны РФ запустило на своём сайте специальный мультимедийный раздел «Роднились кровью в праведном бою» (https://n-form-rkka.mil.ru), посвященный «вкладу бойцов союзных республик СССР в Победу в Великой Отечественной войне». Как сказано в аннотации, в разделе «представлена подборка рассекреченных документов из фондов Центрального архива военного ведомства, рассказывающих о вкладе национальных воинских формирований союзных республик СССР Красной Армии в борьбу с фашизмом». И вот смотрю список республик: Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Позвольте, а где же Латвия (и Эстония)?!
3 августа 1941 года началась формироваться 201-я Латвийская стрелковая дивизия, которая, как говорят все советские справочники, стала первым национальным формированием Красной Армии во время Великой Отечественной войны. При создании она на 70% была укомплектована добровольцами, из них граждане Латвийской ССР составляли примерно 90%. За проявленные мужество и стойкость, за героизм личного состава в боях под Москвой и у Старой Руссы 5 октября 1942 года дивизии было присвоено гвардейское звание, и она была преобразована в 43-ю гвардейскую Латышскую стрелковую дивизию.
Хотя, если быть максимально точными, то первые латвийские/латышские формирования в Красной Армии появились уже в самые первые дни боёв лета 1941 года. Оставим в стороне 24-й территориальный корпус Красной Армии, сформированный на базе латвийской Народной армии из бывших латвийских Национальных вооружённых сил после советизации Латвии. Речь, конечно же, о частях Рабочей гвардии (https://dzen.ru/a/ZkI2ybZhHXFsvnsY). Батальоны рабочегвардейцев бились с нацистами в Лиепае, в Риге, на территории Эстонии (http://voin.russkie.org.lv/raid_latyshskie_dobrovolcy_v...), где они были сведены в два латышских рабочих стрелковых полка. Латвийцы несли тяжёлые потери в яростных боях. 16 июля 1941 года 1-й латышский стрелковый полк стал регулярной частью РККА. После обороны Таллина полк в составе 10-й стрелковой дивизии РККА был эвакуирован кораблями Балтфлота в Кронштадт. Во время перехода через заминированный Финский залив суда подверглись ожесточённой бомбардировке, большая часть полка погибла.
Из 283 оставшихся в строю военнослужащих полка был сформирован 1-й латышский батальон, который вошёл в состав 62-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии. Батальон участвовал в обороне Ленинграда в районе Стрельны и Петергофа. Когда в нём осталось всего 50-60 бойцов, последних включили в состав 76-го латышского отдельного стрелкового полка, сформированного в сентябре 1941 года из остатков 2-го латышского рабочего добровольческого полка. Эти рабочегвардейцы пробивались из Эстонии через Нарвский перешеек в район Ораниенбаума. 76-й полк был расформирован 1 ноября 1941 года, оставшиеся в живых бойцы пополнили 201-ю дивизию.

Жаль, очень жаль, что этих отважных латвийцев – латышей, русских, евреев, поляков – забыли как в МО РФ, так и в Национальном центре. А ведь они, в отличие от упомянутых полицаев, защищали Ленинград и своими жизнями спасали город от захвата врагом осенью 1941 года, в самое тяжёлое и решающее время.


Рецензии